НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Королев Анатолий Алексеевич
Уральский государственный экономический университет
магистрант

Аннотация
Статья посвящена анализу Национального плана развития конкуренции, предполагающего реформирование системы действующих УП и ограничение их создания в перспективе.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Королев А.А. Национальный план развития конкуренции как фактор развития системы государственных предприятий // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/05/98125 (дата обращения: 22.04.2024).

По словам руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, Национальный план развития конкуренции является «масштабной программой» [1], обеспечивающей комплексный подход к решению накопившихся проблем в сфере конкуренции.


Рисунок 1 – Последовательность принятия нормативных актов в сфере развития конкуренции [2]

Следует отметить, что ретроспективно государственная власть обращалась к идее развития конкуренции в России. Последовательность актов, принятых в развитие конкуренции можно представить схематично (рисунок 1). На рисунке 2 представлен перечень ключевых программ, а также краткая характеристика причин их не успешности (рисунок 2).


Рисунок 2 – Основные государственные программы по развитию конкуренции, реализованные до 2018 года на территории Российской Федерации и их краткие итоги [3]

Отметим, что стратегическое планирование развития конкуренции осуществлялось на протяжении многих лет, однако практическая реализация поставленных стратегических целей была на низком уровне в силу широкого спектра причин.

Подчеркнем, что каждая из программ, несомненно, оказала влияние на дальнейшую судьбу развития конкуренции в России, однако ошибки целеполагания и отсутствие комплексного подхода существенно снизили эффективность проанализированных стратегических документов.

Начало интенсификации деятельности органов государственной власти в сфере развития конкуренции было положено принятием Указа Президента РФ от 21 декабря 2017 г. N 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» [4].

В данном документе содействие конкуренции объявлялось приоритетным направлением деятельности органов власти. В ряду принципов государственной политики по развитию конкуренции был закреплен принцип: «сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством, или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках» [4].

Значение закрепленных Указом № 618 принципов для дальнейшего развития системы унитарных предприятий представлено на рисунке 3.

Указом № 618 был утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы. В развитие указанного документа Правительством РФ был утвержден Национальный план («дорожную карту») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 – 2025 годы [5]. Подчеркнем, что данный документ является документом стратегического планирования.


Рисунок 3 – Влияние принципов государственной политики по развитию конкуренции на систему унитарных предприятий

При этом, очевидно, что в Федеративном государстве успешность реализации государственного плана во многом зависит от его реализации на местах, в регионах и муниципалитетах, в связи со сказанным, создан «трехступенчатый механизм» внедрения утвержденного плана (рисунок 4).

Указанный механизм реализуется в том числе посредством принятия в субъектах Российской Федерации собственных дорожных карт реализации Национального плана развития конкуренции.


Рисунок 4 – Трехступенчатый механизм внедрения и реализации Национального плана развития конкуренции

Следует отметить, xто последовательная реализация Национального плана развития конкуренции потребовала систематизировать метрики (показатели) иллюстрирующие поступательное движение в данной сфере. В связи со сказанным были разработаны методические подходы измерения развития конкуренции. При этом, был учтен вышеуказанный механизм (три ступени), что потребовало разработки системы показателей на уровне субъектов РФ (рисунок 5).

Подчеркнем, что последовательная реализация Плана обеспечена принятием решения о включении в перечень показателей его реализации дополнительной совокупности данных, свидетельствующих об успешности реформы в анализируемой сфере.


Рисунок 5 – Ключевые показатели развития конкуренции в субъектах Российской Федерации на 2018-2020 гг. [6]

Так, уже в Национальном плане 2021-2025 годов, спектр показателей изменился, а результаты ожидаются в 15 отраслях экономики, посредством реализации 49 мероприятий (рисунок 6).


Рисунок 6 – Ключевые показатели развития конкуренции в субъектах Российской Федерации на 2021-2025 гг. [5]

Анализ вышеприведенных показателей очевидно свидетельствует о том, что их достижение непосредственно связано с сокращением сектора унитарных предприятий.

Таким образом, подводя итог данного исследования, отметим, что политика развития конкуренции на протяжении многих годов являлась важным элементом государственной политики. Идея обеспечения равного и поступательного развития всех сфер экономики систематически опосредовалась разработкой и принятием государственных стратегических документов. При этом, успешность их реализации зависела от правильного целеполагания и комплексного подхода к их реализации. Начало интенсификации деятельности органов государственной власти в сфере развития конкуренции было положено принятием Указа Президента РФ от 21 декабря 2017 г. N 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» [4]. В данном документе содействие конкуренции объявлялось приоритетным направлением деятельности органов власти.


Библиографический список
  1. Артемьев И. Конкуренция как нацпроект //Бизнес-журнал. – 2017. – №. 4 (250). – С. 15-15.
  2. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ: – Текст : электронный. – URL : https://base.garant.ru/12125268/ (дата обращения: 05.05.2022).
  3. Атюнькина И. Н. Обзор реализации Национального плана развития конкуренции в России за 2018-2020 годы //Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков. – 2021. – С. 496-502.
  4. Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции: Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. N 618. – Текст : электронный. – URL : https://base.garant.ru/12125268/ (дата обращения: 05.05.2022).
  5. Об утверждении Национального плана (“дорожной карты”) развития конкуренции в РФ на 2021 – 2025 гг.: Распоряжение Правительства РФ от 2 сентября 2021 г. N 2424-р. – Текст : электронный. – URL : https://base.garant.ru/12125268/ (дата обращения: 05.05.2022).
  6. План мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации. – Текст : электронный. – URL :https://fas.gov.ru/documents/637201


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «kafedranacha»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация