МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Горьков Андрей Сергеевич
Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Военно – медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации
г. Санкт – Петербург

Аннотация
Экспорт вооружения и военной техники (ВВТ) важен для реализации экономических и внешнеполитических интересов любого государства, обеспечения эффективного функционирования промышленно-производственной сферы, получения значительных финансовых ресурсов в иностранной валюте от выполнения военных заказов и определения последующей долгосрочной направленности военного имущества принимающего государства на развитие стратегического сотрудничества с частным экспортером. Для российской экономики осуществление военно-технического сотрудничества (ВТС) с иностранными государствами за последнее десятилетие приобрело ключевой характер, играя важную роль в поддержании, развитии и модернизации производства предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), преодолевая негативные последствия неконтролируемой трансформации 90-х гг. прошлого века.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Горьков А.С. Маркетинг в сфере военно-технического сотрудничества и его особенности // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/03/97927 (дата обращения: 29.03.2024).

Актуальность.

На данный момент производственные мощности подавляющего большинства оборонных предприятий России загружены за счет перспективных экспортных заказов. Например, с 2001 года производитель бронетанковой техники ОАО «НПК «Уралвагонзавод» изготовил для иностранных заказчиков более 1000 танков модификации Т-90С/СК, что в несколько раз превышает объемы заказов на аналогичную продукцию Минобороны для нужды русской армии. Конкурентоспособность отечественных высокотехнологичных производств на мировом рынке остается низкой, единственное направление, в котором российские производители могут конкурировать с мировыми лидерами отрасли – это продукция оборонно-промышленного комплекса. Вышеперечисленные факторы определяют перспективность и приоритетность деятельности по организации экспорта продукции военного назначения, требующие разработки особых подходов к маркетингу как одному из составляющих его факторов.

Цель работы – исследование маркетинга в сфере военно-технического сотрудничества и его особенностей в России и изучение принципов повышения эффективности маркетинга.

Особенности маркетинга в сфере военно-технического сотрудничества

Маркетинг в сфере военно-технического сотрудничества — это процесс установления и поддержания долгосрочных, стабильных и взаимовыгодных отношений с зарубежными странами в области маркетинга, разработки, производства, импорта, экспорта, эксплуатации, гарантийного, послегарантийного обслуживания и доработки продукции военного назначения. Маркетинг осуществляется в соответствии с общепринятыми для данной деятельности правилами, нормами и законами, в то же время он специфичен и многогранен, что определяет ряд особенностей.

Основными особенностями маркетинга в сфере военно-технического сотрудничества являются:

1) необходимость концептуального планирования отношений с иностранными заказчиками, создание парадигмы целевого взаимодействия, определяемой стратегическими государственными интересами России, возможность и целесообразность развития конкретного регионального рынка иностранного государства. Например, организация СССР в середине 1980-х гг. осуществила запуск производства лицензионных танков модификации Т-72С на мощностях промышленных предприятий Республики Индии, что явилось условием многолетнего сотрудничества России и вышеупомянутого иностранного государства в области экспорта бронетанковой техники (БТТ), впоследствии доказавшая невозможность развития военно-технического сотрудничества со стратегическими противниками Индии: Пакистаном и Бангладешем, настроенными и также заинтересованными в приобретении БТТ российского (советского) производства;

2) вопросы военно-технического сотрудничества – особенности структуры взаимодействия основного частного экспортера России ОАО «Рособоронэкспорт» с предприятиями, совместно исполняющими контракты, непосредственно производящими военную технику. Необходимость разделения обязанностей по проведению маркетинговых исследований;

3) специальные подходы к оценке организации производства вооружения и военной техники, применяемых в оборонной промышленности. При изготовлении продукции в условиях рыночной экономики в отношении изделий военного назначения используется комплексный критерий: боевая эффективность – стоимость – время, в отличие от изделий гражданского назначения основным критерием выбора того или иного конструктивного варианта изделия является его экономическая эффективность. Используемые в России оборонные технологии изначально были направлены не на снижение производственных и материальных затрат, а на обеспечение бесперебойной и эффективной работы в мобилизационный период и в военное время. Особая роль государства и сложные экономические отношения производителей, наличие разветвленной кооперационной структуры приводят к необходимости учета особенностей финансирования ее создания, установления особого порядка установления цены экспортируемых образцов. , что затрудняет объективное обоснование перед иностранными заказчиками;

4) влияние государственного оборонного заказа (ГОЗ). Наряду со своими важнейшими функциями – снабжением российской армии вооружением и военной техникой и выдачей заказов предприятиям ОПК, создание и реализация государственного оборонного заказа оказывает влияние на спрос на международном рынке вооружений. Формируется мнение об эффективности боевых, эксплуатационных и технико-тактических характеристик оружия, предлагаемого на экспорт, с учетом, в том числе, данных об оснащении ими регулярных воинских частей государств-экспортеров. В настоящее время Российская Федерация поставляет на внешний рынок самую современную технику, не состоящую на вооружении российской армии. Ожидается, что последнее подорвет будущую конкурентоспособность российских предложений;

5) Необходимость сопутствующего решения проблем реструктуризации и трансформации оборонно-промышленного комплекса России и экспортных поставок продукции военного назначения. Сокращение номенклатуры и объемов производства продукции военного назначения без учета стратегических задач военно-технического сотрудничества может сделать невозможным выполнение Российской Федерацией ранее принятых на себя долгосрочных обязательств по гарантийному обслуживанию и капитальному ремонту ранее поставленной специальной техники;

6) разработка, производство, эксплуатация и применение вооружения и военной техники по назначению, как правило, происходят в условиях, обеспечивающих защиту государственной тайны, что накладывает большие ограничения на сбыт продукции военного назначения;

7) недобросовестная конкуренция на международном рынке вооружений. Российская Федерация осуществляет экспорт продукции военного назначения в строгом соответствии с нормами международного права. Для многих частных зарубежных стран-экспортеров скорость и эффективность выполнения военных приказов важнее соблюдения законности. Одним из негативных проявлений этой незаконной деятельности является реэкспорт товаров военного назначения. Вышеизложенное характерно для бывших государств-участников СНГ, имеющих на своей территории значительное количество военной техники из арсеналов Советской Армии, а также бывших государств-участников Варшавского договора, занимающихся производством продукции военного назначения по ранее полученным лицензиям.

Общие принципы повышения эффективности маркетинга

Приведем анализ имеющихся публикаций, чтобы мы могли описать наш практический опыт по общему маркетингу использования оружия общего назначения:

  • практическая доступность;
  • взгляд на долгосрочную перспективу;
  • подчинение деятельности экспортера ПВН требованиям страны- импортера;
  • выбор всех вопросов военно-технического сотрудничества, их соответствие генеральному плану;
  • четкое описание всех этапов маркетинговой деятельности;
  • наличие обратной связи между конкретным военным рынком и субъектами военно-техническими сотрудничества.

ВЫВОДЫ

В заключение следует отметить, что номенклатура экспортируемой военной техники оказывает существенное влияние на коммерциализацию в сфере ВТС (организация экспорта группы стрелкового оружия объективно отличается от реализации договора снабжения авианосца).

В современных условиях основной функцией маркетинга в сфере военно-технического сотрудничества должно стать знание продукции военного назначения, ее свойств и места на рынке, особенностей спроса, применяемое в рамках проводимых маркетинговых исследований. деятельность конкурентов, научные и производственные мощности компаний оборонной отрасли, каналы сбыта, инструменты продвижения и цены на мировом рынке.


Библиографический список
  1. Григорьев М.Н., Краснова Е.Ю. Маркетинг в сфере экспорта продукции военного назначения: учебное пособие / М.Н. Григорьев, Е.Ю. Краснова // Балт. гос. техн. ун-т. – СПб., 2009 – 205с.
  2. Григорьев М.Н., Краснова Е.Ю. Основные конкуренты РФ в сфере экспорта продукции военного назначения: учебное пособие / М.Н. Григорьев, Е.Ю. Краснова // Балт. гос. техн. ун-т. – СПб., 2010 – 135с.
  3. Шмаль А. Г. Факторы экологической безопасности — экологические риски. / А.Г. Шмаль // – Бронницы: МП ИКЦ БНТВ. – 2010.
  4. Калинина Н.И. Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами: основы, проблемы и перспективы: монография / Н. И. Калинина // – ИМЭМО РАН. – 2010.
  5. Седов В. С. Роль ОПК в инновационном развитии экономики страны /
    В.С. Седов // – СПб. – 2014.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Горьков Андрей Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация