МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ ВОЛГО-ДОНСКОГО РЕГИОНА, ФОРМИРОВАНИЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ОДНОЙ ИЗ ВЕТВЕЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аронова Ильсияр Узбековна
Волгоградский институт искусства и культуры
преподаватель кафедры режиссуры

Аннотация
Статья освещает малоизвестные факты истории Волгоградской области.
В месте, издревле называемом Переволокой, где сближаются две реки: Дон и Волга, встречаются многочисленные памятники разных исторических периодов и цивилизаций. Археологами собран большой фактический материал, который описан в разных монографиях. Культурные памятники этого региона имеют мировое значение.
Мифы и предания европейских и восточных народов раскрывают общую картину культурного наследия края, выявляют духовное и практическое значение найденных археологами артефактов. Район Переволоки является также местом объединения русских племен, где обнаружены истоки возникновения русской государственности и культуры.
Для получения целостной культурно-исторической картины региона был проведен ряд исследований в русле Философской антропологии и философии культуры (09.00.13), сопоставляющих археологические факты с археографическими памятниками разных народов, жившими в регионе, с преданиями, священными текстами, сказками, легендами, мифами и т.п.
Привлеченные к исследованию древние географические карты и труды арабских географов ХI века позволили посмотреть на летопись региона с ранее неизвестной стороны. Обнаружено культурное и духовное единство разных народов, отражающее факт существования и первой стадии политического объединения русских племен на Нижней Волге и Доне.
В статье впервые заявлено узкое, но богатое фактами, неизученными с позиций современной науки, направление исследовательской работы. Необходимо привлечение большего массива письменных источников древности для детализации и конкретизации явлений, описывающих индоевропейские и сарматские истоки русской культуры.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Аронова И.У. Мировое значение культурного наследия народов Волго-Донского региона, формирование на этой основе одной из ветвей русской культуры // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/12/99416 (дата обращения: 14.03.2024).

Народная художественная культура представляет собой  необозримое вместилище примеров глубинного постижения жизни в образах, мифах, священных и эпических сюжетах, которое наполнялось бесценными сокровищами человеческого духа на протяжении тысячелетий.

Понимание народной художественной культуры неотделимо от вопросов возникновения и развития человеческой цивилизации. Произведения народного творчества сохранили для потомков уникальные сведения о различных этапах становления этносов и цивилизаций.

Изучение народной художественной культуры – это обширный процесс охвата и анализа всего объема, собранных разными науками данных: и археологии с историей, и археографии с языкознанием, и философии с богословием, и хронологии с естествознанием, и фольклористики с музыковедением,  и этнографии с культурологией.

Особенно важно для представителей культурных профессий, специалистов и студентов институтов культуры и искусства, глубокое и всесторонне знание истории родного края, той ойкумены, где издревле жили наши предки. Пренебрежительное западное отношение к русским, как к диким, некультурным племенам, опровергается фактами тысячелетней истории Волгоградской области.

Многие жители России приезжают с экскурсиями в Волгоград, чтобы побывать на Мамаевом кургане, увидеть грандиозный монумент – «Родину Мать», отдать дань памяти героям Великой Отечественной войны. Но мало кто знает, даже из жителей региона, какие другие исторические памятники сохранились на территории Волгоградской области.

Целью данного исследования является обзор и анализ неизвестных широкому кругу памятников культуры Волгоградской области, представляющих истоки возникновения мировоззрения европейских и азиатских народов. Сопоставление открытий археологов с произведениями устного народного творчества приводит к открытию в районе Переволоки неизученного процесса формирования древнего очага русской цивилизации.

Путешествие к истокам приближает нас к вечным областям бытия, это не просто дань памяти отцам и дедам, но обретение и понимание целостного восприятия жизни.

В археологической коллекции Волгоградского областного краеведческого музея собрано большое количество древних экспонатов. Возраст многих предметов, найденных археологами, составляет несколько тысяч лет. Самые яркие и удивительные артефакты, представленные в экспозиции, принадлежат таинственной сарматской культуре. В последние годы россияне проявляют большой интерес к этому легендарному степному народу.

Культурная ценность найденных археологами предметов раскрывается произведениями устного народного творчества: преданиями, былинами и сказками русского народа. Памятники фольклора, песни и мифы для изучения достоверной истории имеют не меньшее значение, чем артефакты.

Таинственные предметы сарматского звериного стиля, найденные археологами на Донской земле настолько чудесны, что напоминают героев русских сказок. Здесь есть и заяц и волк, и жар птица и солнечный баран. Всем известная с детства сказка о сером волке при внимательном рассмотрении содержит достоверные сведения о племенах юга России времен Белой Вежи: куманах, берендеях и др., раскрывает глубины духовного мира этих народов.

Жил был царь берендей. На камне у главных ворот Белой вежи изображена тамга царского рода болгарского племени баранджар, которых по-русски звали берендеями. Были у царя золотые яблоки – символ бессмертия, росшие на ветвях райского дерева жизни – Мирового древа. Украла их жар птица – огненный орёл, живущий на небе где солнце. Недалеко от царства берендеев находились куманы – половцы, разводившие златогривых коней каурой масти, и хорваты, населившие позднее Далмацию. Способность волка перевоплощаться в разных животных и человека – раскрывает образ таинственного тетраморфа, явившегося в видении Иезекилю. Когти зверя, крылья птицы, рога быка или барана и человеческое лицо имели  четырехликие серафимы и херувимы, державшие Божественный престол.

Сокровища, найденные археологами и передаваемый из уст в уста фольклор – это крупицы бесценной исторической правды, сохранившейся на протяжении тысячелетий. В этой сокровищнице можно черпать интересные темы для творческих работ и массу уникального и малоизвестного материала для исследований по народной художественной культуре.

Возрождая любовь к истокам нашей истории, мы возвращаем к жизни то, что дорого нашему народу, что было неотъемлемой частью национальных традиций, что сохранялось в преданиях, летописях и легендах!

История изучения взаимосвязи между археологическими открытиями и культурными феноменами древности. Обзор литературы. 

Две крупнейшие реки Восточной Европы – Волга и Дон, с древнейших времен были областью расселения разных народов. По берегам этих рек и на прилежащих территориях сохранилось множество памятников, начиная с эпохи палеолита: стоянок, поселений, могильников ит.п.

В Волгоградской области обнаружено более 2600 курганов, многие из которых являются ровесниками египетских пирамид. Недалеко от станицы Трехостровской волгоградским археологом А.С Скрипкиным был обнаружен и исследован древнейший на территории Европы памятник зороастризма.

Это «…уникальный археологический памятник, не имеющий аналогов среди известных археологических объектов… Дата исследуемого сооружения — поздний бронзовый век. Отнесение его к времени существования в волго-донских степях срубной культуры позволяет допустить, что мировоззрение должно соответствовать тем идеям, которые сложились в среде древних народов индоиранской языковой общности.

Некоторые детали конструкции сооружения, которые выявлены на сей день, соответствуют канонам возведения алтаря, описанным в древнеиндийской литературе. Например, в «Чатапатха-брахмана» говорится, что при возведении храма основание алтаря изготовляется из глины, замешанной на воде, причем весь акт строительства рассматривался как сотворение мира со всеми его ярусами». [1, с.78-80]

В исследованиях современных историков и археологов не упоминаются подобные памятники на территории Европы. Получается, что огненный алтарь на территории станицы Трехостровской – уникальное в своем роде строение, не имеющее аналогов, построенных севернее этой точки. Если предположить, что ведическое и зороастрийское учения распространялись с севера на юг, но севернее нет памятников этой культуры, то местом возникновения данной культуры может быть именно наш регион. Древние и современные историки, такие как Снорри Стурлусон, Мария Гимбутас, Мирча Элиаде, Фредерик Кортланд и др. также локализуют «колыбель индоевропейской цивилизации» на землях, восточнее Дона.

«В зороастризме огонь – сын верховного Бога Ахура Мазды, – пишет в монографии «Археологические свидетельства раннего зороастризма в Каракумах» В.И.Сарианиди. – До последнего времени считалось, что самый ранний храм огня относится к первому тысячелетию до н.э., но после раскопок стало очевидным, что наиболее ранние храмы огня существовали, по крайней мере, в конце третьего тысячелетия до н.э.»[2, с.33]

Исследования археологов установили, что очаги древнейшей индоевропейской культуры между Доном и Волгой возникли несколько тысячелетий назад. Была выявлена связь между древними текстами и структурой археологических объектов.

«В иранской мифологии огонь отождествлялся с божеством — представление, которое восходит еще к индоевропейской древности. Огонь являлся «телом», то есть видимым проявлением Ахура-Мазды — высшего божества в зороастрийском пантеоне. Последователей зороастризма, как известно, называли огнепоклонниками. По зороастрийским представлениям длительная борьба добра (воплощение Ахура-Мазды) и зла (воплощение Анхра-Майнью) завершится мировым пожаром, мир погибнет в огне, но этот пожар воспринимался и как возрождение новой жизни в изначальном ее состоянии, без зла. Этот сюжет известен в мифологиях  индоевропейских народов и имеет, видимо, древние корни».[1, с 79]

Описанный археологами уникальный объект обнаруживает глубокую древность культуры народов, проживавших на территории современной Волгоградской области. С помощью огненных алтарей народы древности совершали освящение земли и «космизировали» территории, приводили пространство в духовно-осмысленную упорядоченность. Во всех уголках Евразии, где обосновались индоевропейцы: в Древней Индии, в Риме, Скандинавии, у кельтов, обнаруживается подобный мифо-ритуальный сценарий. Об огненных алтарях говорилось с 3 тысячелетия до нашей эры в древнейших текстах человечества – Ведах и Авесте.

«Авеста была и остается одним из ключевых документов для изучения исторического прошлого народов СССР и зарубежного Востока… Непрерывное возрастание значимости сведений Авесты пропорционально расширению масштабных археологических исследовании на территориях советских республик Средней Азии, а также отчасти в Афганистане и Центральной Азии. Советские археологи выявили в этом регионе колоссальный фонд замечательных памятников, вскрыли особенности происходивших здесь некогда исторических событий, требующих углубленного анализа с привлечением данных Авесты».[3, гл.1]

С земли, восточнее Дона, начиналось распространение индоевропейской культуры по всему земному шару. Многие помнят на Дону старинный девиз: «Дойти до последнего моря», в котором отражено необъяснимое стремление наших предков к миссионерским путешествиям. Первая волна индоевропейцев с Донских территорий достигла Индии в 2000 году до новой эры,  последующие волны освоили всю Европу и Азию, положили начало персидской и европейской цивилизациям.

Мировоззрение индоевропейцев оказало огромное влияние практически на все религии и системы духовных знаний древних народов. Образы борьбы добра со злом начинаются в Авесте и Ведах, а заканчиваются в  Апокалипсисе от Иоанна. Ахура Мазда в борьбе с Ариманом, Индра разящий Вритру, архангел Михаил, свергающий с неба дракона – этот единый мифологический архетип изображен на каждой современной русской копейке и шотландском пенни: Георгий побеждающий змея.

Древность и уникальность зороастрийского памятника у станицы Трехостровской находит отклик в сюжетах мифологии разных народов, в которых говорилось о существовании на севере от центров индийской и иранской цивилизаций исконной прародины святых и праведных людей, разнесших по миру основные положения древней духовной культуры. Даже внешний облик этих «духовных учителей» отличался особенной формой черепа. Одним из удивительных, но малоизвестных открытий археологов последнего времени, явился тот факт, что в нашей области обитали люди с вытянутыми черепами. Несколько культур древности, катакомбников, например, относят к этому типу. Оказывается, что столь удивительная длинная голова была присуща не инопланетянам и не богам, а нашим непосредственным предкам, считавшим вытянутую форму черепа признаком благородного происхождения.

Тысячелетнее наследие народов, проживавших на территории России такое же древнее как культура Египта, Греции, Китая, Месопотамии и Рима.

С целью выявить мировое значение культуры древних народов Волго-Донского региона, на территории нынешней Волгоградской области были проведены многочисленные археологические разведки и раскопки, обнаружившие большое количество археологических памятников разных эпох. В экспедициях на Дону принимали участие легендарные советские историки и археологи: А.А. Миллер и Б.Б. Пиотровский. В 30-х годах ХХ века учитель и его ученик проводили раскопки в станицах Константиновской, Гниловской, Елисаветинской и др.

Район Волго-Донской Переволоки называется Перекрестком цивилизаций. Существует мнение, что функционировала она уже со времен античности.

Александрийский географ II в. Птолемей полагал, что на кораблях можно попасть из Танаиса (Дона) в Ра (Волгу). В своем «Географическом руководстве» по этому поводу он отметил: «Есть еще другой поворот реки Ра, приближающийся к повороту реки Танаиса, положение которого таково: 74°‒6°. Выше этого места сливаются две реки, текущие от Гиперборейских гор; слияние их имеет такое положение: 79″‒58°30′, истоки более западной из них лежат под 70°‒61°, а восточной – 90°–61°» [8, стр. 246].

Многие исследователи отмечали, что с древности существовал водный путь из Черного моря в Каспийское. Среди них следует особо выделить изыскания И.Е Забелина [9, стр. 144‒146)],  Д.И. Иловайского [10, стр. 47‒48],  Н. Загоскина [11, стр. 18‒19], К.В. Кудряшова [12, стр. 28‒29], М.И. Артамонова [13, стр.370‒371], А.П. Новосельцева [14, стр. 109, 114‒115, 131‒132], А.А.Тортики [15, стр. 241‒250], Т.М. Калининой [16, стр. 101‒172; стр. 194‒214], И.Г. Коноваловой [ 17, стр. 133‒139], [18,стр. 173‒250].

Путь пролегал через Керченский пролив в Азовское море, а оттуда по нижнему течению Дона доходил до места наибольшего сближения течения Дона и Волги. Небольшое расстояние – около 70 км – не являлось преградой для волока судов по суше и продолжения пути. Так путешественники достигали течения Волги и спускались в Каспийское море.

Распространение мнение, что переволока начала снова использоваться со второй половины ІХ в. – как «транзит для русов».[13, стр. 299] Это подтверждает информация о миссии Константина Философа ко двору хазарского кагана. Согласно «Житию Константина…», в начале 861 г. «Сев на корабль, Константин отправился в хазарскую землю между Меотийским, Азовским морем и Каспийскими воротами Кавказских гор. [19]. “Исследователи единодушны: в процитированном отрывке содержится указание на то, что Константин направился из Азовского моря в Каспийское именно благодаря сухопутной переволоке, которая соединяла Дон и Волгу».[4, с 61-63]

А.С Скрипкин в книге «Археология Волгоградской области» пишет: «Масштабные археологические исследования на территории Волгоградской области развернулись в связи со строительством Цимлянской ГЭС и Волго-Донского судоходного канала, а также Волжской ГЭС. Строительство гидроэлектростанций предполагало образование крупных водохранилищ на территории нашей области, что привело бы к затоплению многих археологических памятников. Для изучения археологических памятников в зонах затопления было образовано две экспедиции. Первая из них, Волго-Донская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР (сегодня Институт археологии РАН) под руководством М. И. Артамонова, проводила с 1949 по 1951 г. исследование в зоне затопления Цимлянского водохранилища. Вторая — Сталинградская археологическая экспедиция того же института (руководители Е. И. Крупнов, 1951—1954; К. Ф. Смирнов, 1955) исследовала археологические памятники в зоне затопления Волжского водохранилища». [1, с.19]

Основным объектом исследования Волго-Донской экспедиции стал хазарский город Саркел. Как писали древнегреческие авторы: «Саркел» же означает у местных жителей -  «Белый дом», что отражается и в славянском названии этого таинственного места – Белая Вежа. «Раскинули вежи», говорили в древности, значит – установили шатры, возвели дома.

Дон белёсый, седой, как мудрый старик. Белый цвет донских берегов отразился и в названии таинственного  русского города, тысячелетия назад находившегося здесь – Белая вежа. Поиск нашими предками возвышенной праведной жизни обрел здесь образное завершение. С принятием христианства воссияло на Дону истинное Солнце правды.

При раскопках был обнаружен древний христианский храм. По преданию сам равноапостольный просветитель славян святой Кирилл во время хазарской миссии 862 года крестил на Дону 200 семей. Поскольку правители Хазарии были Иудеи, то по мнению учёных приняли крещение подвластные хазарам славяне, болгары или аланы, жившие в то время между Доном и Волгой. Историки предполагают, что были крещены те самые племена, которые в 860 году ходили походом на Константинополь. Это не были киевляне или новгородцы, которые не попадали под власть хазар. Есть мнение, что организовали поход некие южные руссы из загадочной Тмутаракани, находившейся  на территории Хазарского каганата.

Одной из последних находок на правобережном городище белой Вежи стал камень с изображением древней тамги царского болгарского рода Дуло – так называемого Древа жизни. Наследие разных культур отразилось в этом символе: и ближних к России южных славян болгар, и далеких кельтов, и скандинавов. Как известно, образ Мирового древа присутствует в мифологии почти всех европейских народов. Более того, этот образ, с древнейших времен, связан с южными просторами России. Древний исландский  историк  13 века Снорри Стурлусон в знаменитой саге «Круг земной», писал, что прародина скандинавов была в стране восточнее Дона, со столицей в городе Асгард, где правил легендарный божественный Один.

Знаменитый путешественник тур Хейердал также искал прародину индоевропейцев на Дону. В результате проведенных исследований, он установил, что викинги жили в южнорусских степях, недалеко от Черного моря. Хейердал, вслед за Снорри Стурлусоном, утверждал, что глава племен – Один, со своим племенем пришел в Скандинавию с Дона, уходя от расширяющейся агрессии римских войск. Также путешественник утверждал, что нашел факты о службе предков викингов наемниками в русских дружинах некого южного княжества, находившегося неподалеку от берегов Черного моря.

Легенда о святой земле, где нет ни бед, ни страданий, где  живут божественные одухотворенные люди в праведности и чистоте, бытовала в народе с древнейших времен. В Ведической устной традиции эту мифическую страну называли Агарти, или Агарта, что означало «неуязвимый», «недоступный». В Агарте жили высшие посвященные, хранители традиции, истинные учителя и мудрецы. Достигнуть Агарти неблагородному человеку было невозможно — только избранным она могла быть доступна.

Во все времена эти уникальные места прародины индоевропейцев волновали умы и притягивали стремления многих поколений людей. На Дон бежали и русские крестьяне от бед и страданий, передавая из уст в уста таинственное сказание о чудном городе Белой Веже, о стране мудрецов и святых – Беловодье.

Легенда о Беловодье принадлежит к числу полузабытых явлений русского фольклора XIX века. Упоминание о ней можно встретить лишь на страницах малопопулярных краеведческих изданий прошлого и в некоторых работах по истории старообрядчества и сектантства. Единственная работа, опубликованная в советское время — книга Е. Э. Бломквист и Н. П. Гринковой. Кроме этого источника, о легенде ничего не писали. Между тем легенда о Беловодье представляется замечательной во многих отношениях. Она была едва ли не самой популярной в XIX веке русской народной легендой социально-утопического характера; с ней связана целая полоса в развитии крестьянского общественного движения и крестьянской общественной мысли прошлого; наконец, она оставила известный след и в истории русской литературы — о ней писали Короленко, Мельников-Печерский, Л. Толстой, Мамин-Сибиряк, Горький, один из «шестидесятников» — Щапов, видный сибирский беллетрист Новоселов и другие.

«Легенда о Беловодье была не просто явлением публицистическим, она бытовала тайно; действия, которые предпринимались в связи с ней, преследовались. Рассказывать легенду было небезопасно; вместе с тем, она была воплощением одной из заветных идей крестьянства; ею не делились с первым пришедшим в деревню барином, это была подпольная, антикрепостническая и антиправительственная публицистика. Именно поэтому изложение легенды известно нам, главным образом, из судебных документов и тайных листков, писанных крестьянской рукой. Специальные записи легенды, произведенные собирателями, бедны и довольно случайны. В этом, очевидно, вторая причина забвения легенды фольклористикой. И, наконец, третья причина. Как и многие другие письменные и устные произведения, возникшие в период феодализма или его кризиса, легенда о Беловодье не лишена религиозных элементов. Известны легенды о Млевских монастырях, о Жигулевских горах и других легендарных «сокровенных» местах, где сохраняется возможность спастись от «антихриста» в широком смысле этого слова… Это порождало определенные иллюзии, идеализацию вольных земель без начальства и без социального неравенства, а вслед за этим — слухи, рассказы, песни, легенды, предания о привольной жизни на новых местах. Так родилась легенда о Тарбогатае, которую передает Н. А. Некрасов (вслед за декабристом А. Н. Розеном) в поэме «Дедушка», легенда о вольном житье на реке Дарье, легенда о «городе Игната» и другие».[5, с.117-120]

На примере археологических находок и культурных памятников устного народного творчества разных времен и народов мы обнаружили один и тот же повторяющийся образ, легенду о неизвестной уникальной земле божественных предков и духовных учителей, где каждый человек мог обрести беззаботную и счастливую жизнь.

Сопоставление древних легенд с географическими открытиями арабских историков и картографов 11 века приводят к новой гипотезе нашего исследования. Действительно, на юге России, на территории современной Волгоградской области могло существовать некое объединение так называемых русских племен, таинственная, запретная земля с названием Агарти-Артан, куда никто из чужаков не мог попасть, и память о существовании которой, по ряду нераскрытых наукой причин была почти окончательно утрачена русским народом.

Восполняют недостающие факты по домонгольской истории русских территорий труды арабских географов 8-12 веков.

«Арабо-персидская географическая литература часто остается единственным источником по истории народов Поволжья раннего средневековья. Арабские географы и путешественники оставили описание всего мусульманского Востока, а также ряда стран, в том числе Европы, Северной и Центральной Африки, побережья Восточной Африки и Азии вплоть до Кореи, островов Малайского архипелага. Кругозор географической литературы не исчерпывается исламскими странами, она доставляет первостепенные данные по всем областям, до которых доходили арабы или о которых у них имелись сведения. Как известно, восточные письменные источники содержат внушительный пласт информации по истории восточноевропейских народов, включая славян, русь, булгар, а также в какой-то степени затрагивают страницы истории некоторых народов Поволжья и даже Севера – Страны Мрака. Многие эти сведения уникальны, так как больше нигде подобная информация не обнаруживается.

По обилию сведений, разнообразию жанров и количеству произведений среди письменных источников, тем или иным образом коснувшихся истории народов Восточной Европы, арабская и персидская литература не имеет аналогов в средневековой историографии». [6, с. 219-221]

“О Волго-Донской переволоке первым из мусульманских географов упомянул Ибн Хордадбех, который жил в IX в. Его перу приписывают труд «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» («Книга путей и царств»).[4, с.60-63]

На картах арабских географов, нередко изображалось слияние рек Дона и Волги. Возможно, такой факт мог происходить при весеннем разливе рек, или некоторые притоки Дона и Волги настолько близко местами подходили друг к другу, что казалось – могут сливаться. Как бы то ни было, но это уникальное место на карте, называемое Переволокой, не трудно распознать, что поможет нам позднее точно локализовать один уникальный объект древности.

«Сочинение Ал-Идриси «Отрада страстно желающего пересечь мир» представляет собой описание всех известных автору областей ойкумены, сопровождающееся подробной прямоугольной картой мира, согласно традиции, идущей от античных географов. Ал-Идриси разделил всю обитаемую землю на семь широтных зон-климатов. Описание стран и народов в сочинении Ал-Идриси ведется по климатам с юга на север». [7, с.546]

Основная часть, методология и результаты. Легендарная третья Русь.

Многие историки и археологи проявляют в последнее время большой интерес к наследию арабского мира, в котором сохранились уникальные свидетельства о племенах и народах, живших в Поволжье, в первом тысячелетии нашей эры.

Арабские географы Идриси и Магреби именуют Дон «Рекой русов», Аль-Масуди называет Черное море – морем Русов». Особый интерес представляют следы наличия славянского населения в IX в. в таких крупных центрах Хазарского каганата, как Таматарха (Тмутаракань) и крепость Саркел (Белая Вежа) на Дону.

Белая Вежа, или как ее иначе называли в Хазарский период – Саркел,  по описанию С. А. Плетнёвой упоминается в древности как «торгово-ремесленный посёлок», или как «городок с синкретичной древнерусской степной культурой», а иногда и «древнерусский город».

Складывается впечатление, что период так называемого монгольского ига стер из памяти русского народа информацию о некой связи между руссами и племенами юга России. Но сохранились кроме упомянутых выше легенд и преданий о забытой и святой земле предков, косвенные факты о наличии некой русской земли на юге России.

Само слово «рос»  или «рош», с еврейского переводится – «главный». Оно могло обозначать не имя племени, а статус. «Князь рос» – обозначало «главный князь». А «Росия», как метрополия, – центр объединения нескольких племён. Тогда понятно, почему варяга Рюрика звали русом, и русский  князь Владимир объединил под общей властью разные племена славян.

Примеров главенства  некого вождя с дружиной  при становлении государственности разных народов Европы немало. Ильтабар Альмуш объединил поволжские племена. Хан Аспарух с дружиной возглавил дунайских славян и болгар. И даже в становлении английского государства  при легендарном  короле Артуре приняла участие военная дружина сарматов, превратившаяся  на туманном Альбионе в рыцарей круглого стола.

Российское государство, по всей видимости,  формировалось известным образом, который описывается в популярной теории вождеств. Из трёх объединений Славии, балтийских славян, Киявии, южных славян и болгар, и сарматской Арсании  собралась единая Русь.

В лето 965 году русский князь Святослав совершил поход по югу России, победил асов из числа аланских племен населявших Хазарию и освободил от их власти Белую вежу. Почему он делал это? Возможно, город был некогда русским?

Тогда можно понять, почему, захватывая астраханское княжество, великий знаток русской истории – царь Иван Грозный говорил: «Мы возвращаем наши исконные русские земли Тмутаракань».

Эту таинственную область, название которой в древнерусской культуре обозначало удаленные земли, можно обнаружить на арабских картах ХI века.

Современные исследователи средневековой арабской картографии описали ряд интересных топонимов, но оставили без внимания самый уникальный объект, который рассматривается в данном труде.

При подробном рассмотрении можно заметить, что на карте арабского картографа Х1 века ал-Идриси изображена некая minal rusia с одним из городов – Artan Это место напоминает излучину Дона у Переволоки, где по распространенному мнению многих арабских картографов происходит слияние двух русских рек. Указанное на карте название, согласно арабским источникам, совпадает с именем «третьей запретной Руси», которая часто упоминалась в географических текстах. Арабские географы утверждали, что у русов было три центра: Куяба (Киев), Славия (Новгород), и Арсания-Артан.

Абу Исхак аль Истархи в «Книге путей и стран» в 950 году также описывал земли расселения руссов: «И третья группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. И достигают люди с торговыми целями Куйабы, Киева, и окрестностей его. Что же касается Арсы, Арты, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении её чужеземцами, ибо тамошние убивают всех чужестранцев, к ним приходящих. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах, и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну их».

На карте также изображены известные объекты юга России, где на протяжении последних десятилетий ведутся активные археологические раскопки: город-княжество Русия, в районе станицы Голубинской Краснодарского края, и знаменитая Матарха, Таматарха, Тамань (Matraha).

Наличие на одной карте известных и неизвестных объектов дает возможность предположить равную реальность их существования для арабских картографов, и вероятную нашу современную неосведомленность о существовании некоторых объектов древности.

Многие великие русские историки обращали свои взоры на Донские земли в поисках предков русского народа, предполагая, что россияне ведут свое происхождение от сарматов. Об этом говорилось в Киевском синопсисе 1674 года, из которого черпал сведения Михаил Васильевич Ломоносов. В своей «Древней Российской истории» он писал о родстве русских с роксоланами. Историк Петровской эпохи Василий Никитич Татищев считал, что сарматы были ассимилированы славянами. Известный сторонник антинорманизма Дмитрий Иванович Иловайский считал скифов и сарматов «германо-славяно-литовской» ветвью индоевропейской семьи и утверждал, что преобладающим среди них было славянское население. На рубеже XIX—XX веков, пытаясь найти древнейшие корни славян в Восточной Европе некоторые археологи, такие как Дмитрий Яковлевич Самоквасов, Иван Егорович Забелин и другие обратились к скифским и сарматским древностям, отождествляя эти этносы с предками славян.

Знаменитый историк и географ древности Птолемей изображал две части Сарматии: Европейскую и Азиатскую на огромных территориях. Согласно его мнению сарматы были предками не только славян, но и германцев. Ученые предполагают, что благородство и воинственность сарматских воинов легли в основу формирования европейского духа рыцарства, и даже отразились в японских традициях самураев. В результате новых исследований, многие европейские историки выдвинули гипотезу, что сарматами были  рыцари круглого стола  английского короля Артура. Польская аристократия – шляхта, также с незапамятных времен  возводит свои корни к культуре высокого сарматизма Европы.

Богдан Хмельницкий также называл себя князем сарматским и гетманом запорожским. Считалось, что бритая голова и чуб – это отличительный признак настоящего сармата. Казаки, жившие на Дону, пронесли сквозь века традиции военной демократии сарматов, культуру древних воинов степи.

Во все века стремилась в забытые места чудесной Белой вежи – Третьей запретной Руси, свободная  натура руссов, в поисках истинных ценностей древнего боевого и патриархального братства. Старообрядцы, хотя и забыли факты о первом крещении предков при патриархе Фотии, интуитивно искали на Донских берегах возможность открытой и возвышенной духовной жизни. Почти все население войска Донского после раскола исповедовало старую исконную дониконовскую веру. До сих пор стоят на Дону старообрядческие селения казаков. Станица Голубинская, откуда родом был Игнат Некрасов. Его заветы имели глубокий духовный смысл. Станица Пятиизбянская, где произошло восстание Кондратия Булавина, и многие другие легендарные места. После перестройки представители коренного населения войска Донского стали вести активную поисковую, социальную и культурную деятельность. Разные люди объединились в свящённом деле поиска и возрождения исторических корней казачьего народа.

Выводы и дальнейшие перспективы исследования.

Согласно проведенному исследованию, было установлено наличие на территории Волгоградской области уникального древнейшего очага культуры, имеющего мировое значение. На протяжении тысячелетий район Переволоки считался многими народами священным местом, откуда происходили предки разных народов, где жили святые духовные люди, основоположники древних мировых религий.

Исследования арабских географов подтверждают гипотезы многих русских историков о существовании на Дону очага древнейшей русской культуры, связанного с сарматами. Обнаруженная на карте Идриси ХI века «Третья Русь» с центром в городе Артан, подтверждает наше предположение, что земля, где сближаются Дон и Волга с незапамятных времен принадлежала области влияния русской цивилизации.

Патриотизм и любовь к Родине – основа процветания государства. Но с чего начинается патриотизм? С гордости за свою страну, ее историю и достижения.  Хорошо, если бы россияне активно познавали историю своего края и рассказали об этом всем жителям России и мира. Появились бы новые маршруты регионального туризма, в нашу область стали бы приезжать люди со всего света. И тогда мы сами, и все народы вокруг нас открыли для себя и осознали простой и очевидный факт, что наша страна Россия имеет тысячелетнюю, уникальную, великую культуру, положившую начало традициям многих народов Европы и Азии.

 


Библиографический список
  1. Археологическое наследие Волгоградской области. Волгоград, 2012 г
  2. В.И.Сарианиди, Археологические свидетельства раннего зороастризма в Каракумах// Зарубежная археология, Маргианская археологическая экспедиция, 2010г.
  3. Л.А Лелеков «Авеста в современной науке» М., Государственный научно-исследовательский институт реставрации Министерства культуры и туризма Российской Федерации, 1992г.
  4. Бубенок Олег Борисович,  Особенности функционирования Волго-Донской переволоки в хазарское время//  Журнал Фронтирных Исследований No 4, Институт востоковедения им. А.Е.Крымского НАН Украины, Киев, Украина, 2020г.
  5. К.В. Чистов, Легенда о Беловодье// Труды Карельского филиала Академии наук СССР, Выпуск 35, Вопросы литературы и народного творчества, 1962г.
  6. И.А. Гагин, Два направления в ранней Арабо-Персидской географической литературе и их основоположники о народах Поволжья// Исторический формат №1-2, Рязанский государственный медицинский университет, 2017 г.
  7. И.Г. Коновалова, Античный топоним на карте ал-Идриси, И.Г.Коновалова 2017г.Алихова, А. Е. (1949). К вопросу о буртасах// Советская этнография.
  8. Латышев, В. В., Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Помпоний Мела. Землеописание// Вестник древней истории, (2), 1948г.
  9. Забелин, И.,  История русской жизни с древнейших времен. Часть 2.Москва: Тип. Грачева и К. 1879г.
  10. Иловайский, Д. И., Разыскания о начале Руси. Вместо введения в русскую историю. Москва: Академический проект, 2015г.
  11. Загоскин, Н. П., Русские водные пути и судовое дело в до-петровской России, Историко-географическое исследование. Казань: Лито-типография И. Н. Харитонова, 1910 г.
  12. Кудряшов, К. В., Половецкая степь. Москва: Географиз, 1948г.
  13. Артамонов, М. И., История хазар. Ленинград: Гос. Эрмитаж, 1962г.
  14. Новосельцев, А. П., Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. Москва: Наука, 1990г.
  15. Тортика, А. А., Северо-Западная Хазария в контексте истории Восточной Европы (вторая половина VII ‒ третья четверть X вв.). Харьков: ХГАК, 2006г.
  16. Калинина, Т. М., Водные пути сообщения Восточной Европы в представлениях арабо-персидских авторов IX‒X вв. В Т. Н. Джаксон, Т. М. Калинина, 2007г.
  17. Коновалова, И. Г., Волго-Донской путь в арабской географии XII в.. В Хазарский альманах. Том 6 (стр. 133‒139). Киев; Харьков, 2007.
  18. Коновалова, И. Г., Гидрография Восточной Европы в географическом сочинении ал-Идриси. В Т. Н. Джаксон, Т. М. Калинина, И. Г. Коновалова, А. В., 2007г.
  19. Житие и деяния блаженного нашего учителя Константина Философа, первого наставника славянского племени, Retrieved, 2012г.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Аронова Ильсияр Узбековна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация