РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Савина Мария Андреевна

Аннотация
Региональные налоги являются основой бюджета субъектов РФ. В настоящее время в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации статус регионального налога имеют три платежа: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес. Все вышеназванные фискальные платежи являются имущественными - объектом обложения выступает имущество в его видовом многообразии. Движимое и недвижимое имущество, выступающее в качестве объектов налогообложения, имеет четкую территориальную принадлежность.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Савина М.А. Региональные налоги в системе налогов Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/05/98382 (дата обращения: 24.06.2024).

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ), прямо ссылается на ст. 8 и определяет налог как обязательный безвозмездный платеж, определяемый каждым индивидуально, в отношении физических и юридических лиц, при помощи отчуждения принадлежавших им финансов или ограничительных вещных прав, для реализации финансового обеспечения деятельности РФ, а также субъектов РФ.[1]

В налоговой системе России федеральные, региональные и местные налоги подразделяются по размеру бюджета, в который они собираются. К региональным налогам относятся налоги, указанные в НК РФ и налоговом законодательстве отдельных субъектов РФ. Данные налоги являются обязательными на территории каждого из субъектов Российской Федерации, а уплата их производится непосредственно в государственную казну субъектов РФ. Региональные налоги устанавливаются на федеральном уровне, особенности их применения определяются соответствующими органами законодательной власти субъекта РФ.

Региональные налоги оказывают индивидуальное влияние на материальное положение каждого гражданина и составляют доходную часть муниципального бюджета. Этот налог уплачивается в региональный бюджет и используется субъектами РФ для выполнения своих обязанностей. В последнее время возросла роль рассматриваемых бюджетов и возросло их использование.[2]

Законодатель субъектов РФ самостоятельно определяет налоговые ставки, порядок и условия их уплаты, если НК РФ не установила такие элементы при определении региональных налогов. Все остальные региональные налоговые требования указаны в соответствующих разделах НК РФ. Таким образом, региональные налоги являются важным источником доходов местных бюджетов и служат реализации социально значимых программ и мероприятий в субъектах РФ.

Согласно ст. 14 НК РФ в состав региональных налогов входят: налог на имущество организаций; налог на игры; транспортный налог. Таким образом, налог на имущество организации рассчитывается как налог на имущество, взимаемый и уплачиваемый юридическими лицами. Объектом налогообложения является имущество организации. По состоянию на 2019 год это де-факто налог на недвижимость, за исключением земли. Этот налог больше не применяется к движимому имуществу. Предельная ставка налога установлена НК РФ в размере максимально 2,2% от среднегодовой стоимости имущества и 2% от его кадастровой стоимости. При этом законодатель отдельных регионов РФ имеет право снижать ставку налога, но не увеличивать ее.[3]

Законодатель также предусматривает определенные преимущества для налогоплательщиков. Организации и помещения уголовно-исполнительной системы, церквей и организаций инвалидов освобождаются от налога на имущество.

В рамках налога на азартные игры этот налог применяется к игровым компаниям, которые связаны с получением коммерческого дохода в виде выигрышей и/или сборов за азартные игры. Ст. 366 НК РФ указывает, что налогом облагаются: игровые автоматы, игровые столы, пункты приема ставок; букмекерская компания и др.

Поскольку налог, отнесенный к бюджету субъекта, считается региональным, логично предположить, что правила и особенности налогообложения устанавливаются на определенном территориальном уровне. При этом нельзя забывать, что существуют общие правила, действующие на всей территории РФ.

В частности, заявление о постановке на учет объекта налогообложения (имущества) налогоплательщика должно быть подано в налоговые органы не позднее, чем за 5 дней до даты установки. Законодатель устанавливает одинаковые сроки для уведомления ИФНС в случае изменения количества объектов налогообложения и для постановки на учет налогоплательщиков, не состоящих на учете в налоговых органах той территории Российской Федерации, на которой находятся объекты налогообложения.[4] Чтобы обложить налогом азартные игры, установливают фиксированную ставку налога для каждого налогооблагаемого объекта. Размер минимальной и максимальной налоговых ставок указан в ст. 369 НК РФ. Если регион не определяет собственное значение ставки данного налога, налогоплательщик должен применить меньшее значение.[5]

Транспортный налог и его уплата указаны в ст. 358 НК РФ. Этот налог уплачивается лицом, чье транспортное средство зарегистрировано в соответствии с законодательством РФ. Налог взимается не только с владельца автомобиля, но и с других транспортных средств, таких как мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие пневматические, гусеничные и самоходные механизмы. К ним относятся самолеты, вертолеты, судовые двигатели и яхты. Иные водные и воздушные транспортные средства зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ. При этом размер налога зависит от мощности двигателя автомобиля. Следует также отметить, что хотя базовая ставка устанавливается федеральным законом о налогах, она может быть увеличена или уменьшена в десять раз в зависимости от местного законодательства.

Транспортные расходы составляют не малую часть государственного бюджета, так как автомобилями пользуется огромное числа граждан. Однако регионы также имеют право создавать налоговые льготы. Важность уплаты налогов заключается в том, что уплата налогов является основой экономического развития отдельных государств Российской Федерации. Другими словами, чем выше собираемость налогов, тем больше возможностей для реализации различных программ.

Значение уплаты налогов состоит в том, что они составляют основу экономического развития отдельных субъектов в Российской Федерации. Другими словами, чем больше налогов регион собирает, тем выше возможностей на участие в различных программах. Кроме того, роль региональных налогов в формировании доходов бюджетов субъектов Российской Федерации заключается в следующем: на федеральном уровне оформляется общая база для исчисления, налоговые ставки и налоговые льготы устанавливаются региональным законодательством. Затем налог распределяется в соответствии с задачами, которые стоят перед субъектами.[6]

Региональные налоги выполняют несколько важных функций. Региональные налоговые функции являются основной сферой воздействия норм налогового права на общественные отношения, выражающими сущность налогообложения и социальное назначение всех уровней организации государственной власти.

Основной функцией региональных налогов является создание денежных фондов, необходимых для выполнения государственных обязательств по расходам. Фискальная функция зависит от вида налогообложения. Без них не может существовать современное государственное общество.

Региональные налоги отличаются тем, что они позволяют четко увидеть взаимосвязь между конституционной налоговой обязанностью лица и преимуществами, получаемыми им в виде хорошей социальной инфраструктуры, создаваемой за счет региональных денежных фондов. Понимание такой взаимосвязи позволяет повысить собираемость налогов, улучшить психологический климат в налоговых правоотношениях.

Таким образом, региональные налоги являются важной составной частью налоговой системы Российской Федерации. Указанная группа отдельно выделяется в налоговой системе нашей страны. Исходя из налоговой ориентации бюджетов всех уровней (ситуация, при которой наибольшая часть доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений), а также учитывая федеративное устройство нашей страны, необходимо признать их важную роль с точки зрения наполнения региональных бюджетов, поддержки развития региональной экономики, решения социальных и многих других вопросов.


Библиографический список
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
  2. Кандабарова Ю. В., Латышева А. И., Телегин Е. И., Соловьева Н. Е. Роль региональных налогов в формировании регионального бюджета // РППЭ. 2018. №12 (98). С. 12-18..
  3. Мирошник С.В. Налоговая политика современных государств: сравнительно-правовой анализ// Северо-Кавказский юридический вестник. 2019. № 3. С. 57-62.
  4. Мирошник С. В., Линкин М. В., Тутинас Е. В., Немыкина О.Е., Остроухова К.Н. Правовое стимулирование предпринимательской деятельности. // European research studies journal. 2018. Vol. 21, № 4. С. 296-302
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  6. Осипова Е. С. Роль и значение региональных налогов в экономическом обеспечении регионов // Материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). С. 64–68.


Все статьи автора «Савина Мария Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация