ИНТЕЛЛЕКТ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

Кушнов Вячеслав Вадимович
Московский финансово-юридический университет (МФЮА)
Калининградский филиал, cтудент

Аннотация
В данной статье рассматривается основная философская категория интеллекта, которая обобщена в величайшей философской системе в истории рационального мышления и познания. В ней также рассматривается возникновение и развитие современного интеллекта.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кушнов В.В. Интеллект и рациональное познания в философии // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/12/99347 (дата обращения: 18.04.2024).

Интеллект, или способность к абстрактному мышлению, является одной из наиболее важных и фундаментальных характеристик человека. Современная наука, включая философию, многое узнала о природе интеллекта. Общая природа интеллекта как способности мыслить о мире в понятиях, законы мышления и отношения между интеллектом и языком были хорошо объяснены. Однако существует более глубокий уровень неисчерпаемости интеллекта, к которому современная наука еще только приближается. Этим они обязаны прежде всего глубокому знанию интеллекта, накопленному в истории философии культуры.

Философские идеи о природе интеллекта, субъекта и интеллектуальной деятельности развивались на протяжении длительного исторического периода. Наблюдается определенная фрагментация, при которой большинство исследований фиксируют только отдельные части интеллекта и описывают их в традиционных философских терминах, таких как «интеллект», «разум» и «интуиция», но поскольку трудно определить и распознать интеллект в целом без рассмотрения его составных частей, эти категории имеют большое значение, поскольку они составляют основу концепции интеллекта в целом [7,c.19].

Аристотель совершенно ясно показал природу и различие между здравым смыслом и интеллектом, способами интеллектуальной деятельности. В частности, он делает это в контексте различия между практическим знанием (приобретаемым, прежде всего, посредством здравого смысла) и опосредованным знанием (развиваемым посредством работы интеллекта). Первый тип знания касается отдельных вещей, их действия и возникновения. Второй тип знаний относится к общим знаниям, которые являются концептуальными [1].

Когда интеллект имеет дело с общими вещами, здравый смысл, форма интеллекта, погружается в отношения между отдельными вещами и не может понять существенные отношения. Как отмечают этот философы, вышеупомянутая форма интеллекта также отличается от чувствительности. Тот, кто имеет опыт, оказывается более разумным, чем тот, кто не имеет разума, а тот, кто искусен в искусствах, оказывается более разумным, чем тот, кто имеет опыт. . Здравый смысл действует на основе некоторого доступного сенсорного опыта, и было бы ошибкой отождествлять его с чувственным восприятием.

Формирование понятий «разум» и «рациональность» применительно к интеллектуальной деятельности человека занимает гораздо более длительный период в истории философии, чем «здравый смысл». Важной вехой в формировании понятий разума и интеллекта является философия Сократа.

Определяя роль разума, Сократ утверждал, что человек не должен действовать спонтанно, руководствуясь привычкой, учением или чувствами, но всегда должен стремиться понять более глубокие причины своих поступков. Именно эта предпосылка побудила его ученика Платона исследовать эту тему дальше. И только когда Платон поставил человека перед фактом, что в царстве идей, высшем мире, мире мысли, интеллектуальная деятельность требует особого, более высокого уровня мышления, а именно разума (5, с. 296-329). Согласно Платону, тот факт, что разум занимается концептуальным познанием, не устраняет его активной роли, последняя является важной частью практической деятельности.

Концепция разума у Платона настолько сформирована и развита, что нельзя сказать, что это его концепция разума, концепция которого только начинается и, по-видимому, содержится в мысли в виде независимых элементов и предпосылок. Мысль представлена как чистая деятельность разума, не подверженная искажениям реальности, представляемой разуму органами чувств». Разум занимает промежуточное положение между «рассудком» и «ощущением». Чувственное познание основано на мышлении [4,c.20].

Английский философ Т. Гоббс внес решающий вклад в развитие понятий «разум» и «рациональность». Разум понимается как способность правильно мыслить, чтобы анализировать большие объемы эмпирических данных и делать правильные выводы путем логических рассуждений. Рассуждения основаны на известных и предопределенных значениях слов. Интеллект отлично различает мелкие детали и особенности вещей и явлений. Интеллект – это эталон человеческих действий, решение всех возникающих проблем и предсказание будущего. Ставя цели на будущее, он также указывает на необходимые средства для их достижения. Идеи, сформированные в сознании, остаются стабильными в своем проявлении, и цель, и средства остаются неизменными [3].

П. Гольбах, французский материалист, внес особый вклад в изучение разума. Он утверждал, что разум основан на жизненном опыте и суждениях, которые исправляют и устраняют ошибки чувств и направляют страсти. Разум всегда основывается на непосредственном и систематическом знании, приобретенном через опыт. В целом, Гольбах рассматривал интеллект как способность различать полезное и вредное, способность, которая развивается через опыт и размышления [9,c.34].

Французский философ более подробно и четко определил рациональность, и, что более важно для него, как фундаментальную особенность развития человека как социального существа. Разум – это человеческое качество, приобретенное через опыт. Это знание о том, что хорошо и плохо в человеке, о необходимости человеческих социальных отношений». Здравый смысл предполагает умеренный характер, здравый ум, упорядоченное воображение и знание истины, основанное на здравом опыте. …… благоразумие и предусмотрительность».

В определенном смысле период становления «рациональности» или «разумности» характеризуется работами английского мыслителя XVIII века Д. Юма. Для Юма разум – это способность мышления, которая классифицирует мнения и формирует широкие и неизменные общие правила, основанные на опыте познавательной деятельности, которая может отделить необходимое от условного.

Согласно Д. Юму, рациональность – это способность сравнивать мнения, обнаруживать отношения между ними и определять их истинность или ложность. Познавательный процесс разума происходит в критике рациональных суждений, скептицизме и постоянной критике результатов восприятия. Только при таком подходе к познанию «разум может рассматриваться как естественная действующая причина истины». Абстрагируясь от природы вещей, разум в то же время может видеть вещи как единое целое.

Окончательное утверждение разума и понятия рациональности произошло в классической немецкой философии, начиная с И. Канта. Согласно Канту, разум не может ни о чем думать и поэтому может соотноситься с реальностью только через органы чувств. Точно так же органы чувств не могут ничего мыслить, а могут лишь переводить реальность в материю чувственного восприятия. Разум и чувство «могут делать объективные и осмысленные суждения о вещах только тогда, когда они работают вместе. Без сенсорных данных понятия и категории сами по себе недостаточны для познания вещей и могут выступать лишь как формы субъективного рассуждения [7,c.18].

Человеческий разум обладает способностью не только делать интеллект необходимым, но и постепенно расти и развиваться параллельно с ним. Эта способность является высшей формой трансцендентного и критического интеллекта, а именно разума. Разум является высшим правителем и проводником, в отличие от разума в сфере науки, который является уделом философии и диалектики. Разум очищает и систематизирует знания. Благодаря разуму теория воплощается в практику.

Термин «интуиция» и философские учения об интуиции берут свое начало в древнеиндийской и древнегреческой философии. Доктрины интуиции XVII века были связаны с эпистемологическими проблемами, поставленными перед философией развитием математики и естественных наук, и были направлены на прояснение причин, следствий и обоснованности доказательств, на которых основывались эти науки. Эти доктрины не были противопоставлены интуитивному или логическому мышлению. Интуиция считается высшим знанием, но это знание все равно остается знанием.

Современные формулировки проблемы интеллекта формулируют скорее феноменологический, чем социально-философский аспект. Единство универсальности и сингулярности, интенциональная деятельность индивидов и обществ, в конечном счете, определяется определенными условиями, которые всегда предполагают неопределенность. Интеллект гарантирует достоверность определенных результатов в виде действий, смыслов и слов, возникающих из неопределенности самосохранения и адаптации.

Интеллект – это «способность находить качественные (правильные, простые, с минимальным использованием ресурсов) и эффективные решения различных новых или ранее неизвестных «задач» (в идеале – всех возможных задач)».

Интеллект – это система познавательных способностей человека. Интеллект в основном выражается в легкости обучения, способности быстро и легко приобретать новые знания и навыки, способности преодолевать неожиданные препятствия, умении находить решения из нетипичных ситуаций, способности адаптироваться к сложным и меняющимся условиям, тщательности понимания происходящего, креативности и т.д. Высший уровень интеллекта определяется степенью развития мышления, которое рассматривается в совокупности с другими когнитивными процессами, такими как восприятие, память и язык.

Общественный интеллект – это общий интеллект общества и отражает уровень того, как общество управляет своим будущим. В структуру общественного интеллекта входят убеждения и творчество, которые образуют сложную динамическую гармонию. Творчество стремится снять границы, навязанные убеждениями, т.е. системой авторитетов, которые убеждения навязывают интеллекту. Механизмы веры в рамках творческой системы имеют архетипы, которые отражают «эволюцию веры» как социального института, и возникают как стойкий и интуитивный механизм, связывающий творческое сознание и творческое бессознательное [5,c.21].

Интеллект – это способность распознавать реальность и рационально мыслить о ней, адаптироваться на основе рассуждений, обрабатывать и использовать полученную информацию для умственной и практической деятельности.

Таким образом, интеллект нельзя изучать, не принимая во внимание все грани этого явления и не рассматривая его с единой теоретической и методологической точки зрения. В основном это связано с тем, что интеллект – это система умственных навыков, направленных на то, чтобы человек мог понять реальность и затем активно использовать полученные знания. Структурные элементы интеллекта можно разделить на четыре основные категории. Первый – это здравый смысл, который присущ только человеку и является логикой повседневного поведения. Здравый смысл играет роль в адаптации поведения человека к изменяющимся обстоятельствам, и это поведение гибко меняется в зависимости от ситуации. Вторая – рациональность, которая играет роль накопления и формализации ранее накопленных знаний, выработки правил мышления и систематизации знаний. Третье – это разум. Воплощая в себе высшие творческие способности личности, разум вбирает в себя все ценное из первых двух и возводит их в новое качество. И здесь возникает новый вид умственной и практической деятельности [8,c.17].

В современной постановке проблемы интеллекта четко прослеживаются ее феноменологические и социально-философские аспекты. Поиск оснований и способов порождения; формирование и развитие способов интеллектуального действия, идентификации; связывание равных уровней интеллектуального формирования, идентификации – такова стратегическая ориентация социальной онтологии в отношении проблемы интеллекта.

Интеллект – способность воспринимать действительность и рационально мыслить о ней, адаптироваться на основе рассудочной деятельности, приобретать и обрабатывать полученную информацию и использовать ее для умственной и практической деятельности.


Библиографический список
  1. Аристотель. Сочинения: В 4 т. – М.: Мысль, 1975. Т. 1.
  2. Бэлл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / под редакцией В. Л. Иноземцева. Москва: Академия, 1999. 782 с.
  3. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. -М.: Мысль, 1965. Т.2.
  4. Ильин Р. В. Использование инновационных технологий в качестве средств подготовки обучающихся творческих вузов в условиях трансформации современного общества // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2021. № 1(27). С. 71-77.
  5. Платон. Соч.: В 3 т. -М.: Мысль, 1968. Т.1.
  6. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. – М., 1983.
  7. Фомин А. А. Эволюция представлений об информационном обществе в современной западной социологии // Изв. Сарат. ун-та. Сер. Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 287-291.
  8. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. От эпических космогоний до возникновения атомистики. – М.: Мысль, 1989.
  9. Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность. Новосибирск, 1998. 663 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кушнов Вячеслав Вадимович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация