УДК 128

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Скворцова Екатерина Константиновна
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема смысла человеческого бытия с точки зрения философского знания. Значительное внимание уделяется рассмотрению проблемы с разных сторон, обращаясь к различным философским учениям, начиная ещё со времен Древней Индии и эпохи Античности и заканчивая современными течениями. Здесь подробно рассматриваются учения таких известных философов как Сократ, Платон, Аристотель, Артур Шопенгауэр и Виктор Франкл,

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Скворцова Е.К. Проблема смысла жизни человека // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/05/98336 (дата обращения: 01.04.2023).

Научный руководитель: А.С. Веремчук
к. ф. н., доц., СПБГИКиТ г. Санкт-Петербург

Рано или поздно о цели своего существования задумывался каждый человек в прошлом, настоящем и будет задумываться о нем и в будущем, однако никому так и не удалось найти на него чёткого единого ответа. В течение многих тысячелетий, пока развивалось множество уникальных течений, культур и религий, начиная со времен до нашей эры известнейшие и по сей день мыслители давали свою интерпретацию смысла жизни человека, но в какой же из них кроется истина человеческого существования?

Смысл человеческого бытия является одной из традиционных проблем философии, литературы и теологии. Понятие смысла жизни представляет собой основной закон, некую идею, которая определяет предназначение любого предмета или явления. Однако для человека смысл жизни-его личное отношение к ней включающее в себя как непосредственное бытие индивида, так и его деятельное включение в социальную жизнь, соотнесенное с системой ценностей и детерминированное внутренней личностной мотивацией поступка. [1]

Одними из первых свое видение цели существования человека предложили еще в 15 веке до нашей эры философы Древней Индии. Джайнизм-одна их древнейших религий, затрагивавших вопрос о смысле жизни. В основе философской идеи того времени духовной субстанции бытия лежат такие понятия как: Брахман-первооснова мира, духовная сущность, безличное начало Вселенной (объективный дух), Атман-индивидуальный дух, основа всего живого. Согласно определенным правилам поведения-дхарме, выполнять которую-моральный долг человека, он должен постоянно стремиться к слиянию с Брахмой. Следовательно, душа обладает духовной сущностью и должна стремиться к независимости от материальности. Смысл жизни в джайнизме- постоянное самосовершенствование своей души, стремление к всесилию, всезнанию и вечному блаженству (нирване). Основной целью данной религии является свобода души от негатива, что возникает в результате “неправильных” мыслей, речей и действий. А ключом к ее достижению является соблюдение «Трех драгоценностей джайнизма» – совершенные восприятие, поведение и знание [2].

Теперь обратимся к мыслителям античной философии, которые сконцентрировались на понятии самой жизни. Именно в античности начинается осознание парадокса, определяющего жизнь как нечто замкнутое, неустойчивое с четко выделенными временными границами, но в то же время несмотря на свою ограниченность, имеющую максимально открытый смысл, что дает жизни огромное количество ее интерпретаций. Так же все чаще стало упоминаться такое понятие как добродетель, которая являлась продолжением самой жизни, начатой природой и теперь продолжающейся в социуме. Сократ и Платон считали, что добродетель-знание, определяющее, что является благим, а что дурным делом, которое изначально являлось составляющей человеческого разума, способного различать эти самые поступки. Однако добродетель может являться не только знанием, но и способом бытия, который ведет человек, стремясь к совершенству, реализуя себя. Девиз Сократа – “Познай самого себя”. Согласно Платону, Сократ был настолько потрясен ее внутренним смыслом, что отныне и на всю жизнь он посвятил себя самопознанию и самосовершенствованию, одновременно с этим предлагая познавать самих себя всем своим друзьям и знакомым [3]. Основными добродетелями человека оба мыслителя выделяли благо, справедливость, мудрость и мужество. И адресуются они в первую очередь к душе и разуму, ибо душа по своей природе стремиться к идеалу, реализуясь в полном объеме лишь в социуме благодаря знанию. Особенно важно в работе Сократа и Платона выделить то, что нравственно-эстетическое сознание человека с его волевой составляющей, готовой к непредвиденным ситуациям, считались врожденными составляющими человеческого разума. «Есть в нас в известном смысле с детства начала справедливого и прекрасного; под их влиянием мы воспитались, как бы под влиянием родителей, повинуясь им и уважая их» [3].

Аристотель же считал смыслом жизни-добрые поступки, служение и помощь окружающим. Главной целью человека было достижение счастья. Поэтому Аристотель полагал, что все поступки человека подчиняются единому благу-стремлению к счастью. А счастье же в свою очередь состоит в осуществлении человеческой сущности, представляющий собой симбиоз мышления и познания (тяга к знаниям, освоение различных навыков и умений, возможность любить и быть любимым, иметь рядом родных и близких). Следовательно, смыслом жизни, по его мнению, является способность анализировать и познавать мир, то есть ментально развиваться на протяжении всей жизни. Именно поэтому духовная работа (к примеру занятие искусством) всегда имело преимущество над физическим трудом.

