Стратегические приоритеты в РФ по развитию образования свое закрепление в Указе Президента РФ от 07.05.2018№ 204 «О национальных п целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1], что инициировало разработку национального проекта «Образование», который утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16, цели которого:
- войти в десятку стран-лидеров по качеству общего образования, а также присутствию вузов в топ-500 мировых рейтингов;
- обеспечить условия для привлекательности высшего образования в России для иностранцев и вдвое увеличить число заграничных абитуриентов;
- повысить престиж и качество развития среднего в профессионального образования: создать 100 центров опережающей профессиональной подготовки и 5 тыс. современных мастерских;
- построить новые школы, в частности в сельской местности;
- подключить все и без исключения школы в стране к высокоскоростному интернету;
- предоставить возможность гражданам России получать непрерывное образование, а для учителей создать систему профессионального роста;
- вовлечь не менее 20% граждан страны в добровольческое движение [2].
В национальный проект «Образование» вошли 10 федеральных проектов, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1 – Федеральные проекты, входящие обучения в национальный проект «Образование»
Составлено автором по: [3].
Рассмотрим подробнее стратегические в РФ по развитию образования расчетным в рамках каждого федерального проекта, представленного на рисунке 1.
Федеральный проект «Современная школа» направлен на обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, а также обеспечение возможности профессионального развития педагогических работников. Ключевыми результатами и показателями реализации данного е федерального проекта, которые нужно достичь к 2024 году, являются:
- создание 1 034 252 новых места в школах, в том числе расположенных в сельской местности и в поселках городского типа;
- создание 19 950 центров естественно-научной области и технологической «точка роста» в школах сельской местности и малых городов ( c учетом ранее созданных – 24 950);
- 900 коррекционных школ обновят материально-техническую базу;
- Создание 224 детских технопарка «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций (с й учетом ранее созданных – 359);
- 433 педагогических технопарка «Кванториум» будут функционировать на базе педагогических вузов;
- 6 250 школ с низкими образовательными результатами получат адресную методическую поддержку (проект «500+»);
- 28% педагогов-психологов образовательных организаций пройдут курсы общего повышения квалификации;
- 20 миллионов услуг психолого-педагогической, методической о и консультативной помощи будут оказаны родителям [4].
Следующий проект – это Федеральный проект «Успех каждого уральского ребенка», который будет направлен на создание органов и систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей политики и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся.
Следующий проект программы связан с системой профессионального образования. Проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» направлен на обеспечение возможности обучающимся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, получить профессиональное образование, соответствующее требованиям экономики и запросам рынка [4].
Пандемия 2020-2021 г.г. показала значимость цифровизации всех сфер человеческой жизнедеятельности, работе, в том числе системы образования. На развитие этого процесса направлен проект «Цифровая образовательная среда», его цель – создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. К концу 2024 года будут достигнуты следующие результаты и показатели:
- в 29 549 школах Нижнего Тагила будет обновлена материально-техническая база проекта для внедрения системы цифровой образовательной среды;
- 620 700 педагогов будут подключены системе к федеральной информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды;
- 340 центров цифрового образования детей «IT-КУБ» будут открыты во всех субъектах Российской Федерации;
- 40% педагогов из не менее чем 30% школ будут использовать сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды;
- 40% образовательных организаций из числа субъектов РФ, участвующих в эксперименте общего, начального общего, основного общего и среднего общего образования, будут оснащены компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением [4].
Следующий стратегический приоритет – это Федеральный проект «Социальные лифты для каждого», который нацелен на создание для граждан возможностей для профессионального и карьерного роста путем формирования и развития системы профессиональных конкурсов.
Следующий стратегический приоритет – это Федеральный проект «Социальная активность» направлен на создание условий для развития и поддержки добровольчества (волонтерства) как ключевого элемента социальной ответственности развитого гражданского общества.
И последний стратегический приоритет в области образования – это Федеральный проект «Патриотическое воспитание», который направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности.
2018 год в России считается началом запуска стратегических приоритетов по развитию образования, в рамках которого проведены организационные мероприятия.
В конце 2018 года во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Российской Федерации» [5] начата разработка проектов Министерства просвещения России, необходимых для выполнены организации проектной деятельности: приказа Министерства просвещения России о создании ведомственного проектного офиса национального проекта «Образование» и определении его руководителя (утвержден 15 февраля 2019 г. № 76), а также об утверждении положения об организации проектной деятельности Министерства просвещения России. Обеспечивается взаимодействие ведомственного проектного офиса национального проекта «Образование» с федеральным проектным офисом, федеральными органами исполнительной власти, региональными проектными офисами, заинтересованными организациями и экспертным сообществом (включая государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ», Общероссийское объединение «Российский союз промышленников и предпринимателей» и другие).
Таким образом, «перезагрузка» системы российского образования, определение ее стратегических приоритетов были в общем виде изложены в Указе Президента РФ от 07.05.2018№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и конкретизированы в национальном проекте «Образование», определяющего цели и мероприятия по достижению стратегических приоритетов в развитии образования до 2024 года.
Библиографический список
- О национальных целях и стратегических задачах развития российской федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204. – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 05.10.2021 г.).
- О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215. – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 05.10.2021 г.).
- Pulkkinen J. et al. How do educational reforms change the share of students in special education? Trends in special education in Finland //European Educational Research Journal. – 2020. – Т. 19. – №. 4. – С. 364-384.
- Шилова О.Н. Модели сетевого взаимодействия образовательных организаций. // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: Международная научная конференция, 2015. – С. 182-185. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-setevogo-vzaimodeystviya-obrazovatelnyh-organizatsiy
- О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ. – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 05.10.2021 г.).