УДК 070.11

МАНИПУЛИРОВАНИЕ СМИ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Лосева Кристина Алексеевна
Белорусский государственный университет
факультет журналистики, студентка 3 курса

Аннотация
В статье анализируются и систематизируются теоретико-методологические наработки современных исследователей по проблеме технологий и приемов манипуляции СМИ массовым сознанием. Определяются положительные и отрицательные стороны пропагандистских текстов, выявляется их влияние на формирование общественного мнения.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лосева К.А. Манипулирование СМИ массовым сознанием: теоретико-методологический обзор // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/05/98316 (дата обращения: 04.02.2023).

Научный руководитель: Локтевич Екатерина Вячеславовна
Белорусский государственный университет
кандидат филологических наук, доцент

Массовое сознание как феномен, с нашей точки зрения, — показатель тех духовных ориентиров в осмыслении действительности, которые функционируют в современном обществе посредством стереотипов эпохальной памяти и эмоционально-экспрессивного облика субъектов этого сознания. Такое сознание, по мнению И. А. Мевлидиновича, «имеет своим исходным пунктом массы индивидов, их чувства и умонастроения, поведенческую практику, коммуникативное взаимодействие, ценности, установки, образы и стереотипы» [1]. В ходе анализа массового сознания в современной журналистской науке принято отталкиваться от семантической парадигмы термина «сознание общественное», под которым мы, вслед за Л. В. Куликовым, будем понимать «совокупность представлений о явлениях, событиях, фактах общественной жизни: деятельности общественных и государственных институтов, различных групп и организаций, движений, отдельных личностей» [2, с. 35]. Традиционно ученые выделяют два уровня общественного сознания (общественную психологию и общественную идеологию), а также несколько его форм: правовая, политическая, нравственная, религиозная, научная, философская. Таким образом, как объект манипулирования массовое сознание представляет собой подсистему общественного сознания.

Опираясь на аналитические выводы В. И. Кудашова и Н. С. Буртасовой, можно предположить, что понятие «массовое сознание» формально стало использоваться в литературе еще в XIX в., но целью его актуализации была лишь необходимость указать на масштабы самого явления [3, с. 179]. Использовался данный термин в значении «толпа» и «темная масса». Однако в XX в. изучение отдельной «толпы», образованной ситуативно, сменяется изучением концепций массового общества, значительное внимание уделяется массовому мышлению.

Семантика термина манипулирование (манипуляция) происходит от  manipulare (лат.) и означает «управление», «управление со знанием дела», «оказание помощи» и др. В современной трактовке под манипулированием понимают «систему способов идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам» [4]. Отметим, что манипуляции никогда не бывают исключительно насильственными, тут речь идет скорее о добровольном (/ добровольно-принудительном) воздействии. Если говорить о природе манипулирования, то его корни уходят в инстинктивную потребность человека в стабильности окружающего мира.

Рассматривая влияние СМИ на мировосприятие человека, необходимо подчеркнуть, что оно осуществляется посредством использования в журналистской деятельности информации, способной воздействовать на подсознание субъекта. Механизмы, которыми реципиент не может управлять (контролировать их), помогают репортеру повлиять на человека так, чтобы добиться от него желаемой реакции. Сегодня выявлен целый ряд механизмов манипулятивного воздействия на духовно-психологическое состояние человека: внушение, заражение, пробуждение импульса к подражанию, принуждение, просьба, деструктивная критика, убеждение, формирование привязанности и др. [5, с. 151–152]

Размышляя о специфике технологий манипулирования сознанием аудитории, необходимо, в первую очередь, выделить создание имитаций и симулякров, весьма распространенное в современных реалиях. Е. В. Панкратова и Л. Н. Шмигирилова понимают под имитацией (симулякрами) «одну из разновидностей социального бытия, в котором нематериальная символическая реальность пытается выдать себя за материальную вещественную реальность, что делает невозможным для массового сознания адекватное представление об окружающем мире» [6, с. 93]. Таким образом, симулятивная реальность предполагает взаимодействие человека не с объектами и процессами, а с их образами — так формируется некоторая новая реальность, бытие.

Манипулирование сознанием аудитории осуществляется с помощью имитаций, предложенных телевидением и интернет-ресурсами. Так, при воздействии содержательного фокуса телевидения аудитория оказывается под влиянием идейных концептов целой цепочки передач, включающих симулякры. Человеку таким образом представляется заведомо ложная интерпретация событий с целью формирования позиции, выгодной «заказчику», или же готовая, уже сформированная позиция, которую зритель должен принять как данность. В таком случае картина мира, представленная журналистами, оказывается ложной, однако у зрителя формируется иллюзия, соотносимая с концептом «правда», «истина». Примером существования телевизионных симулякров, влияющих на мировоззрение и позицию человека (в частности, молодого поколения), может быть иллюзия, воплощенная в установке «основа комфортной жизни не труд, а удача» [6, с. 98]. Эту мысль сегодня транслирует огромное количество кинофильмов, и со временем все больше людей попадают в ловушку такой иллюзорной мечты, фантазии.

Еще одной весьма популярной технологией манипулирования людьми является пропаганда, представляющая собой распространение в социуме идеологии и политики определенных государств, партий, общественных групп. В зависимости от эмоционального накала, на который ориентирует аудиторию пропаганда, она подразделяется на позитивную и негативную.

Позитивная, по мнению Т. С. Мельниковой, способствует достижению социальной гармонии, «воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями и нормами» [4]. Негативная пропаганда, как нам представляется, — средство формирования искаженной картины реальности, которая деформирует действительный облик человеческого бытия и «переворачивает» традиционную систему ценностей, убеждений, функционирующих в конкретном обществе в конкретную эпоху. Цель такой пропаганды — изменение поведения общества в интересах определенной группы лиц, предполагающее отступление от привычного, утвержденного, каноничного.

К ключевым приемам пропаганды можно отнести:

1) повторение; постоянное дублирование одних и тех же установок до момента закрепления информации в сознании человека;

2) констатацию факта; формируется подмена ощущений: желаемое выдается за действительное, преподносится как свершившийся факт.

Этот прием нередко связан с манипуляцией, осуществляющейся «лидерами мнений». Лидер мнений (инфлюенсер) — человек, оказывающий значительное влияние на формирование общественного мнения в определенной социальной группе. Он же является наиболее ярким выразителем доминирующего в группе мнения по актуальной проблеме. Лидеры мнений используются для придания сообщениям авторитетности [4].

3) создание угрозы; прием, воздействующий на эмоциональный статус аудитории. Основная задача этого приема — «убеждение в существовании реальной угрозы и создание мнимой» [4]. Принцип функционирования этого приема: масштаб мнимой или реальной угрозы многократного преувеличивается средствами массовой информации с целью создания «благоприятной среды» для последующего манипулирования общественным сознанием.

Помимо вышеперечисленных приемов пропаганды, существуют и ряд других: приклеивание ярлыков, создание ассоциаций, психологический шок, сенсационность (/ срочность), переписывание истории и др. [4]

Среди ярких приемов манипулирования аудиторией посредством текстового контента можно выделить:

1) манипуляции словами-амебами. Прием заключается в использовании слов с размытым, неясным значением. Слова-амебы не вызывают ассоциаций, не способствуют появлению образа предмета речи в визуальном сознании реципиента. Отличительная черта этих слов — «научность».

2) манипуляции при помощи контраста и обобщения. Совмещение в одном тексте противоположных сведений — достаточно распространенный прием (например, соотношение образа «лживых и алчных политиков» и образа «беспомощных, бедных пенсионеров / детей»). Такие материалы, безусловно, часто отражают реальность, но вместе с тем они непроизвольно могут закрепить в сознании общества стереотипы «богатый человек — плохой человек», «бедный человек — хороший человек». Контраст часто создается и при помощи иллюстративного, графического контента (особенно если речь идет о печатных СМИ) или посредством превью-картинки на телевизионном экране, актуализируются в этой связи и мем-технологии.

3) манипуляция с помощью подмены понятий. Тенденция выдавать одно понятие за другое для воздействия на общество провоцирует определенную реакцию, меняет отношение многих людей к чему(кому)-либо.

4) манипулятивное обращение к идентичности. Манипулировать человеком можно как на этапе формирования его идентичности, так и уже после того, как идентичность сформирована. Социальная идентичность, пишет Т. Н. Сидорова, — это «результат категоризации на основе широких социальных признаков, таких как возраст, профессия или этническая принадлежность», а также «компоненты “Я” человека, которые переживаются им на уровне осознания принадлежности к какой-либо группе» [7, с. 39]. Идентификация человека с определенной группой — один из основных компонентов данной манипуляции.

5) манипуляции столкновением смыслов. Этот прием связан с созданием составных текстов, где одна тема накладывается на другую, один смысл на другой. Один из смыслов обычно оказывается замаскированным, труднодоступным для адресата. Например, скрытая реклама в материале; в статью о приюте для животных «встраивается» реклама корма для собак.

Таким образом, в реалиях современного мира манипулирование массовым сознанием — распространенное явление, с которым человек сталкивается ежедневно. Особенно этому подвержена сфера рекламной деятельности. Уже привычными становятся для реципиента такие приемы манипуляции, как подмена понятий, навеянный стыд, повторение, безальтернативная информация (например, на рекламных баннерах) и др.

Очевидно одно: вопрос о манипулировании массовым сознанием в СМИ и в целом в культуре оказывается сегодня тесно связанным с другой проблемой — с трансформацией содержательной парадигмы таких важных для существования социума философских категорий как мораль и нравственность. И этот факт является поводом для дальнейшего междисциплинарного осмысления представленных в нашей работе наблюдений.


Библиографический список
  1. Мевлидинович И.А. Манипулирование массовым сознанием (социально-философский анализ). URL: https://core.ac.uk/download/pdf/197436238.pdf (дата обращения: 01.05.2022).
  2. Куликов Л.В. Общественное сознание и общественное настроение // Вестник Санкт-петербургского университета. 2008. Сер. 12. Вып. 2. С. 33–38.
  3. Кудашов В.И., Буртасова Н.С. Управление массовым сознанием: сакрализация  идеалов и ценностей // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2015. № 2. С. 173–186.
  4. Мельникова Т.С. Пропаганда как технология политического манипулирования. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/propaganda-kak-tehnologiya-politicheskogo-manipulirovaniya.л (дата обращения: 02.05.2022).
  5. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений ; 2-е изд. СПб., 2021.
  6. Панкратова Е.В., Шмигирилова Л.Н. Имитации как технология манипулирования массовым молодежным сознанием // Научные ведомости. 2012. Вып. 22. № 20 (139). С. 93–102.
  7. Сидорова Т.Н. Потребительская идентичность как трансформация социально идентичности // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2016. № 4 (04). 2016. С. 38–43.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Куликова Ксения Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация