Проект Соглашения о Европейском экономическом пространстве (ЕЭЗ) появился еще в 1989 году, но его доработка и согласование между сторонами затянулись. Общая директива, прилагаемая к Соглашению, не получила всеобщего признания и вызвала множество возражений со стороны сторон: в частности, Суд Европейского Союза не принял к рассмотрению многие дела, касающиеся положений Соглашения.
После доработок и всех дополнений Соглашение о Европейском экономическом пространстве было подписано в Порту (Португалия) 2 мая 1992 г. и вступило в силу 1 января 1994 г. Сегодня Договор о Европейском Союзе объединяет ЕС, в который входят Австрия, Швеция и Финляндия с одной стороны, и Исландия, Лихтенштейн и Норвегия с другой.
Государства-члены ЕС создали орган ЕС для контроля за выполнением обязательств (по Соглашению о МОТ) между сторонами соглашения.
В содержании Соглашения упоминается Швейцарская Конфедерация, но эта страна к нему еще не присоединилась (Швейцария подписала Соглашение, но результаты референдума о его утверждении оказались не ее). В настоящее время отношения между Швейцарией и Европейским союзом основаны на специальных соглашениях, вступивших в силу в 2002 году.
Соглашение о Европейском экономическом пространстве стало связующим звеном, объединяющим две целостные структуры и создающим более тесное сотрудничество между государствами, входящими в его состав. Это позволило европейским странам, которые официально не являются членами Евросоюза и Евросоюза, распространять общий рыночный правопорядок и законы ЕС о свободном движении товаров, граждан, услуг и капитала.
Создание Европейской экономической зоны рассматривается как средство обеспечения преемственности и равноправного обеспечения торгово-экономических отношений между Сторонами Соглашения в условиях равноправной конкуренции.
Соглашение о Европейском экономическом пространстве: свободное движение товаров, услуг, капитала и граждан; сотрудничество в области науки; общие нормы и правила предусматривают создание нормативно-правовой системы.
Соглашение дополняет двусторонние соглашения между ЕС и странами ЕС об импорте определенных сельскохозяйственных продуктов и о свободной торговле рыбой между ЕС, Норвегией и Исландией.
Следует отметить, что Европейская экономическая зона не является таможенным союзом. Между странами ЕС и ЕОУС нет общей торговой политики, а также общих таможенных тарифов с третьими странами.
Европейская экономическая зона включает:
1. В Совет (состоящий из министров Договаривающихся государств) как высший орган принятия решений входят члены Совета ЕС (по одному представителю от каждого члена ЕС) и члены Европейской комиссии.
2. Это совместный совет, который действует как форум и организация для обмена идеями и информацией, а также для проведения исследований и принятия решений и состоит из высокопоставленных должностных лиц Комиссии и государств-членов ЕС и ЕОУС.
3. Консультативный совет, состоящий из членов Экономического и социального совета ЕС и Консультативного совета ЕС.
4. Объединенный парламентский комитет.
Соглашение о Европейском экономическом пространстве сосредоточено на транспортном секторе и конкуренции. Другие – политика жизни, окружающая среда, защита прав потребителей, статистика.
Северное направление западноевропейской интеграции (Северное измерение). Совет государств Балтийского моря (BSC).
В Западной Европе основное место в развитии интегральных направлений занимает Северная кооперация, к ее участникам относятся Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия. В этой мере формируются Северный совет, созданный в 1952 году, и Северный совет министров, созданный в 1971 году.
Деятельность Северного совета и его Положение определялись на основе Хельсинкского соглашения и Положения о Северном совете с 1962 года. В его задачи входит содействие сотрудничеству между ассамблеями Северных стран и правительствами.
Совет министров Северных стран управляет сотрудничеством Северных стран и реализует политику развития этой области экономической интеграции, давая рекомендации Северному совету. Директива носит рекомендательный характер, для нее характерно отсутствие отдельного бюджета, а также использование финансовых инструментов, совместимых с использованием частного капитала ЕС и стран. Это позволяет говорить о неполитической модели объединения. Но в большинстве случаев эти решения имеют четкую схему действий заинтересованных стран. Экономическая эффективность Директивы основана на скоординированных и взаимодополняющих программах ЕС и государств-членов и направлена на создание безопасной, экологически чистой окружающей среды и экономического процветания для граждан средиземноморских стран ЕС.
Библиографический список
- О. Гельдымухамедова и другие. Международные организации и объединения – Ашхабад.: ТДНГ, 2019.
- Журнал “Финансы и экономика”. № 3, 2019.
Количество просмотров публикации: Please wait