ЭМОТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТВОРЧЕСТВА В. ВЫСОЦКОГО НА ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗОВ СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ

Нифонтова Екатерина Андреевна
Белорусский государственный университет
факультет журналистики, студентка 2 курса

Аннотация
В статье представлены результаты исследования, демонстрирующие степень и специфику влияния поэтического творчества В. Высоцкого на общеэстетический и эмотивный фокусы спортивной жизни современного общества. В качестве ключевых аналитических методик выступили анкетирование и сравнительно-сопоставительный срез эмотивного восприятия произведений В. Высоцкого читателями разных возрастных групп.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Нифонтова Е.А. Эмотивное воздействие творчества В. Высоцкого на восприятие образов спортивной жизни // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/05/98339 (дата обращения: 07.07.2024).

Научный руководитель:
Локтевич Екатерина Вячеславовна
Белорусский государственный университет
кандидат филологических наук, доцент

 

Творчество В. Высоцкого исследуется не одно десятилетие в разных областях гуманитарных наук, так как произведения поэта-барда демонстрируют уникальный синтез философско-художественного мировоззрения и тематики творчески воссозданного бытия повседневности. О разных аспектах авторской (бардовской) песни В. Высоцкого как синкретическом явлении искусства написан ряд научных монографий (А. В. Скобелева, С. М. Шаулова, Г. Филиповой (Helena Filipová), А. Г. Рогачева, А. В. Кулагина, Н. А. Богомолова и др.). С 1990-х активно защищались диссертации (С. С. Бирюковой, А. В. Кулагина, П. Вицаи, И. Н. Савчука, А. Г. Бобиной, Н. В. Волковой и др.), системный анализ которых представил В. А. Гавриков [1]. Примечательно, но диссертационные исследования, посвященные творчеству русского барда, были защищены не только в России, но и за рубежом (США, Канада, Чехия, Австрия и др.), что указывает на мировое признание таланта В. Высоцкого.

Одна из самых «активных» тем в поэзии В. Высоцкого — спорт — до сих пор привлекает внимание читателей и филологов-критиков разных поколений. «Меня часто спрашивают, — говорил поэт на одном из концертов, — не сидел ли я, не плавал ли, не шоферил ли… Так происходит потому, что многие мои песни написаны от первого лица, от лица тех, о ком я пишу» [2].

В. Высоцкий написал много позитивных и энергичных песен о спорте — о его философии и эстетике. К самым известным из таких произведений можно отнести «Утреннюю гимнастику»; ее знаменитый отрывок до сих пор можно услышать в летних лагерях для детей и молодежи: «Вдох глубокий, руки шире, / Не спешите три-четыре! / Бодрость духа, грация и пластика! / Общеукрепляющая, / Утром отрезвляющая, / Если жив пока еще, / гимнастика!» [3] Не менее известными являются произведения «Марафон» («Я бегу по гаревой дорожке»), «Песенка про прыгуна в высоту», «Сентиментальный боксер», «Профессионалы» («Песня о хоккеистах»), «Комментатор из своей кабины», «Честь шахматной короны», «Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную», «Гимн пловцов», «Песенка про метателя молота», «Затяжной прыжок» и множество других песен. За годы своего творчества В. Высоцкий написал более 40 песен, посвященных тем или иным сторонам спортивной жизни [4].

В период расцвета культуры СССР песни этого автора внесли огромный вклад в формирование положительного отношения к спорту и спортивному образу жизни. Песни В. Высоцкого мотивировали спортсменов на победу в международных состязаниях. Например, перед летней Олимпиадой 1975 г. поэт приехал на базу национальной команды СССР и организовал музыкальный вечер. А на следующий день он вновь посетил сборную по футболу и своими песнями поддержал футболистов перед матчем с Италией, который, как известно, завершился со счетом 1:0 в пользу СССР. Таким образом, в жизни и творчестве В. Высоцкого встречи со спортсменами были доброй традицией; он виделся с ними накануне выступлений и посредством своих песен и удивительной харизмы «заряжал» бодростью, оптимизмом эмотивно-положительными эмоциями [5].

До сих пор песни этого автора остаются значимыми для современного поколения спортсменов. Так, трехкратный олимпийский чемпион А. Большунов на своей странице в Instagram поделился видеороликом, в котором в классической форме советских лыжников делает зарядку под песню «Утренняя гимнастика» [6; 7].

В рамках нашего исследования было проведено анкетирование, в котором приняло участие 110 человек. Отметим, что к этому методу анализа творчества В. Высоцкого ученые обращались нечасто. Одним из последних исследований такого типа стала статья П.В. Тамаша «20 лет с Высоцким: некоторые результаты анкетных исследований по творчеству поэта-песенника» [8], в которой автор систематизирует итоги филологических размышлений, представленных в работах 1993–2011 гг. Мы обращаемся к аналитическому потенциалу анкетирования в актуальной нам культурной среде респондентами выступили студенты и преподаватели факультета журналистики Белорусского государственного университета. В этой связи целью нашего исследования был сравнительно-сопоставительный анализ эмотивного восприятия темы спорта, представленной в произведениях В. Высоцкого.

Под эмотивностью мы вслед за С. В. Коростовой будем понимать «функционально-семантическую категорию языка, выражающую, а не описывающую эмоции человека» [9, с. 91]. «Зоны эмотивности, как указывает исследователь, актуализируют эмотивно-оценочные смыслы текста, представляющие сложное ментально-чувственное образование, входящее в сферу диалогических отношений “автор–интерпретатор”» [10, с. 412]. Сущность эмоциональной эмпатии определяется в художественном тексте благодаря принципу «обратной перспективы чувства» [10, с. 412], что, с нашей точки зрения, способствует самопознанию и расширению мировоззрения читателя как интерпретатора.

В анкете «Эмотивное воздействие творчества В. Высоцкого на восприятие образов спортивной жизни», респондентам было предложено ответить на пять вопросов: 1) Представителем какого поколения вы являетесь?; 2) Знакомы ли вы с творчеством В. Высоцкого?; 3) Какие песни этого автора вы знаете?; 4) Занимались ли вы когда-нибудь спортом под песни В. Высоцкого?; 5) Какие эмоции вызывают у вас песни В. Высоцкого о спорте? Результаты анкетирования представлены на рисунках 1–5.

Большую часть из опрошенных респондентов составляет современное поколение (91,7%) студенты и молодые преподаватели (до 30 лет). Второй вопрос, на который отвечали участники анкетирования, должен был определить степень «узнавания» автора (очевидно, что все опрошенные знакомы с творчеством русского поэта-барда).

На третий вопрос респонденты ответили следующим образом (Рисунок 1): половина опрошенных знают песню «Утренняя гимнастика», 24% — «Профессионалы» («Песня о хоккеистах»), 13,6% слышали «Песню про конькобежца на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную» и 11,3% «Гимн пловцов»; 1,1% опрошенных называли другие произведения В. Высоцкого.

Рисунок 1. Какие песни В. Высоцкого вы знаете?

Респонденты старшего поколения (Рисунок 2) называли «Утреннюю гимнастику» (51,8%), «Песенку про прыгуна в высоту» (24,1%), «Скалолазку» (17,2%) и «Вратаря» (6,9%):

Рисунок 2. Какие песни В. Высоцкого вы знаете?

На следующей диаграмме (Рисунок 3) можно увидеть, что большая часть юных респондентов (71,5%) никогда не занимались спортом под песни В. Высоцкого. 21,4% отвечают положительно, подчеркивая, что чаще всего задействовали песню «Утренняя гимнастика».

Рисунок 3. Занимались ли вы когда-нибудь спортом под песни В. Высоцкого?

Среди старшего поколения 50% респондентов ответили, что занимались спортом под песни В. Высоцкого.

Так как наше исследование предполагает выявление специфики и степени эмотивного воздействия на слушателей песен В. Высоцкого о спорте, то следующий вопрос был ориентирован на осмысление эмоционально-эмотивного плана восприятия песенного творчества поэта.

Как показывает анкетирование (Рисунок 4), 56% молодых слушателей отмечают, что песни В. Высоцкого о спорте вызывают у них исключительно положительные эмоции, у 28% связаны с приятными воспоминаниями и эмоциями, у 14% отвечавших творчество поэта о спорте не вызывает никаких эмоций, у 2% связано с отрицательными эмоциями.

Рисунок 4. Какие эмоции вызывает у вас творчество В. Высоцкого?

Теперь рассмотрим ответы второй возрастной группы респондентов (Рисунок 5): 85,7% ответили, что испытывают положительные эмоции от прослушивания этих песен, 14,3 % анкетируемых испытывают чувство ностальгии.

Рисунок 5. Какие эмоции вызывают у вас песни В. Высоцкого о спорте?

Ностальгические эмоции респонденты связывают с беззаботным детством в лагере, чтением стихотворений автора. Некоторые из опрошенных подчеркивали, что испытывают теплые чувства и положительные эмоции, вспоминая родителей, которые слушали эти песни. Многие анкетируемые связывают такое эмотивное восприятие песен В. Высоцкого с воспоминаниями о своих юношеских годах, поясняя: этот поэт — «рупор эпохи и времени моей юности».
У ряда опрошенных положительные эмоции связаны с фактом посещения В. Высоцким их родного города.

Респонденты, испытавшие положительные эмоции, отмечали, что любят творчество поэта и считают его одним из самых талантливых авторов XX в. Как показал анализ, песни В. Высоцкого о спорте пробуждают в людях целую гамму эмоций: радость, вдохновение, умиротворение, восторг, приятное волнение, патриотизм и др. Слушатели песен поэта подчеркивают, что истинное творчество вызывает именно такие эмоции, побуждает к духовному и этико-эстетическому порыву, подвигу.

Отметим, что 14% молодых людей, которые остались «равнодушными» к творчеству В. Высоцкого, просто никогда не слушали его песен этим фактом определяется их ответ на вопрос анкеты. 2% респондентов, отмечавших, что песни В. Высоцкого вызывают негативные эмоции, аргументировали свой ответ тем, что не любят песни советской эпохи, а предпочитают музыкальное творчество современных исполнителей, которое, по их мнению, более динамичное и ритмичное; содержание песен эта группа анкетируемых не определяла в качестве главенствующего, ключевого начала.

Таким образом, интерес к творчеству В. Высоцкого на современном этапе развития музыкальной культуры не ослабевает. Эмотивное воздействие на слушателя песен поэта о спорте в подавляющем большинстве связано с положительными воспоминаниями, эмоциями, чувствами. Анализ показывает, что глубина мысли и экспрессивность слога русского поэта-барда способны заинтересовать читателя, пробудить спортивную активность, повысить положительный градус эмоционального мировосприятия. Анкетирование подтверждает и эмотивную преемственность поколений: родители / педагоги раскрывают молодым слушателям этико-эстетическую сторону песен В. Высоцкого (в том числе в связи со спортивной стороной жизнедеятельности человека), открывая разнообразные пересечения нескольких эпох.


Библиографический список
  1. Гавриков В.А. Диссертационные исследования о творчестве Высоцкого 2010-2014 годов : критический анализ // Вестн. Росс. унт-та дружбы народов. Литературоведение, журналистика. 2015. № 4. С. 164–174.
  2. Отношение Владимира Высоцкого к большому спорту плавать. URL: http://www.cnopm.ru/other/information/1987/january/vladimir_vysotsky_in_sport // (дата обращения: 18.02.2022).
  3. Утренняя гимнастика. URL: https://www.culture.ru/poems/18876/utrennyaya-gimnastika (дата обращения: 17.03.2022).
  4. Высоцкий. Песни о спорте. Какие есть у Владимира Высоцкого песни о спорте? URL: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/783376-vysockij-pesni-o-sporte-kakie-est-u-vladimira-vysockogo-pesni-o-sporte.html (дата обращения: 18.02.2022).
  5. Как Высоцкий выступал перед сборной СССР: «Чувствовал себя ужасно, трясло. Налил ему полстакана спирта — отпустило». URL: https://sport24.ru/news/football/2022-01-11-kontsert-vysotskogo-dlya-sbornoy-sssr-po-futbolu-pesni-o-futbolistakh-za-kogo-bolel-vysotskiy (дата обращения: 18.02.2022).
  6. Большунов опубликовал забавное видео своей зарядки под легендарную песню Высоцкого. URL: https://www.sport.ru/lyjnye_gonki/bolshunov-opublikoval-zabavnoe-video-svoey-zaryadki-pod-legendarnuyu-pesnyu-/article508891/ (дата обращения: 18.02.2022).
  7. «А мы все блины едим». Зарядка Большунова под песню Высоцкого (видео). URL: https://sportkp.ru/lyzhnye-gonki/my-vse-bliny-edim-zaryadka-bolshunova-pod-pesnyu-vysockogo-video_nid242851_au27au_cr27cr (дата обращения: 18.02.2022).
  8. Вицаи П.Т. 20 лет с Высоцким: некоторые результаты анкетных исследований по творчеству поэта – песенника // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2012. № 5. С. 183–191.
  9. Коростова С.В. Эмотивность как функционально-семантическая категория: к вопросу о терминологии Известия Ростовского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 103. С. 85–93.
  10. Коростова С.В. Микрополя эмотивности: языковые проекции в русском художественном тексте // Russian language studies. 2018. Т. 16. № 4. С. 412–427.


Все статьи автора «Куликова Ксения Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация