УДК 394

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ЯПОНИИ

Веремчук Алла Сергеевна
Санкт-Петербургский институт кино и телевидения
кандидат философских наук, доцент кафедры «Проектная деятельность в кинематографии и телевидении»

Аннотация
В данной статье речь идёт о традициях Японии. Традиционность рассматривается, как важнейшая черта характера японской нации. Показано, что несмотря на проходящие в современном мире процессы модернизации и глобализации, японцам удалось сохранить нормы поведения и формы культуры, унаследованные от предыдущих поколений. Авторы статьи демонстрирует это на примере отношений в коллективе, отношения к работе и семье, этикета общения.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Веремчук А.С. Удивительные традиции Японии // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/04/98061 (дата обращения: 29.01.2023).

Япония, «Страна Восходящего Солнца», всегда приковывала к себе внимание всех народов, всех стран. Люди желают понимать образ жизни и мышление японцев, их культуру. Материальная и духовная жизнь народа Японии вызывает интерес к себе, ведь в ней столько необычных традиций и правил. Сами японцы могут сравнивать страну со стволом бамбука, который завернут в пластик и окован в сталь. Этот образ является очень точным. Ведь индустрия и производство Японии развиваются стремительно, страна стремительна в своем развитии – образ пластика, а люди скрытные, их души понять сложно – образ стали, скрывает за собой бамбук.

Коллектив и долг. В Японии для человека очень большое значение имеют коллектив, семья, класс, студенческое сообщество, что, безусловно, сказывается на общении в каждой социальной группе. Почему же так происходит? А все потому что с раннего детства японцам объясняют, что интересы общества всегда должны быть выше собственных, потому что в трудную минуту справиться с какими-то проблемами и трудностями вместе гораздо проще. Также японцы с детства знают, что главными всегда являются старшие, их нужно слушаться беспрекословно. Вежливость и жесткую иерархию японцы впитывают с молоком матери. Уважение к старшим по возрасту, должности, званию в государстве не знает границ. Служащий никогда не уйдет из офиса раньше, чем его покинет начальник, даже если рабочий день давно закончен.

А такие понятия как долг и обязанности для японца стоят всегда на первом месте. Также следует знать, вести себя японцы привыкли сдержанно, воспитанно и немного холодно, так что фамильярное обращение или похлопывание японца по плечу будут говорить о дурном воспитании в Японии.

Есть еще одна особенность в Японии – Гири – долг чести, благодаря которому человек порой выполняет какое-то действие против своего желания, руководствуясь моральными принципами.

Благодаря чувству долга, строгой дисциплине и огромному терпению существует такое понятие как трудоголизм. Часто люди нанимаются на работу пожизненно, и только, как правило, по прошествии нескольких лет японцам повышают зарплату. Интересный факт: премию в размере 2 зарплат японцам выплачивают 2 раза в год. Делая такие «подарки» для сотрудников, начальство ждет большой самоотдачи, поэтому японцы постоянно берут на себя дополнительную работу, задерживаются на ней до ночи и очень редко сидят на больничном и еще реже уходят в отпуск. А уйти с работы в положенное время в Японии вообще считается плохим воспитанием.  С 2000 года в Японии 18 дней являются официальным оплачиваемым отпуском, но отдых даже в 8 дней берет меньше половины населения.  Безусловно, такая трудоспособность положительно влияет на экономику государства, но именно из-за нее моральное и физическое здоровье народа ухудшается с каждым годом. Смерть от стресса, хронического перенапряжения является одной очень распространенной в Японии. Проведя опросы в обществе, психологи выяснили, что перерабатывают японцы из-за чувства долга, ведь они очень боятся сделать ошибку, нанести убытки фирме.

Японцам свойственна формальность в общении. Поддерживая общение, люди в Японии в первую очередь всегда смотрят на социальный статус человека, на его должность. Уже от этого они отталкиваются в выборе тона и манеры общения с человеком. В рамках соблюдения таких формальных правил японцы чувствуют себя очень комфортно, потому что такая модель поведения образовалась еще в эпоху Токугава (XVII век). Они даже уверены, что каждый взрослый человек просто обязан вести себя именно так [1].

Чувство прекрасного в Японии культивировалось на протяжении столетий, превратившись в итоге в настоящий культ поклонения красоте, широко распространившийся среди всех слоёв населения, и передающийся от поколения к поколению. По мнению японцев, присущее им чувство красоты – это их национальное достояние, которым иностранцы могут только восхищаться. Можно сказать, что именно эстетика определяет жизненную философию японцев [2].

Обычаи, связанные с едой. Питание в Японии традиционно начинается с фразы “Итадакимасу” (я смиренно получаю). Фраза по применению соотносится с фразой «приятного аппетита». Но в буквальном смысле выражает благодарность всем, кто сыграл свою роль в готовке, выращивании или охоте и высшим силам, обеспечившим подаваемую еду. После окончания трапезы японцы также используют вежливую фразу «Готисо-сама-дэсита» («это была прекрасная трапеза»), выражающую благодарность и почтение всем присутствующим, повару и высшим силам за прекрасную трапезу.

В японских домах ходят в тапочках, которые всегда снимают перед приемом пищи. Также японцы подают горячее полотенце всем присутствующим, чтобы те вытерли руки. Блюда выставляются, как правило, все сразу или в определенной последовательности: рис, потом «самими» (блюдо из сырой рыбы), суп, мясо и морепродукты, вся острая пища.

Интересным фактом является то, что в Японии во время приема пищи принято чавкать, причем довольно громко. Именно так они показывают свое удовольствие от еды. Рис всегда нужно съесть весь, иначе проявите неуважение к хозяину дома. А вот остальные блюда можно не доедать, если хотите попробовать другие. Но если вы съедите все, что было на тарелке, то это даст понять хозяину, что вы наелись и больше ничего не хотите.

Японцы едят палочками почти все блюда. Даже суп они просто выпивают из чашки, а остальное берут палочками. Но даже здесь у людей есть определенные правила. С помощью палочек нельзя: передавать еду, показывать на других людей, просить дополнительную порцию, двигать посуду [3].

Чайная церемония. Цель чайной церемонии – достичь душевного равновесия. Культура чаепития отражает стиль жизни японцев. Посреди комнаты расположена выемка с поддоном. На последнем горит уголь. Над выемкой находится котелок, где кипятится вода. По разные стороны находятся подушки, на которых садятся гости. Обратите внимание, что садятся на коленки, положив под них эту подушку. Пятки располагаются под ягодицами. Запрещается скрещивать ноги – этим гость показывает неуважение к традициям [4].

Сама по себе чайная церемония – это когда чайный мастер принимает у себя гостей. Он разливает всем чай. Мастер сидит около котелка с кипятком и подает чай гостю, делая при этом поклон. Культура чая предусматривает медленное употребление напитка, маленькими глотками. Запрещено хлюпать, это признак неуважения.

Мастер разговаривает с каждым из присутствующих, задает вопросы, рассказывает истории. Он обращается к каждому отдельно, спрашивая о личной жизни, успехах на работе, хобби и увлечениях. Часто мастер берет ученика. Последний заваривает чай, пока сам владелец дома приветствует гостей. Заваривать чай – это целое искусство, которому многие хотели бы научиться. В Японии существуют разные виды чайной церемонии:

1)      Ночная (эту церемонию можно проводить только после полуночи до четырех утра

2)      На рассвете (с четырех до шести утра)

3)      Утренняя (с шести утра)

4)      Послеобеденная (с часу дня)

5)      Вечерняя (с шести вечера)

6)      Специальная (ее проводят только во время важных событий)

Для церемонии люди идут в специальные маленькие домики. Рядом находится колодец, в котором нужно умыть руки и лицо.  Перед входом все снимают обувь. При процессе приготовления чая все присутствующие хранят молчание. Первым пьет чай старший, потом младший. Все пьют чай только из общей чаши, чтобы чувствовать себя связанными с другими. И только после того как чаша станет пустой, его нальют каждому человеку отдельно. Тогда и начинается беседа. В один момент хозяин уходит, извинившись. Этот жест означает, что время церемонии закончилось [5].

Воспитание детей и их дальнейшая судьба.  Авторы статьи «Особенности воспитания детей в «Стране Восходящего Солнца» Веремчук А.С., Виватенко С.В., Терехова В.И. считают, что роль воспитания и образования в жизни ребенка очень важна, от правильного подхода зависит вся дальнейшая жизнь человека. На самых ранних этапах развития необходимо сформировать в ребенке базовые навыки и тщательно следить за влияющими на его воспитание факторами. В Стране восходящего солнца, как принято называть Японию, воспитание и обучение имеют самобытный характер, что существенно отличает их от воспитания и обучения в других странах, они основаны на почитании и уважении своих традиционных ценностей, культурных норм и обычаев. Это заметно выражается на протяжении нескольких веков в системе образования Японии, в основе которого лежит нравственное воспитание. Семья, государство и в целом японское общество возводят систему образования и воспитания в культ.

После рождения малыша у его постели ставится чаша, в которой находится рис. Только на 7 день, посоветовавшись с родственниками, родители дают ребенку имя. Когда ему исполняется год, то перед ним раскладываются предметы: письменные принадлежности, молоток, серп и счеты. Японцы верят, что от выбранного предмета зависит будущая профессия ребенка.

До пяти лет детям можно все. Его никогда не ругают за испорченные вещи. В детские сады детей отдают крайне редко, потому что все будут думать, что мать идет на работу из-за того, что отец мало зарабатывает. Но если ребенок идет в детский сад, то уже там у него формируется групповое сознание и привязанность к коллективу. Это продолжается и в школе, ведь там разрабатывается специальный курс по моральному воспитанию. Дисциплина в японских школах крайне жесткая. Профессию учителя японцы считают высокооплачиваемой и спешной, потому что в Японии всегда чтилось хорошее образование. После окончания школы японцы вступают во взрослую жизнь не только грамотными и воспитанными людьми, они уже становятся теми людьми, благодаря которым их нация будет процветать.

Мальчиков и девочек воспитывают по-разному. Мальчикам нужно после школы ходить в различные кружки, для девочек же это считается необязательным. Девочек учат готовить, а мальчиков знакомят с обычаями самураев. Когда дети вырастают, многие родители решают женить их по обычаю «миай». В таком обычае раньше родители выбирали жениха для девушки сами, не интересуясь, нравится ли он ей. Сейчас мнение девушки учитывается. Чаще всего это совершается для объединения бизнеса. В Японии брак по расчету считается нормальным, потому что люди уверены, что влюбленность является лишь временным явлением [7].

После замужества женщины чаще всего занимаются только домом: воспитывают детей, готовят и убирают. Мужчины же очень много работают, чтобы обеспечить свою семью. В делах, связанных с домом они практически не участвуют.

Таким образом, в настоящем Японии сохранено много обычаев из прошлого. Традиционализм живет в глубине души каждого японца. Народ Японии очень бережно относится к своей культуре, своему прошлому. В динамичном 21 веке японцы хотят найти постоянство и стабильность, и именно их традиции позволяют им это сделать. Они, проникнув в мысли и разум японцев, сформировали главнейшие черты характера этих людей: трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, самообладание, вежливость и тактичность [8]. Именно этим качествам стоит поучиться многим народам у Японии!


Библиографический список
  1. Семёнова А.В. Роль традиций в современной Японии // Культура и цивилизация 2016. №1 (3).
  2. Мидзуки К. Проблема традиции в японской культуре // Дискурс-Пи 2004.№1 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-traditsii-v-yaponskoy-kulture (дата обращения: 12.04.2022).
  3. Груздева М.В. Воспитание позитивных качеств национального характера в Японии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. №2
  4. Совастеев В.В., Горбенко П.Л. Менталитет и традиции Японии // Россия и АТР. 2009. №2 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mentalitet-i-traditsii-yaponii (дата обращения: 20.04.2022).
  5. Носкова В.Б. Философия чайной церемонии // Дискурс-Пи, 2010. №1-2 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-chaynoy-tseremonii (дата обращения:18.04.22).
  6. Веремчук А.С., Виватенко, С.В., Терехова В.И. Особенности воспитания детей в «Стране Восходящего Солнца»// ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный инситут кино и телевидения» (Санкт-Петербург). 2021. № 2 (77).
  7. Спицына Д.А. Традиции Японии: древние и современные. URL: https://travelask.ru/articles/traditsii-yaponii (дата обращения: 20.04.2022).
  8. Комольцева Н.А. Удивительная страна Япония. Парадоксы японского воспитания. URL: http://ourboys.ru/japan (дата обращения: 19.04.2022).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Веремчук Алла Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация