Отсутствие ограничений внутри ЕС.
В качестве одного из первых шагов к созданию единого внутреннего рынка статья 110 Римского договора предусматривала отмену таможенных и количественных ограничений в торговле между государствами-участниками, как фактор повышения конкурентоспособности европейских стран. В статье 112 Римского договора государства обязались проводить регулярное согласование всех мер внешнеторговой политики (включая помощь третьим странам) с учетом положения всех штатов Союза.
Наконец, все эти и многие другие меры были включены в Программу создания единого внутреннего рынка ЕС, которая начала действовать с 1 января 1993 года.
Единая внешнеторговая политика.
Являясь одним из крупнейших рынков в мире, рынок ЕС считается привлекательной средой для ведения всех видов международного бизнеса (включая торговлю и инвестиции). В этом контексте надо уметь ясно представлять правила и нормы, регулирующие взаимодействие с этим рынком, и порядок выхода с него, и понимать, что единственные нормы и правила (иногда очень жесткие) вытекают из интересов 28 штатов и согласованы на уровне законодательных органов правительств.
Постоянное расширение Союза.
Проблема существования единичных выгод и преимуществ является более современной при постоянном расширении группы и ее удвоении за счет стран Центральной и Восточной Европы и требует детального анализа и рассмотрения. Расширение Союза имеет важные последствия, как благоприятные, так и неблагоприятные, для всех основных партнеров и конкурентов ЕС.
Особенности использования мер и инструментов внешнеторговой политики и преференций по группам стран.
Являясь союзом 28 стран и во многом реализуя свои политические интересы за счет использования мер внешнеторговой политики, страны ЕС создали иной и особый порядок взаимодействия с основными партнерами на мировом рынке, чем у их конкурентов, с учетом характеристики служебного камня и разработал комплекс мер по регулированию внешнеторговых отношений. Например, Соглашение об ассоциации со странами СНГ, представляющее собой структуру для постоянной адаптации стран с переходной экономикой в условиях новой системы экономической интеграции, или Соглашение о сотрудничестве со странами СНГ, включая Россию, сочетающее сотрудничество и меры технической экономической помощи, комплекс внутренних экономических и предоставляет консультации по управлению кризисом.
Решаются различные вопросы внешнеторговых отношений, в том числе заключение международных договоров, применение единого таможенного тарифа, применение единых правил определения страны происхождения товаров, применение различных мероприятий, в том числе антидемпинговых действий. под юрисдикцией национальных органов Союза. Эти полномочия закреплены в статьях 110-115 Римского статута.
Что касается компетенции ЕС заключать соглашения с третьими странами, то согласно Римскому договору эта компетенция охватывает четыре вида, включая заключение преференциальных соглашений. Только институты ЕС уполномочены проводить торговую политику государств-членов, в частности, заключать тарифные соглашения в рамках СНГ/ОДКБ.
Помимо торговых соглашений, в полномочия высших органов управления стран ЕС также входит заключение соглашений о приеме новых членов. При этом Союз вправе заключать соглашения об ассоциированном членстве, определяющие взаимные права и обязанности сторон по регулированию зоны свободной торговли, кроме простых торговых аспектов.
Такие соглашения были заключены ЕС со всеми странами Центральной и Восточной Европы, а также со странами Балтии. Кроме того, в компетенцию ЕС входит заключение специальных соглашений между странами, поддерживающими особые отношения с Бельгией, Францией, Италией, Нидерландами и Великобританией.
Но страны ЕС зависят от третьих стран в отраслях экономики, где институты ЕС не обладают достаточными полномочиями, например, в вопросах заключения соглашений об открытии финансовых рынков.
Библиографический список
- О. Гельдымухамедова и другие. Международные организации и объединения – Ашхабад.: ТДНГ, 2019.
- Журнал “Финансы и экономика”. № 3, 2022.