ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СО СТУДЕНТАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Мещерякова Ирина Николаевна1, Москалева Юлия Анатольевна2
1Университетский колледж Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, преподаватель ПЦК Физико-математических дисциплин
2ФГБОУ ВО Оренбургский государственный медицинский университет Минздрава России, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общественных наук и молодежной политики

Аннотация
В данной статье авторами рассматривается вопросы организации совместной работы преподавателя и обучающегося. Основное внимание в работе акцентируется на формах организации взаимодействия на учебных занятиях с помощью различных средств ИКТ. В статье также представлен опыт реализации различных форм совместной деятельности преподавателя и обучающегося колледжа и ВУЗа. Формы взаимодействия рассматриваются в логической последовательности возрастания доли самостоятельной работы обучающегося.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мещерякова И.Н., Москалева Ю.А. Формы взаимодействия преподавателя со студентами в современных условиях // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/12/99376 (дата обращения: 18.04.2024).

В рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» одним из показателей национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект является «обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования», что в свою очередь отражается также и в изменениях форм совместной деятельности преподавателя и обучающегося. [3]

Система форм взаимодействия преподавателя с обучающимися, в свою очередь, является средством достижения целей их совместной деятельности. Последовательность реализации этих форм совместной деятельности можно проследить в определенной логике: от максимальной помощи преподавателя обучающимся в решении учебных задач к последовательному нарастанию собственной активности студентов вплоть до полностью саморегулируемых предметных и учебных действий и появления позиции партнерства с преподавателем. Современные исследователи выделяют до шести форм сотрудничества: введение в деятельность; разделенное действие; имитируемое действие; поддержанное действие; саморегулируемое действие; партнерство [2].

Рассмотрим опыт реализации каждой из обозначенных форм.

Так, введение в деятельность, как форма совместной деятельности с максимальным уровнем помощи преподавателя обучающимся, деятельности, в которой преподаватель является центральной фигурой, точкой сосредоточения внимания обучающихся – может быть осуществлена в виде фронтального опроса, диктантов, лекций, мини-лекций, сообщений и т.д. И в этом способе организации взаимодействия, обучающиеся только принимают информацию. Данная форма применяется, как правило в начале изучения дисциплины (раздела, курса) или в мотивационной части занятия, а также может быть направлена на подготовку к восприятию нового материала. Средствами для организации опроса и его последующего анализа могут служить google-формы, опросы (голосования) в мессенджерах, социальных сетях. Мини-лекции, сообщения могут быть организованы с помощью ВКС с подключением специалиста, или записанной видео-лекции.

Разделенное действие, как продуктивная форма организации совместной деятельности преподавателя и студента может быть осуществлена в виде индивидуальной работы, в ходе которой преподаватель либо организует помощь обучающимся, или контролирует ход деятельности. Такая форма применяется на любом этапе занятия, и ключевую роль в ней играет содержание индивидуального задания. Выдача индивидуальных заданий с помощью ИКТ богата разнообразием средств: задания в личном кабинете информационной системы, электронный дневник (журнал), платформа электронного обучения и др.

Следующая форма совместной деятельности – имитируемое действие. Данная форма продуктивного взаимодействия характеризуется избирательной актуализацией ранее усвоенных знаний или способов деятельности и применения их в новых условиях. На пример, работа в парах, при которой обучающиеся берут на себя определенные роли для апробации элементов профессиональной деятельности. Для данного вида познания характерно преобразующее отношение субъекта (обучаемого) к объекту познания. В ходе этого взаимодействия изменяется не только объект воздействия, но и сам воздействующий объект. Процесс познания направлен не только на углубление знаний обучающихся, но и на особое их осмысление и выработку личностного отношения к усваиваемым знаниям и самому познавательному процессу. [1]

Такая форма совместной деятельности преподавателя и обучаемого, как поддержанное действие, максимально эффективно реализуется в рамках групповой работы (технология работы в малых группах). Основной ролью преподавателя является роль слушателя, арбитра, направляющего. Поддержанное действие на очных занятиях мотивирует поисковый тип активности: целеполагание, самомотивацию, самопланируемые и самоорганизуемые действия обучающегося. [2] Участие в групповой работе вовлекает обучающегося в отношения взаимной ответственности, что заставляет их решать не только учебные, но и организационные задачи. Подобная форма работы способствует формированию активной личности, обладающей навыками планирования и оптимальной организации своей деятельности, умениями соотнесения своей деятельности с деятельностью других участников группы. Кроме того, данную форму взаимодействия можно реализовывать посредством сотрудничества – обучаемые выполняют такие же задания, как и при индивидуальной работе, но в данном случае они работают в парах, тройках. В данном аспекте, метод проектов можно рассматривать как часть технологии сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для обучающегося. В случае необходимости преподаватель вступает во взаимодействие с обучающимися. Возможно, что преподаватель ограничивается лишь ролью наблюдателя. В режиме работы он-line могут быть использованы различные облачные средства: сетевые инструменты (презентации, документы, таблицы – группы сервисов Google), wiki-сайты, блоги и др.

Форма совместной деятельности, протекающая в виде самоорганизации, т.е. саморегулируемое действие. В рамках данной формы обучаемым дается возможность сами выбирать учебную задачу, средства реализации (в том числе и ИКТ), и выполнять ее в автономном режиме. Для достижения максимального эффекта рекомендуется использовать открытые за­да­ния, фикси­рующие только структуру их ре­ше­ния или отдельные элементы, что по­служит формированию и развитию у студента твор­ческого отно­шения к соб­ствен­ной позна­вательной деятельности с примене­нием ин­фор­мационно-комму­никационных тех­ноло­гий.

Партнерство, как продуктивная форма организации совместной деятельности преподавателя и студента, – так же, как и поддержанное действие может реализоваться по принципу сотрудничества, но с большим использованием элементов саморегулируемых действий. Следовательно, развитие познавательной активности осуществляется не как обучение приемам решения задач, а как воспитание творческого мышления в условиях дидактически организованного диалога и группового мышления. Наряду с этим прямым эффектом обучения в ситуации продуктивной совместной деятельности возникает широкий спектр воспитательных эффектов.

Таким образом, можно сказать, что именно этот тип организации учебной ситуации открывает путь к наиболее значительному повышению социальной продуктивности учебного труда преподавателя и обучающихся. Далеко не случайно, что в практике современной школы и вуза начинают все шире использоваться продуктивные творческие формы организации коллективной учебной деятельности.


Библиографический список
  1. Мещерякова И.Н., Михайлова Н.М. Развитие познавательной активности студента в условиях информатизации обучения / И.Н. Мещерякова, Н.М. Михайлова. — М.: ФЛИНТА, 2016. —209 с.
  2. Педагогика / В.Г. Рындак, А.М. Аллагулов, Т.В. Челпаченко И.Н. Мещерякова [и др.]-. НИЦ ИНФРА-М. – 2021 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45765862
  3. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 09.12.22)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мещерякова Ирина Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация