Цены и ценообразование играют ключевую роль среди различных рычагов экономического механизма управления, в них проявляются все аспекты хозяйственного функционирования каждой организации. В условиях модернизированного рынка изменяется существенно изменяется содержание ценообразования, значение цен и их роль, направление формирования и развития. Все вышеперечисленное указывает на качественные изменения всего механизма ценообразования.
Ценообразование – это установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от исходной стоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов [6]. Цена – это важное экономическое понятие, существенно влияющее не только на развитие и совершенствование финансовой системы государства, но и действующее в решении социальных вопросов населения. Большое количество предприятий анализируют цены, многие компании изучают цены, установившиеся на рынке для того, чтобы быть информационно осведомленными и способными вести конкурентную борьбу, реализовывая возможности повышения рентабельности, определяя свою ценовую нишу.
В период развития и формирования международного рынка появляются сложные отношения обмена между участниками мировой торговли. Цена в качестве категории стоимости мировой торговли примечательна, в первую очередь, потому что во время продажи товара реализуется стоимость, сформированная в процессе производства данного товара. Также невозможно не отметить факт, что динамика изменения цен и ценообразование в международной торговле и динамика изменения цен и ценообразование определенной страны значительно отличаются по своему характеру. Это предопределяется влиянием факторов, которые действуют уже не только в одном государстве. При этом между международными и внутренними ценами существует некоторая зависимость и связь. Так, уровень мировых цен больше воздействует на внутреннюю величину цен данного товара, если не встречаются существенные ограничения и трудности в международной торговле и платежей за товары. Как следствие, роль мировых цен, модифицируется трансформируется набором определенных положений и имеет исторически изменяющийся характер.
Можно привести множество примеров, как изменяются цены в зависимости от метода ценообразования. Так, проанализировав ценообразование по различным на рынке газа, можно составить соответствующую статистику:
График 1. Оптовые цены на газ в 2017 году в зависимости от механизма ценообразования [2].
Цены являются базисом экономических измерений, имеют большое значение для экономической жизни, оказывают существенное воздействие на затраты и результаты деятельности всех экономических субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, народного и домашнего хозяйств, предпринимательских структур. Также цена как экономическая категория влияет на эффективность внешнеэкономических процессов. Вот почему, процесс изучения ценообразования, его видов и методов является важным и злободневным.
Ценообразование составляет важную часть экономики и хозяйственного механизма. Цена выполняет не только учетную, стимулирующую, распределительную, функции, но и функцию сбалансирования спроса и предложения, функцию критерия рационального размещения производства. Однако первостепенная задача цены состоит в основная функция состоит в покрытии выручки от продажи товара. Цена также представляет особую важность для потребителей, именно поэтому она играет решающую роль в формировании и установлении отношений между предприятиями и товарными рынками. Цены влияют и на величину издержек, которые будут покрываться после продажи продукции или предоставления услуг, будут ли в будущем существовать заинтересованность для дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности, каковы перспективы производства и так далее [4].
В условиях рыночной экономической системы цена складывается из соотношения спроса и предложения. Конечно, ценообразование проходит похожим путем на внутреннем и внешнем рынке, но на внешнем рынке данный процесс осложняется нахождением на рынке намного большего количества продавцов и покупателей, то есть более серьезной и жесткой конкуренцией. В мире процесс ценообразования определяется типом рынка, на котором осуществляет свою деятельность хозяйствующий субъект внешней торговли. Также одной из основных характеристик современных рынков является множественность цен.
Для ведения плодотворной деятельности в условиях рыночной экономической системы необходимо правильно определять методы установления цен и ценообразование. С целью установления корректной и приемлемой, важно не только принимать во внимание экономические показатели и общее состояние страны, но и величину спроса, существующую на товар.
Библиографический список
- Воробьева Н.С., Цена и ценообразование// Научный журнал: Экономика и предпринимательство, 2016
- Гаврилова А.А. Механизм конкуренции и ценообразования на мировом рынке нефти // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. – 2012. – N 2. – С.54-81.
- Горина Г. А., Ценообразование / – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 127 с.
- Дунаева Е. Теория цен и глобализация // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2010. – N 4. – С.93-100.
- Иванникова Е. Соглашение о ценообразовании / Е. Иванникова, А. Дрожжин // Налог. вестник. – 2012. – N 4. – С.10-14.
- Определение ценообразования. методы ценообразования, управление ценообразованием. – [Электрон. ресурс] – Режим доступа: URL: https://investments.academic.ru/1527/Ценообразование (Дата обращения: 25.01.2022г.)