Теперь перенесемся в эпоху Классического Рационализма, где спустя почти 2 тысячелетия один из самых известных мыслителей иррационализма Артур Шопенгауэр, как и Аристотель, считал целью жизни достижение счастья. Однако на этом схожесть между ними заканчивается. Шопенгауэр вводит такое понятие как Воля, которая никогда не даст человеку стать счастливым, ибо обладает она совсем другой целью-продолжение людского рода. Следовательно, Воля – это сила, которая движет всеми живыми существами. А главным её инструментом является любовь, потому что люди влюбляются в того, кто больше всего пригоден для создания потомства, но чаще всего не подходит для дружбы, из-за чего человек становиться более несчастным. Шопенгауэр считал, что наше существование счастливее всего тогда, когда мы его не замечаем, из чего следует, что смысл жизни человека в любом случае сводится к страданию и что в таком случае будет лучше и не существовать вовсе. «Всякая жизнь есть страдание. Существование – это постоянное умирание» [??]. Среди основных черт жизни людей можно выделить лишь тревогу, страх, отчаяние и вину за свой выбор. Всю свою жизнь человек ведет борьбу против мира (природы, представляющей стихийные бедствия, общества, ведущее постоянные кровопролития, и других людей). Но самым серьезным противником для человека является он же сам, ибо, как говорил Шопенгауэр, “человек человеку волк”. По его мнению, человек обладал множеством негативных качеств таких как злоба, жестокость и в первую очередь эгоизм, ведь в нем и кроется большинство настигающих проблем. И единственным выходом из данной ситуации по мнению философа было стремление подавить в себе волю к жизни. К примеру, начать вести аскетичный образ жизни, отречься от всех ее благ, уделять большую часть времени искусству. Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод, что по мнению Шопенгауэра, человеческая жизнь лишь череда разочарований, которые он испытывает на протяжении всего своего существования. Он рождается в муках, в них же вырастает, в ужасе проводит свои дни, трудясь изо всех сил большую часть своей жизни и заканчивает ее в грязи, как и все люди в мире предстает перед лицом неминуемой гибели, на которую было обречено все живое ещё с первых минут существования [4].

В истории философского знания имеются и иные, более оптимистичные высказывания о жизни и ее целях. К примеру, Виктор Франкл выдвинул собственную систему философских, медицинских и психологических теорий на тему природы и сущности человека. Из них можно выделить 3 основные части: учение о стремлении к смыслу, учение смысле жизни и о свободе воли. Человек стремиться к самоопределению, к обретению цели в жизни и, если ему это не удается, испытывает фрустрацию или вакуум, как это происходило во времена Фрейда из-за неудовлетворения сексуальных потребностей, но теперь уже по другой причине. По его мнению, это «врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основной движущей силой поведения и развития личности» [5]. Пытаясь объяснить причины, из-за чего появляется экзистенциальный вакуум, Франкл считает, что человек в современном мире, не знает ни того, что он хочет, ни того, что ему нужно. В следствии ему приходиться делать либо то же, что и делают другие, либо то, что от него ожидают окружающие. Однако универсального пути не существует, он уникален для каждого человека в любой момент его жизни, ибо связан он со способностью индивида реализовать свои желания и возможности.

Итак, каждый мыслитель вкладывает в смысл бытия человека разнообразное содержание. Кто-то его и вовсе отрицает, считая, что его на самом деле не существует. Кто-то же его признает, но придает только негативную окраску. А другие признают и при этом подразумевают под ним что-то положительное и позитивное. И в это же время мы не можем с уверенностью отрицать ни одну из предложенных идей, ибо во всякой теории имеется немалая доля истины.


Библиографический список
  1. Соловьев, В. А. Смысл жизни как проблема философии / В. А. Соловьев, А. Л. Михайлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 431-433. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43299/ (дата обращения: 06.05.2022).
  2. Этические учения Древнего Востока [Электронный ресурс]. URL: http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/FILOSOF/ETIKA/METOD/KURS_LEK/Lek_3.htm (дата обращения: 06.05.2022).
  3. Зберовский А.В. Смысл жизни Сократа как результат формирования античного демократического интеллектуального сообщества [Электронный ресурс]. URL: cyberleninka.ru›Грнти›n/smysl-zhizni-sokrata… (дата обращения: 07.05.2022).
  4. А.Краснов. Смысл жизни и предназначение человека [Электронный ресурс]. URL: http://krasnov.tv/smysl-zhizni-i-prednaznachenie-cheloveka/  (дата обращения: 08.05.2022).
  5. Маслихин Александр Витальевич Смысл жизни человека // Вестник Марийского государственного университета. 2012. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smysl-zhizni-cheloveka (дата обращения: 11.05.2022).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Скворцова Екатерина Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация