ВОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ ТУРКМЕНИСТАНА: УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И АРАЛЬСКОЕ МОРЕ

Омарова Айджан
Институт международных отношений министерства иностранных дел Туркменистана
преподаватель

Аннотация
На настоящем этапе мирового развития одним из основных, а также злободневных вопросов, стоящих перед всем человечеством, является обеспечение продовольственной, водной и энергетической безопасности. В этом направлении государства, а также международные организации прилагают необходимые усилия по выполнению основных вопросов Повестки дня до 2030 года.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Омарова А. Водная дипломатия Туркменистана: устойчивое развитие и Аральское море // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/12/99491 (дата обращения: 16.03.2024).

На настоящем этапе мирового развития одним из основных, а также злободневных вопросов, стоящих перед всем человечеством, является обеспечение продовольственной, водной и энергетической безопасности. В этом направлении государства, а также международные организации прилагают необходимые усилия по выполнению основных вопросов Повестки дня до 2030 года. Изобретение и обширное внедрение в жизнь по всему миру альтернативных, безопасных и безвредных для человеческого здоровья и жизни источников энергии являются приоритетными задачами государственной политики мировых стран.

На настоящем этапе политической жизни нашего государства, обширно внедряющего в жизнь Цели Устойчивого Развития, водная, энергетическая и транспортная дипломатия имеют особое значение и являются одними из приоритетных задач государственной политики. Так как гармоничное решение вопросов, касающихся результативного управления и использования экологических, водных ресурсов, является одним из неотложных и злободневных вопросов международной повестки дня.

В последние годы вопросы, касающиеся воды, мира и безопасности, заняли надёжное место в международной повестке дня. Объявление Генеральной Ассамблеей ООН периода 2018 – 2028 годов десятилетием международного движения под названием «Вода – для Устойчивого развития» свидетельствует о том факте, что внимание мировой общественности направлено на решение таких злободневных вопросов, как предотвращение дефицита и нехватки воды посредством результативного и бережного использования водных ресурсов. В этой связи, политика нашего государства в рамках системы результативного управления и использования водных ресурсов всесторонне опирается на принципы благотворного нейтралитета, взаимоуважения и равноправия, а также общепризнанные нормы международного права.

Говоря о водной дипломатии, которая в широком объёме реализуется нашим государством, следует отметить, что она обуславливается своеобразным геополитическим расположением Туркменистана и гармонично сочетается с политикой водоснабжения стран всего региона Центральной Азии. В этом отношении необходимо отметить, что инициативы Туркменистана в рамках системы водной дипломатии берут своё начало от исторического выступления Главы нашего государства в ходе VII Всемирного водного форума, проведенного в 2015 году в городе Тегу Южной Кореи, и это выступление, в свою очередь, дало толчок формированию нового дипломатического направления в составе Организации Объединённых Наций, а именно, системы водной дипломатии. Так как эффективное использование водных ресурсов, рациональное применение мировых запасов воды не только обеспечивают стабильность окружающей среды и экологии, но также являются гарантом счастливой жизни всего человечества. В этом направлении, выдвинутое нашим государством предложение по разработке Водной стратегии ООН также имеет особое значение.

Президент Туркменистана, в ходе своего выступления на 73-ей сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций отдельно отметил тот факт, что доступность водных ресурсов и результативное управление ими напрямую связаны с развитием государств, их экономикой, социальной системой, качеством и уровнем жизни людей.

В этой связи внутреннее законодательство нашего государства также направлено на создание безопасности в рамках водной системы нашей страны посредством эффективного использования водных ресурсов. Как известно, в программе социально-экономического развития Туркменистана на период 2019-2025 годов в качестве основной задачи было определено рациональное использование земельно-водных ресурсов с целью охраны окружающей среды, бережного обращения с природой, сохранения природных богатств и создания благоприятных условий жизни для нашего народа.

Туркменистан, регулярно выступающий с платформ престижных международных организаций с высокогуманными инициативами касательно эффективного использования водных ресурсов, в свою очередь, является активным участником мировых конвенций, действующих в рамках данной системы. В частности, Туркменистан, вместе с утверждением основных договоров Организации Объединённых Наций об охране природы, включая Конвенцию о биологическом многообразии, защите озонового слоя, борьбе с опустыниванием, охране и использовании приграничных водных течений и международных озёр, Конвенцию о защите всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, а также Парижский договор об изменении погоды, эффективно и гармонично согласует свою внутреннюю и внешнюю политику с злободневными вопросами, стоящими перед всем миром, в качестве государства, всесторонне лояльно относящегося к обязательствам, взятым на себя на международном уровне. В этом направлении, в сотрудничестве с Программой развития ООН, Программой ООН по окружающей среде, Всеобщим фондом экологии, Европейским Сообществом, а также прочими престижными международными структурами осуществляются десятки программ и проектов на национальном и региональном уровнях.

Как известно, на протяжении своей долгой истории наша страна прилагала необходимые усилия по компромиссному совместному использованию речных вод с народами, живущими у берегов приграничных рек региона. Наш народ отдаёт дань и чтит воду, как символ единства, солидарности, взаимопонимания и одновременно с этим, как гарант изобильной и спокойной жизни. В этой связи, толчок, данный 8 мая 2019 года строительству современного, нового села, расположенного на берегу Туркменского озера «Алтын асыр» в пределах Сердарского района Балканской области, ставший первым шагом реализации «Концепции по освоению региона Туркменского озера Алтын асыр на период 2019-2025 годов», также имеет особое значение. Туркменское озеро «Алтын асыр» является пионерным проектом, свидетельствующим о способности нашей страны осуществлять достойный вклад в решение всеобщих задач, связанных с сохранением мировых водных ресурсов.

За короткий период времени, а именно наряду с вводом в эксплуатацию первой очереди Туркменского озера «Алтын асыр», в котловину природного происхождения Гарашор был начат спуск воды из посевных площадей Ахалской, Балканской, Дашогузской, Лебапской и Марыйской областей. А это дало возможность для понижения уровня грунтовых вод, улучшению мелиоративного состояния земель, вводу в эксплуатацию тысяч гектаров выпасных участков на просторах Каракумов. А это, в свою очередь, в будущем посодействует увеличению числа сёл, населённых пунктов вблизи данного озера, а также даст толчок производству продовольственных товаров, отвечающих необходимым требованиям современной эпохи и всестороннему выполнению экологических требований.

В 2012 году Туркменистан присоединился к Конвенции Экономической комиссии ООН для Европы «Об использовании и охране приграничных вод и международных озёр». В этом международном правовом документе было определено обеспечение экологически обоснованного метода рационального и справедливого использования воды, с учётом приграничных особенностей, в процессе пользования приграничными водами. В этой связи необходимо отметить сохранение в мировой повестке дня экологических особенностей бассейна Аральского моря Туркменистана, а также тот факт, что осуществляются огромные усилия по реализации чёткой и эффективной работы в этом направлении.

Аральское направление водной дипломатии Туркменистана

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в ходе своего исторического выступления на 73-ей сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций сказал о необходимости объединения международных усилий в решении Аральского вопроса и отметил следующее: «Вопрос о спасении Аральского моря является важнейшей проблемой, которую необходимо решить странами региона в сотрудничестве с международным сообществом. Вопрос о спасении Арала уже в течение долгого времени не удаётся рассмотреть только в качестве внутренней, региональной проблемы. В настоящее время для решения данной проблемы требуется поддержка мирового сообщества, новый целенаправленный комплексный международный подход, а также активное и систематическое участие Организации Объединённых Наций». Действительно, Аральская проблема, которая в сотрудничестве со странами Центральной Азии называется «экологическим бедствием XXI века», имеет огромное значение. Аральское бедствие, оказывающее воздействие на большую часть стран региона, в настоящее время является одним из наиболее актуальных вопросов, волнующих всё человечество. И в этой связи проводятся в жизнь чёткие и эффективные мероприятия по разработке решений актуальных вопросов, связанных с разумным управлением и рациональным использованием водных ресурсов в регионе Центральной Азии.

Согласно историческим источникам, Аральское море образовалось примерно 20-24 тысячи лет тому назад. В разные периоды уровень воды в море менялся. В переводе с тюркских языков слово «арал» означало «остров, архипелаг». Учитывая множество островов, расположенных на прежней территории моря, оно также называлось «морем островов». В XVI-XVII веках в результате уменьшения воды в море образовались многочисленые острова. С конца XIX века и до середины XX века на территории Аральского моря проводились различные исследования, а также было установлено, что вода в море сохранялась на одном и том же уровне. В 1950-х годах Аральское море занимало 4-ое место по величине озер в мире. Его площадь в среднем составляла 68 тысяч квадратных метров, длина – 426 километров, а самое глубокое место: 68 метров. Начиная с 1930-х годов, в регионе Центральной Азии начали строиться общие ирригационные каналы, а в начале 1960-х годов они начали использоваться в особо крупном объёме. В 1961 году вода в Аральском море начала значительно уменьшаться. В результате использования большей части вод рек Амударья и Сырдарья, впадающих в Аральское море, в земледельческих целях в море образовался дефицит воды. Одной из основных причин уменьшения воды в Аральском море также стало использование воды в хозяйственных целях в огромных объёмах. До 1970-х годов в Аральском море насчитывалось 34 вида рыб, 20 из которых имели промышленное значение. В Аральском море вылавливались десятки тонн рыбы. Во многих городах, расположенных на территории Приаральского региона, действовали специализированные рыбоводные заводы.

В 1989 году Аральское море было разделено на две части: Северный (Малый) и Южный (Большой) Арал. С истечением лет в результате значительного уменьшения воды в Аральском море, рыбоводство сохранилось только в Малом Арале, а в Большом Арале в результате повышения уровня солёности все рыбы исчезли. В 2001 году остров Галкыныш, расположенный на территории моря, уменьшился и превратился в полуостров. В 2003 году Южный Арал разделился на восточную и западную части. На берегах, сформированных Аралом, обнаруживаются находки, памятники, относящиеся к разным эпохам. В этой связи, учёные пришли к общему мнению о том, что уровень воды в море постоянно меняется.

По предположениям учёных, возникновение Аральской проблемы имеет несколько причин. В первую очередь, это связано с рациональным использованием воды. Основной причиной возникновения Аральской проблемы учёные считают чрезмерное использование вод рек Амударьи и Сырдарьи, впадающих в Аральское море, для сельскохозяйственных земель.  А целый ряд учёных, в течение многих лет работающих над Аральской проблемой, считают, что её возникновение связано с загрязнением воды в море. Так как в настоящее время с изменением климата постоянно нарушается состав вод. Это особенно заметно ощущается в ледниках. Минерализация ледников воздействует на реки, снабжающие Арал водой, и именно эти две реки берут своё начало из горных ледников.

Начиная с 1990-х годов, независимые государства Центральной Азии, с целью достижения экологического благополучия в регионе, начинают реализовывать мероприятия, направленные на предотвращение Аральского бедствия. В этой связи, с целью улучшения социально-экономической и экологической обстановкой Аральского моря в регионе, на международной научной конференции, проведённой по вопросам Арала и Приаральского региона в Республике Узбекистан 28 августа 1992 года, было выдвинуто предложение о необходимости создания фонда в связи с Аральской проблемой. В результате этого, на встрече глав государств Центральной Азии, проведённой в городе Кызылорда Республики Казахстан 26 марта 1993 года, было принято решение о создании Международного фонда спасения Арала. В качестве важнейших задач Международного фонда спасения Арала были определены такие вопросы, как разработка проектных предложений, направленных на формирование инструмента комплексного использования водных ресурсов и охраны окружающей среды, сохранение биологического фонда Приаральского региона, сокращение пагубного воздействия экологической нестабильности на окружающую среду и жизнь людей, проживающих в регионе.

В Составе фонда действует Межгосударственная координационная комиссия водного хозяйства Центральной Азии и Межгосударственная комиссия по устойчивому развитию. Цель Межгосударственной координационной комиссии водного хозяйства заключается в утверждении предельного объёма использования основных водных средств для каждого государства, а также в разработке и утверждении порядка работы крупных водохранилищ и управлении водными ресурсами, отталкиваясь от действительного уровня водных ресурсов. Помимо этого, основными задачами этой комиссии являются разработка и выполнение экологических задач, связанных с пересыханием Аральского моря и уменьшением водных ресурсов, определение ежегодных объёмов междуречной подачи воды и подачи воды в Аральское море. А основной задачей Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию Международного фонда спасения Арала является координация и управление региональным сотрудничеством по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития стран Центральной Азии.

В преодолении Аральского бедствия особая роль отводится сотрудничеству данного фонда с престижными международными организациями мира. Основным и надёжным партнёром Международного фонда спасения Арала в этом направлении выступает Организация Объединённых Наций. 11 декабря 2008 года Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла Резолюцию о присвоении Международному фонду спасения Арала статуса наблюдателя. А это событие подтвердило всеобщий характер Аральской проблемы, а также необходимость направления международных усилий на решение данной проблемы.

Государства Центральной Азии осуществляют эффективную работу для повышения международного авторитета Международного фонда спасения Арала, увеличения его важности в борьбе со стихийными бедствиями и укрепления сотрудничества по достижению целей устойчивого развития. Государства региона выдвигают на сессиях Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций соответствующие инициативы и предложения, связанные со спасением Арала. Среди этих инициатив необходимо отметить Резолюцию «О сотрудничестве между Организацией Объединённых Наций и Международным фондом спасения Арала», имеющую огромное значение, принятую 12 апреля 2018 года по инициативе Туркменистана. Главной целью Резолюции является создание условий для более тесного сотрудничества государств Центральной Азии с Организацией Объединённых Наций по вопросу спасения Арала.

Здесь уместно отметить тот факт, что Туркменистан за период 2017-2019 годов, в течение которого он председательствовал в Международном фондом спасения Арала, реализовал несколько чётких мероприятий по проведению в жизнь инициатив, выдвигаемых нашим национальным лидером в этом направлении. Среди этих мероприятий можно отметить разработку и принятие новой Программы действий по оказанию помощи странам региона Аральского моря, а также по выполнению Регионального плана действий по охране окружающей среды в качестве единой экологической программы стран Центральной Азии. А саммит глав государств-учредителей Международного фонда спасения Арала, проведённый 24 августа 2018 года в городе Туркменбаши, поспособствовал значительному укреплению активной роли нашей страны в решении Аральской проблемы. Также данный саммит не только дал новый толчок региональному сотрудничеству, но также показал готовность всех стран региона к объединению усилий в совместном решении Аральской проблемы.

Помимо этого, стоит особо отметить несколько новых инициатив, выдвинутых нашим государством на проведённом в Авазе саммите глав государств-учредителей Международного фонда спасения Арала. Они, в частности, являются предложениями, связанными с проведением конференций на уровне экспертов, в первую очередь, для рассмотрения вопросов, включаемых в повестку дня встречи на высшем уровне в ходе подготовки к саммитам, которые проводятся в регионе; подведением итогов работы экспертов и определением приоритетных пунктов повестки дня регионального сотрудничества, а также, в случае приемлемости, проведением встречи министров для разработки важных документов к саммиту глав государств; а также предложения, связанные с подведением итогов встречи министров и проведением саммита глав государств на основе подготовленной повестки дня, а также при наличии пятисторонних документов. На данном саммите глава нашего государства также сказал о возможности создания в будущем института наподобие Рекомендательного совета глав государств Центральной Азии в случае, если такой опыт будет одобрен. Практическое осуществление этих предложений имеет огромное значение в развитии отношений по различным направлениям между странами региона, а также в ходе принятия эффективных решений, способствующих укреплению сотрудничества на базе Международного фонда спасения Арала.

В общем, работа, проводимая Туркменистаном в рамках водной дипломатии, направлена на борьбу с последствиями сложной ситуации в Аральском регионе, а также на предотвращение бедствия экологической системы в Приаральском регионе, береженое сохранение биоразнообразия и устойчивого использования природных ресурсов, содействие экономическому и социальному развитию народов, проживающих в регионе. Предложения и инициативы Туркменистана об открытии в городе Ашхабаде Регионального центра по технологиям, связанным с изменением погоды в Центральной Азии, а также о разработке Специальной программы ООН для региона Аральского моря и Водной стратегии ООН, также опираются на эти задачи. Так как наша страна постоянно опирается на принцип того, что вода является общим богатством народов мира, а справедливые условия доступности чистой питьевой воды являются основным правом каждого человека.

В этой связи, Туркменистан, опираясь на эти высокие гуманитарные принципы, предпочитает разрешать все имеющиеся в регионе водно-энергетические вопросы на основе общепризнанных норм международного права, учитывая интересы каждой из стран Центральной Азии, а также при активном участии международных организаций, и в первую очередь, ООН, и в этом направлении наше государство беспрекословно придерживается высокого гуманитарного принципа, согласно которому вода является общим богатством народов мира, а справедливые условия доступности чистой питьевой воды являются основным правом каждого человека.


Библиографический список
  1. Выступление Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова на 73-ей сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций (Нью-Йорк, 30 сентября 2018 года). // Туркменистан, 1 октября 2018 года.
  2. Выступление Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова на саммите глав государств-учредителей Международного фонда спасения Арала (Туркменбаши, 24 августа 2018 года). // Туркменистан, 25 августа 2018 года.
  3. tdh.gov.tm
  4. mfa.gov.tm
  5. wikipedia.org
  6. http://www.advantour.com
  7. К укреплению сотрудничества по рациональному и эффективному использованию водных и энергетических ресурсов Центральной Азии. Доклад Специальной программы ООН для экономик Центральной Азии, Проектная Рабочая Группа по энергетическим и водным ресурсам, ООН, Нью-Йорк, 2004г. /Дата ссылки: 10.09.2020 г./
  8. https://www.mfa.gov.tm/tk/articles/123 / Дата ссылки:   10.09.2020 г./
  9. http://tdh.gov.tm/news/tm/articles.aspx&article14219&cat19/ Дата ссылки: 10.09.2020 г./
  10. http://www.cawater-info.net / Аспекты реформы водной политики, Ташкент 2012 г./Дата ссылки: 10.09.2020 г./
  11. http://www.cawater-info.net / Совместное управление трансграничными водотоками: обзор мирового опыта, Ташкент 2011 г./Дата ссылки: 10.09.2020 г./


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация