О ФЕНОМЕНЕ ЛЮБВИ В ФИЛОСОФИИ

Ракитянский Аркадий Анатольевич
Московский финансово-юридический университет (МФЮА)

Аннотация
Статья посвящена проблеме изменения ценности любви в современном обществе. Для этого, с одной стороны, рассматривается генезис философии любви, а с другой – осуществляется попытка выявления основных проблем, связанных с трансформацией философии любви в наше время. Автор предлагает собственную классификацию типов любви, основанную на специфике отношений между двумя индивидами. Подвергается системному анализу феномен любви в различные эпохи, от древности до современности.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ракитянский А.А. О феномене любви в философии // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/12/99372 (дата обращения: 15.03.2024).

Совесть, ум, честь, свобода являются основополагающими свойствами человеческого существа:- любовь. Любовь – это стандартное мнение человека, поскольку она не имеет никаких внешних причин. Красота, ум, сила не может объяснить появление  такого определения как «любовь» с помощью какой-либо причины ибо, если такие причины действительно имеют место быть, то никакой любви нет, а есть только ее выдумка.

Проблема  «феномена любви» в философской антропологии возникла еще в древности. С каждым новым десятилетием  она все больше вызывала интерес со стороны философов, а позже психологов, социологов и др. Даже сегодня эта проблема не потеряла своей актуальности. Проведя исследования  текстов, которые посвящены  истории философских представлений о любви, они приводят к мысли о том, что в зависимости от культуры разных народов и в разный исторический использование такого понятия, как «генезис философии любви», претерпевал изменения

В связи с этим можно выделить цель работы: определить выявление изменений такой категории ценности, как  любовь в современном обществе на основании ее истории развития. Для этого с одной стороны,  стоит рассмотреть генезис философии любви, а с другой –определить основные проблемы, которые связаны с изменениями в наше время такого понятия в философии, как любовь..

Библия является одним из первых памятников такого понятия как любовь. Здесь отражены все виды любви: любовь к Богу, к родителям, братская любовь, любовь к Родине и др. В частности А. Шопенгауэр, убежден в том, что человек способен распознать тайну собственного бытия путем предельного обособления от других, по средствам раскрытия содержания. «Поскольку он не проживает, а живет, он должен взвешивать свои решения, осознавать себя и окружающих людей. Его потребность в самовыражении является настолько жизненно важной и властной, что человек не может чувствовать себя здоровым, если не найдет возможности ее удовлетворить» [1].

Говоря об этом Платон подметил о том, что. «любовь, открывает человеку правду на истину, добро, красоту». Платон говорит о том, что в познании Мира человек как бы вступает в брак с любовью, и от этого брака появляется прекраснейшее на Земле продолжение рода, которое назвается духовностью («платоническая любовь»), так человек становится Человеком. Любовь у Платона понималась как совокупность прекрасного и доброго, гармония тела и души.

Уже в эпоху Древней Греции понимание любви претерпевает значительные изменения. Следует отметить, что любовь в Древней Индии тоже разделяется на два вида: любовь конечного, имеющая прикладную ценность, и любовь вечного, но там они не идет отрицание друг друга, а одна любовь является ступенью к постижению другой.

Древние греки различали четыре аспекта любви: страстная любовь, основанная на ощущениях, – «эрос»; исполненная нежности, любовь – привязанность – «филиа»; мягкая, искренняя любовь внутреннего признания – «агапэ»; рассудочная любовь – уважение – «сторгэ». Как пишет П. Флоренский: «Четверица слов любви – это одна из великих драгоценностей сокровищницы эллинского языка… Другие языки не могут похвалиться даже подобным чем-нибудь в области идеи любви» [2, с. 406].

Уже на этапе Средневековья филооф Фома Аквинский разделяет телесную любовь и добродетель. Он говорит о том, что «при этом земная любовь греховна, высшая любовь – любовь к Богу. Христианство сделало культ любви, любви к Богу, – «Бог есть любовь»[3, с.224].

Эпоха Возрождения собирает воедино все предыдущие суждения и порождает нескончаемое множество трактатов, в каких торжествует гуманизм, а привязанность стает не
как космогоническая сила, однако как простое человечное чувство. М. Фичино был основополжником, кому принадлежит диалектическая система, в которой» любовь предстает как единство рождения и смерти. Он говорит нам о том, что «любящий человек может пренебречь собой (погибает в душе) ради любимого, но поскольку любимый постигает его, последний возрождается в нем» .[4]

В своем труде «Этика» Б.Спиноза  дает такое определение любви, при котором  любовь, сопровождаемая некой  внешней причиной есть удовольствие, а противоположное ей чувство – ненависть – “как неудовольствие, сопровождаемое внешней причиной”. Ревность, по мнению ученого, есть “не что иное, как колебание души, которое возникает из любви и ненависти и сопровождаемое идеей другого, с чьей стороны идет зависть. “[5. С. 32].

Стоит отметить, что по мнению Спинозы наивысшей формой любви  оказывается не физическая, а умственная любовь, которая именуется “интеллектуальная любовь к Богу. Она входит в систему высших благо именно потому, что не зависит ни от такого аффекта, как зависть, ни от аффекта ревности, ни от других аффектов. Узнавая Бога и, испытывая к нему умственную любовь, человек освобождает душу от всех лишних мыслей, свойственных чувственной любви. В данном случает, интеллект выступает как естественная сила природы, потому что эта любовь соединяет в себе чувство и разум.

Исследуя феномен любви и его историю немецкий философ И. Кант меняет идею рассмотрения любви, находя свое отражение в принципе нравственности. В своих сочинениях Кант рассуждает о любви как о долге и подразумевает в данном случае не чувство, а общий принцип, полагаемый разумом. По его мнению любовь должна пониматься не как чувство т. е. не как удовольствие совершенства человека, и не как любовь-симпатия, а любовь должна мыслиться, как долг всех людей друг перед другом имеющий своим итогом благодеяние»[6]. Мы способны делать добро людям вопреки тому, любим мы их или нет. Наш разум велит делать благие дела даже тогда, когда жизнь привела нас к «открытию», человечество не достойно любви.

В работе «Метафизика нравов» Кант утверждает, что любовь — это склонность, она имеет половой характер, это преобладание природы над разумом, люди стыдятся ее и только в браке этот стыд может быть подавлен, потому что брак узаконен.[7]

Также хочется отметить, что в описании любовных отношений люди чаще всего применяют слово «инстинкты», что не является верным т.к по мнению З.Фрейда  различаются инстинкты и влечения. Под влечениями он понимает психологические мотивы поведения, которые являются постоянными, нежели прерывистыми. Инстинкты  под воздействием психологических факторов или факторов окружающей среды являются биологическими, наследуемыми и прерывистыми в процессе жизнедеятельности. Иначе говоря, всем известное либидо — это влечение, которое имеет социальную структуру, а голод в свою очередь,  — инстинкт, биологического происхождения.[8]

О двух разветвлениях в любви Фрейд говорил о том, что она делится на нежное и чувственное. В состоянии покоя они должны объединяться вместе с половой любовью, иначе человек обречен, Это может привести к импотенции или к отсутствию полового влечения. Еще в детстве нежное появляется  намного раньше, чем чувственное. Тем кто занят воспитанием ребенка: члены семьи могут заметить именно «нежное» проявление любви

При половом созревании к нежному течению примыкает чувственное. Стоит отметить, что чувственное течение в детском возрасте направлено на членов своей семьи. Становясь старше, ребенок начинает осознавать, что это плохо. Тогда  его чувственное течение любви начинает распространяться на других людей. Ребенок начинает искать кого-то похожего на маму, сестру или няню. Нежность ,которая раньше была адресована членов своей семьи, со временем переходит на посторонних людей. «Таким образом, нежное и чувственное течение должны слиться в единое целое».[9]

Фрейд выдвигает мнение о том, что при сексуальном ограничении человек направляет всю неиспользованную энергию на культурное развитие. Такое культурное развитие обвчно направляется в творчество или спорт. Именно при помощи ограничений, считал Фрейд, становится возможным достижения человеческой культуры. При беспрепятственном получении сексуального удовольствия общество не приобщалась бы к культурным открытиям.

Слияние вместе эти двух течений бывает не всегда. Во-первых, под запретом может находиться выбор постороннего человека и здесь не важна причина. Во-вторых, первые детские объекты становятся настолько привлекательными, что от них нельзя отказаться. «Общий механизм образования неврозов начинает действовать, если эти два фактора сливаются в один. Энергия влечения, в совокупности с работой фантазии, подогреваемая образами первых детских воспоминаний отходит от реальности» [10]. Нежное течение можно проявлять только в условиях семьи, то чувственное отходит на второй план. Его приходится  подавлять или реализовывать на постороннем человеке. Вследствие запрета, возник страх и он не дает проектировать нежное течение его на другом человеке. Таким образом, любовь разделяется на возвышенную и низменную.

Запрет в любовной жизни, а тем самым и ограничения в половой свободе в своем итоге и имеет негативные последствия и результаты. Временная сдержанность повышает сексуальное влечение, ведет к развитию нежной привязанности к другому. «Чувственная любовь приговорена к угасанию, если она удовлетворяется; чтобы продолжаться, она с самого начала должна быть смешана с чисто нежными, т.е. замерзшими компонентами в целом» [10].

Подводя итог вышесказанному, можно подвести итог в теории Фрейда. Существуют 2 течения любви: чувственное и нежное. В норме они должны находиться в совокупности, т.е вместе. Если же этого не происходит, может возникнуть психологическая импотенция или отсутствие влечения вообще. Человек не будет культурно развиваться, если будет существовать некий запрет в любовной жизни.

Стоит отметить, что современное общество для своей жизнедеятельности не имеет нужду в реальной человеческой любви, поскольку она требует от индивида больших духовных затрат.  Исходя из вышесказанного, человек может осуществить эти затрат во благо общества. Возможно, в этом причина движения общества именно на удовлетворение низменных потребностей и вставление их во главу угла. Из-за этого все духовные моральные и этические нормы воззрения человечества на сегодняшний день уходят на задний план и теряют свою актуальность. Подводя итог вышесказанному можно сделать предположение о том, что появляются такие основополагающие начала и идеи, которые указывают, что в будущем любовь станет или вовсе безэмоциональной.


Библиографический список
  1. Э.Фромм  Человеческая ситуация. М., 1994 С. 445
  2. П.Флоренский . СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ. Опыт православной феодицеи в 12 письмах. – Париж : YMCA – PRESS, 1989. – 490 с
  3. Ф.Аквиннский Сумма теологии. Часть II-II. Вопросы 1-46. . – К.: Ника-Центр, 2011.-576 с
  4. Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. В.П.Шестаков
  5. Б.Спиноза. Этика М.; Л., 1932. С. 32, 106.}.
  6. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 2. С. 389
  7. И.Кант, Сочинения в шести томах М., «Мысль», 1965. (Философ. наследие).- Т. 4. Ч. 2.- 478 с
  8. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности // Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. – Тбилиси, 1991. – Кн. 2. – С. 6, 14
  9. Фред З. Я или оно. М.: «ЭКСМО ПРЕСС», 1998 г.  С.136
  10. Фрейд З. Я и Оно. М.: «ЭКСМО ПРЕСС»,1998 С.145


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ракитянский Аркадий Анатольевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация