ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСОБИЯ «ПОСТЕР ЛИЧНОСТНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»

Галуцкая Мария Юрьевна1, Дубровская Марина Михайловна1
1МДОУ "Детский сад №15 п.Разумное "Тропинка детства", учитель-логопед

Аннотация
В статье описан опыт использования пособия «Постер личностных и творческих достижений детей» учителем – логопедом в условиях ДОУ. Пособие было разработано для пополнения и обогащения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Галуцкая М.Ю., Дубровская М.М. Использование пособия «Постер личностных и творческих достижений с детьми дошкольного возраста с ОВЗ» // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/12/99215 (дата обращения: 20.04.2024).

В  последние годы наблюдается выраженная тенденция к  увеличению числа детей с речевыми нарушениями. В условиях дошкольных образовательных организаций коррекционно-развивающую помощь такие дети получают в группах компенсирующего вида или в условиях дошкольного логопедического пункта.

Для занятий с учителем-логопедом в логопедический пункт зачисляются воспитанники 5-8 лет, имеющие различные нарушения в развитии речи: общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР), фонематическое недоразвитие (ФФН), фонетическое недоразвитие (ФН), заикание, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и функций речевого аппарата и др. [4].

В логопедическом пункте и в группах компенсирующего вида решаются задачи коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста:

-     своевременное выявление нарушений устной речи дошкольников;

-     определение уровня и характера речевых нарушений дошкольников;

-     коррекция нарушений в развитии устной речи детей дошкольного возраста;

-     разъяснение и распространение специальных логопедических знаний среди педагогов и родителей воспитанников [4].

Основной формой логопедической работы являются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные  занятия, которые выстраиваются с учётом особенностей каждого воспитанника. Поэтому одним из важнейших направлений исследований в отечественной логопедии является поиск путей и способов активизации внимания детей с недоразвитием речи и их заинтересованности на логопедическом занятии.

В современной педагогической литературе имеется множество публикаций по эффективному использованию нетрадиционных технологий, методов и форм организации образовательной деятельности, а также – современных средств дошкольного образования.

Средствами дошкольного образования при построении логопедических занятий являются: технические средства обучения; наглядный материал, используемый при обследовании речи детей; наглядный материал по развитию речи; образовательные пособия в виде карточек, схем, моделей с индивидуальными заданиями; речевые игры; логопедические альбомы и др.

На стенах кабинета не  рекомендуется вешать картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание детей во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки [3].

Но все же, считаю важным и нужным размещение на стене пособия «Постер личностных и творческих достижений детей». Поделюсь опытом работы по его использованию.

Как известно, дети с нарушениями речи часто имеют проблемы с коммуникативными навыками, с общением со взрослыми и сверстниками, отсюда у них бывают сниженными самооценка и мотивация к получению знаний, умений, в том числе и в условиях логопедического пункта. Своевременное и корректное использование пособия «Постер личностных и творческих достижений детей» способствует решению этих проблем.

Традиционно в практике дошкольных организаций пособие «Постер личностных и творческих достижений детей» используется в возрастных группах. Его основное назначение в том, чтобы наглядно демонстрировать родителям, каких успехов достигли их дети, и содействовать формированию задач, которые все участники образовательных отношений будут решать в дальнейшем (подготовить выставку, принять участие в конкурсе и др.) [6].

Постер представляет собой готовый напечатанный плакат с фоном или пустой ватман, который можно расположить горизонтально и вертикально. Используются плоскости общепринятых форматов бумаги от А1 до А3 (А1 (584х841 мм), А2 (420х594 мм) и А3 (297х420 мм). На постере размещаются фотографии детей, которые впоследствии будут заменяемыми (на магнитах, в кармашках или на текстильной застёжке – липучке). Такими же способами крепятся и критерии достижений [6].

Педагогам в работе с таким пособием в группе приходится сталкиваться с проблемами: как оценивать достижения конкретных детей, и по каким критериям; как часто менять фотографии и др. Эти проблемы в группах, конечно, решаемы с учетом нравственных и этических норм, с учетом пожеланий детей и родителей.

Я при использовании пособия в условиях логопедического пункта решаю не только задачи взаимодействия с семьями воспитанников, но коррекционно-развивающие задачи с детьми, поэтому пособие выполняет функцию материального средства дошкольного образования.

Материальные средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития [3].

Пособие «Постер достижений детей» было разработано для пополнения и обогащения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в ДОУ [2].

Постер представляет собой плакат формата А2, на котором размещены 12 кармашков для фотографий детей, посещающих занятия с учителем – логопедом. Под каждой фотографией расположен кармашек, в который дети после каждого занятия размещают картинку-схему, обозначающую его достижения на данном занятии.

Картинки – схемы обозначают направления логопедической работы, которые были приоритетными на конкретном занятии. А именно:

-     упражнения в произношении (ребенок произнес правильно звук или словосочетание с ним);

-     лексико-грамматические упражнения (правильно использовал эмоциональную лексику, правильно изменял слова по падежам или правильно использовал предлоги, местоимения и др.);

-     упражнения на активизацию словаря (придумал много родственных слов или слов, обозначающих явление или состояние и др.);

-     упражнения на развитие связной речи (хорошо пересказал текст, придумал интересное окончание сказки, составил описательный рассказ и др.).

Эти картинки-схемы были разработаны вместе с детьми в начале учебного года, поэтому хорошо понятны им.

К примеру, для того чтобы отметить удачную работу на занятии по составлению рассказа используется картинка – схема, на которой изображена раскрытая книга.

Для подчеркивания хорошей работы по обучению правильному звукопроизношения предлагается картинка – схема нужного звука (технология В.М. Акименко) [1]. При этом ребенок еще раз вспоминает характеристику звука, таким образом, эта работа способствует формированию элементарных умений анализа собственной работы и собственных навыков.

Учитывая системный принцип построения логопедической коррекционно-развивающей работы, приоритетных направлений, на которых, по мнению ребенка и педагога, он добился успехов на занятии, может быть несколько. Тогда под фотографией ребенок размещает несколько картинок-схем.

Важно помнить, что ребенку непросто увидеть собственные промахи и ошибки. Личность ребенка 5-6 лет еще не сформирована на должном для этого уровне. Ребенок еще ощущает себя самым хорошим, способным переплыть моря и океаны, покорить любые просторы. Как у такого молодца может что-то не получиться? Ему проще признать «у нас» не получилось, чем «у меня». Постепенно ребенок осознает свой конкретный вклад в это «у нас», но произойдет это не сразу [3].

Таким образом, все дети, которые были на занятиях в конкретный день, оценивают свою работу, наглядно представляют свои достижения, что способствует положительной мотивации на дальнейшую деятельность.

Родители могут ознакомиться с достижениями детей при посещении дошкольного логопедического пункта.

Обучение в дошкольном логопедическом пункте для детей становится более интересным и результативным.


Библиографический список
  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
  2. Ковригина Л.В. Использование элементов современных технологий при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Электронный журнал: Фундаментальные исследования. 2008.  № 3. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2772 (дата обращения: 20.10.2020).
  3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика.  М.: Академия, 2001.
  4. Организация и содержание работы учителя-логопеда детского сада общеразвивающего вида. Практические рекомендации. Ярославль: ГЦРО, 2009.
  5. Особый ребенок: равные условия  – нестандартный подход: Методическое пособие. В 2 ч. Ч. 1 / под. научн. ред. Брызжевой Н.В.; авт.- сост.: Баранова Г.А., Григорьева А.И., Дьячкова Т.В., Патрикова Т.С.  Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2016.
  6. Русанова И. Алгоритм создания «Постера личностных и творческих достижений детей» в детском саду. [Электронный ресурс] // Мир дошколят: информ. – справоч. Портал.   URL:  https://mirdoshkolyat.ru/novosti/algoritm-sozdanija-postera-lichnostnyh-i-tvorcheskih-dostizhenij-detej-v-detskom-sadu (дата обращения: 19.10.2020).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Галуцкая Мария Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация