ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Кузнецов Кирилл Олегович
Московский государственный педагогический университет
студент 2 курса магистратуры

Аннотация
В статье проводится анализ современного российского законодательства в сфере защиты несовершеннолетних от влияния средств массовой информации, выявляется степень законодательной защиты подрастающего поколения от информации, транслируемой СМИ.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кузнецов К.О. Правовое регулирование деятельности средств массовой информации в сфере развития несовершеннолетних // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/05/98388 (дата обращения: 19.04.2024).

Средства массовой информации являются важной частью нашей повседневной жизни. Каждый из нас ежедневно использует их, получая новости о событиях, происходящих вокруг. Безусловно, вся получаемая нами информация тем или иным образом оказывает на нас воздействие, меняет наше мировоззрение, нравственно-культурные аспекты нашей личности. Наиболее уязвимо к этому воздействию молодое поколение, поэтому крайне важно защищать их от пагубного воздействия определённой информации. В первую очередь реализовать это возможно с помощью грамотно выстроенного законодательства. Учитывая важность подрастающего поколения, которое является опорой для будущего развития любого государства, представляется крайне важным существования грамотно выстроенной законодательной базы, обеспечивающей детям условия для правильного морально-нравственного и личностного формирования.

Так, например, Р.Г. Рихтер считает, что «Целью правовых мер является защита детей от такого влияния мира взрослых, к которому они пока не подготовлены в силу уровня своего развития, а также создание благоприятной среды для их постепенного созревания и взросления. Эти меры включают в себя создание органов, которые могли бы оценивать степень вреда содержания материалов СМИ, Интернета и т. д. для той или иной возрастной группы несовершеннолетних. Должны быть предусмотрены ограничения по невозможности распространения проблемных материалов среди различных групп несовершеннолетних, например путём ограничения времени их показа.» [1, с. 303]

Основополагающим документом, посвящённым защите прав детей в международном праве, является Конвенция о правах ребёнка. 17 статья данного международного договора устанавливает основные принципы обеспечения права на информацию для детей, отмечая важность распространения СМИ материалов, способствующих всестороннему развитию детей, в то же время уделяя внимание защите несовершеннолетних от вредоносной для них информации.

Ситкова О.Ю. указывает: «Концепция КПР такова: детям необходимо предоставить доступ к большему количеству материалов по мере их (детей) созревания и взросления, но в равной степени их следует защищать от информации которая не просто мешает, а наносит вред духовному и нравственному развитию несовершеннолетних. Комитет по правам ребенка рекомендовал государствам-участникам инициировать общенациональную дискуссию о средствах продвижения позитивных альтернатив негативным тенденциям медиа-рынка, поощрения знаний о СМИ и поддержки родителей в осуществлении защиты своих детей от вредной информации, поступающей из СМИ» [2, с. 97]. Стоит отметить, что принципы, установленные данной конвенцией, в полной мере находят своё воплощение в отечественном законодательстве.

Так, одним из основных законодательных актов в РФ, обеспечивающих информационную безопасность детей является Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующий отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции. В нём определяется перечень видов информационных материалов, являющихся угрозой подрастающему поколению, которая способна деструктивно повлиять на их морально-нравственное развитие К ней относится: информация, побуждающая к совершению действий, угрожающих жизни и здоровью детей, а также других лиц, пропагандирующая употребление алкогольных, наркотических, одурманивающих веществ и т. д., оправдывающая допустимость насилия, оправдывающая противоправное поведение, содержащая информацию порнографического характера, а также нецензурную брань. Помимо этого, ФЗ проводит классификацию информации относительно доступности для определённых возрастных категорий населения, устанавливает порядок регулирования подобной информации, регламентируя её оборот. Указанная в законе классификация позволяет найти грамотный баланс между защитой несовершеннолетних от информации, способной причинить вред их интеллектуальному и духовному развитию и соблюдением их конституционного права на информацию, не ограничивая его полностью, а давая возможность знакомиться с ней по достижении определённых возрастных порогов [3]. Помимо этого, возрастная маркировка позволяет родителям лучше понимать, стоит ли им позволять своему ребёнку ознакомляться с том или иной информацией, ограждая его от той, что способна пока что нанести вред его развитию.

Не стоит забывать и про столь значимый в рамках защиты прав детей ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, статья 14 которого посвящена защите детей от информации, пропаганды и агитации. Данный акт устанавливает защиту детей органами государственной власти РФ от информации, способной деструктивно повлиять на их формирование, в частности, к ней закон относит информацию о национальной, классовой и социальной нетерпимости, рекламу алкогольной и табачной продукции, а также пропаганду различных форм неравенства [4]. Благодаря чему устанавливается механизм защиты прав детей от неблагоприятной информации.

Непосредственно регулирующий деятельность СМИ Закон РФ “О средствах массовой информации” также содержит некоторые нормы, способствующие информационной безопасности несовершеннолетних. Несмотря на содержащийся запрет цензуры, закон указывает недопустимость злоупотребления свободой слова. Так, статьёй 4 данного законодательного акта устанавливается запрет на распространение в СМИ определённой информации. К ней, например, относится информация о розничной дистанционной продаже алкогольной продукции, информация, пропагандирующая порнографию, насилие, жестокость или содержащая нецензурную лексику. Статья 37 ограничивает выпуск телепрограмм и радиопрограмм эротического содержания временным диапазоном с 23 часов до 4 часов. [5] Безусловно, наличие данных требований напрямую продиктовано необходимостью защищать несовершеннолетних от подобной пагубной информации.

Значимой коммерческой составляющей работы средств массовой информации является реклама, деятельность которой регулируется Федеральный закон “О рекламе”. Им устанавливаются основные требования к рекламе, в частности, она не должна побуждать к совершению противоправных действий, насилия, жестокости, содержать бранную лексику. Запрещается содержания в рекламе сцен курения табака и употребления алкогольной продукции. В статье 6 данного закона устанавливаются требования к рекламе, непосредственно продиктованные необходимостью защиты детей от злоупотребления их доверчивостью со стороны рекламы. Так, например, запрещается дискредитация родителей и воспитателей, побуждение детей убедить родителей купить рекламируемую продукцию, создание у ребёнка представления о превосходстве тех, кто обладает товаром или же о неполноценности тех, кто им не обладает. Также не допускается показ в рекламе несовершеннолетних в опасных ситуациях и создание у несовершеннолетних представлений об их неполноценности из-за их внешности.[6] Таким образом законодатель, беря во внимание особую доверчивость и уязвимость несовершеннолетних, защищает их от манипуляции, которой могли бы воспользоваться недобросовестные элементы. В противном случае дети могли бы стать жертвой рекламных уловок и навязывания различных товаров.

Нормы, предусматривающие ответственность за распространения определённых видов вредоносной информации также содержаться в уголовном и административном законодательстве. Так, например, в рамках уголовного кодекса это различные призывы и пропаганда терроризма, регулируемые статьёй 205.2 УК РФ, информация экстремистского характера, выражающая нетерпимость по различным признакам и призывы к насилию, регулируемая статьёй 282 УК РФ, информация порнографического характера, а также эротического характера с участием несовершеннолетних, регулируемая статьями 242 и 242.1 УК РФ. [7] В административном законодательстве это пропаганда нацисткой и экстремисткой символики и атрибутики, регулируемая статьёй 20.3 КоАП РФ, а также пропаганда наркотических средств, регулируемая статьёй 6.13 КоАП РФ [8]. Подобное установление ответственности позволяет максимально ограничить распространение информации, способной навредить несовершеннолетнему.

Как мы видим, современное российское законодательство содержит большое количество правовых ограничений, направленных на регулирование деятельности средств массовой информации, в целях защиты детей. Давая определённую свободу и бережно относясь к праву несовершеннолетних на информацию, законодатель защищает столь уязвимую возрастную группу от вредоносной информации, создавая более благоприятные условия для полноценного морально-нравственного формирования подрастающего поколения. Хоть современная законодательная база не является совершенной, но способна регулировать основные аспекты защиты несовершеннолетних от угрожающей им информации.

 


Библиографический список
  1. Рихтер А. Г.  Международные стандарты и зарубежная практика регулирования журналистики : учебное пособие. Издание ЮНЕСКО. – М. , 2011. – 360 с.
  2. Ситкова О.Ю. Значение средств массовой информации в контексте реализации права ребёнка на доступ к информации // Вестник СГЮА. 2020. №6 с.96-100
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” // “Парламентская газета” 14.01.2011 г. N 1-2
  4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” // “Российская газета» 05.08.1998 г.
  5. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I “О средствах массовой информации” // “Российская газета» 08.02.1992 г. N 32
  6. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ “О рекламе” // «Российская газета» от 15.03.2006 г. N 51
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954
  8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // “Российская газета”  31.12.2001 г. N 256,


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кузнецов Кирилл Олегович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация