ТУРКМЕНИСТАН – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ

Байрамов Халлыберди Реджепович1, Алламурадова Джахан Егенмурадовна2
1Туркменский государственный институт экономики и управления, заведующий кафедры «Мировая экономика», к.г.н.
2Туркменский государственный институт экономики и управления, магистрант 1 курса, учебная программа «Мировая экономика»

Аннотация
За годы существования в СНГ были разработаны и подписаны сотни многосторонних и двусторонних соглашений.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Байрамов Х.Р., Алламурадова Д.Е. Туркменистан – экономический пояс Шелкового пути // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/11/99295 (дата обращения: 21.04.2024).

В новую эпоху Туркменистан перестраивает в современном виде торговые пути «Великого Шелка» со странами Средней Азии и Каспийского региона. Только в последние годы достигнуты большие успехи в строительстве железных и автомобильных дорог в Средней Азии. Созданная инфраструктура теперь позволяет Новому Шелковому пути эффективно работать и способствовать развитию торговли и туризма в странах региона.

Принятая Генеральной Ассамблеей ООН 22 декабря 2015 года резолюция «Роль транзитных коридоров в обеспечении международного сотрудничества в интересах устойчивого развития» содержит основные части Ашхабадской декларации. В резолюции подчеркивается важность учета особых потребностей стран, не имеющих выхода к морю, включая создание и развитие эффективной системы транзита, связывающей их с международными рынками. В целях эффективного решения этих важных вопросов в ноябре 2016 года Туркменистан и Организация Объединенных Наций провели первые глобальные консультации по устойчивой транспортной системе.

Развитие взаимовыгодных межгосударственных и межрегиональных экономических связей, транзита грузовых и пассажирских перевозок, реализация планов и мероприятий по обеспечению создания устойчивой транспортной системы является неотъемлемой частью реализации государственной «Национальной программы социально-экономического развития Российской Федерации». Туркменистан на 2011-2030 годы». Масштабные и имеющие международное значение проекты, направленные на комплексную модернизацию и развитие транспортной инфраструктуры, выводят Туркменистан на уровень крупной транзитной страны региона. В соответствии с национальной программой предполагается завершить работу по созданию единого транспортного пространства в рамках международных соглашений, значительно повысить эффективность использования возможностей транзитных перевозок и мультимодальных грузоперевозок на рынках международных транспортных услуг. Программа определяет основные задачи развития транспортной системы страны и инструменты их реализации. Одной из основных задач является интеграция транспортной системы Туркменистана в мировую транспортную систему, расширение инфраструктуры магистральных транспортных магистралей, объединяющих дороги и развязки в направлениях Восток-Запад и Север-Юг. Наряду с этим должны быть приняты меры по обеспечению высокой эффективности работы транспорта, снижению стоимости перевозимой продукции во внутреннем, транзитном и экспортно-импортном сообщении, приходящейся на долю автотранспорта. При реализации этих стратегических мероприятий основным ожидаемым результатом является создание транспортно-логистического центра международных перевозок.

В соответствии с Программой социально-экономического развития страны Президента Туркменистана на 2022-2028 годы планируется продолжить работу по созданию единого транспортного пространства в рамках международных соглашений, значительно повысить эффективность использования возможности транзитных перевозок и мультимодальных грузоперевозок на рынках международных транспортных услуг. Программа определяет основные задачи развития транспортной системы страны и инструменты их реализации. Одной из основных задач является интеграция транспортной системы Туркменистана в мировую транспортную систему, расширение инфраструктуры магистральных транспортных магистралей, объединяющих дороги и развязки в направлениях Восток-Запад и Север-Юг. Наряду с этим должны быть приняты меры по обеспечению высокой эффективности работы транспорта, снижению стоимости перевозимой продукции во внутреннем, транзитном и экспортно-импортном сообщении, приходящейся на долю автотранспорта. При реализации этих стратегических мероприятий основным ожидаемым результатом является создание транспортно-логистического центра международных перевозок.

В рамках Национальной программы развития всех отраслей экономики Туркменистана поэтапно реализуются масштабные проекты по повышению удобства транспортных маршрутов на евразийском пространстве. Туркменистан активно развивает перспективные транспортные коридоры Восток-Запад и Север-Юг. Эти переходы призваны служить надежным мостом между странами Евразии.

Железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран, имеющая большое геополитическое и геоэкономическое значение коридора «Север-Юг» на евразийском пространстве, открывает новые возможности выхода европейских стран на товарно-сырьевые рынки Азии, а также страны, расположенные в районе Индийского океана. Перевалка грузов через границы Средней Азии позволяет сократить расстояние и время в пути. Это не только позволяет нам в широком диапазоне использовать природные ресурсы нашей страны, выводить производимые товары на мировой рынок на выгодных условиях, но и зарабатывать большие деньги на транзите грузов других стран. Движение по этому маршруту сокращает время в пути и снижает затраты на грузовые и пассажирские перевозки. Эта железная дорога сократит расстояние от европейских стран до портов Персидского залива на 600 километров. Это повысит спрос на пассажирские и грузовые перевозки по данному маршруту. Транспортный коридор «Север-Юг» также очень важен для стран Кавказа. Потому что у них также есть кратчайший путь к Персидскому заливу и Китаю. Для них дорога в Казахстан, Северо-Восточные регионы РФ короче.

В целях укрепления сотрудничества в транспортно-коммуникационной системе достигнута договоренность о создании транзитно-автомобильного перехода «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Катар». Этот коридор соединит страны Центральной Азии и Ближнего Востока и будет способствовать активизации трансконтинентальных торгово-экономических связей на всей территории Евразии.

Железная дорога «Туркменистан-Афганистан-Таджикистан» строится в целях эффективного использования выгодного географического положения Туркменистана и дальнейшего развития сотрудничества между странами Азиатского региона. Продлевая коридор Восток-Запад, эта железная дорога станет важной частью международной транспортной сети, соединяющей Европу и Азию. Эта дорога пройдет по территории Туркменистана, Афганистана, Таджикистана, Кыргызстана и соединится с магистральной железнодорожной системой Китая, что позволит добраться до стран Азиатско-Тихоокеанского региона с высоким экономическим развитием.

Учитывая, что значительная часть транзитных грузов перевозится автомобильным транспортом внутри и по территории Туркменистана, подготовлены направления развития автомобильных дорог. Магистральные автомобильные дороги Туркменистана являются неотъемлемой частью международных транспортных коридоров. С вводом в эксплуатацию строящейся в настоящее время автомобильной дороги Ашхабад-Теджен и строящейся автомобильной дороги Теджен-Туркменабат повысится качество логистических услуг, расширится структура международных транзитных транспортных средств и увеличатся объемы товарооборота.

Морской транспорт Туркменистана также имеет стабильное развитие. По мере того, как маршрут Европа-Кавказ-Средняя Азия становится все более важным, усиливается положение морского порта Туркменбаши. Реконструкция и техническое перевооружение Туркменбашинского морского порта – морского терминала, способного принимать суда любого типа и различной грузоподъемности, сухогрузного и паромного терминалов, складов для обработки и хранения транзитных грузов, экспортно-импортных операций, запущен в 2018 году. Пропускная способность нового международного морского порта города Туркменбаши увеличилась в два с половиной раза и достигла 25 миллионов тонн в год. В городе Туркменбаши также сдан в эксплуатацию современный морской вокзал для пассажиров.

Прилагаются большие усилия для диверсификации поставок богатых углеводородных ресурсов Туркменистана на мировые рынки. Принятие резолюции «Надежный и стабильный транзит энергоресурсов и его служба в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества» на сессии Генеральной Ассамблеи ООН по предложению Туркменистана является доказательством огромных усилий страны по обеспечению энергетической безопасности во всем мире. Обеспечение безопасности магистральных газопроводов принесет стабильный экспорт туркменского газа в страны дальнего зарубежья, а также большую экономическую выгоду странам-транзитерам и газопотребителям.

Газопровод Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай дает дополнительные возможности для активизации отношений со странами Азии. В целях обеспечения целевого объема углеводородных ресурсов, повышения надежности их доставки на мировые рынки продолжается работа по созданию транспортных мощностей и реализации проектов международных газопроводов. Принимаются соответствующие меры по расширению рынков сбыта туркменских энергоресурсов. В настоящее время прорабатываются проекты Каспийского и Транскаспийского газопроводов. Реализация строящегося газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия будет способствовать повышению роли Туркменистана в обеспечении энергетической безопасности стран Азиатского региона.

В целом Туркменистан имеет большой потенциал для развития международного и межрегионального сотрудничества в транспортной сфере. В целях эффективного использования этих возможностей Туркменистан поддерживает активные связи со странами региона и международными организациями. За счет создания транснациональных транспортных связей, свободных экономических и международных туристических зон, соответствующих экономических и политических институтов существенно укрепляется геополитическое положение страны. Транзитные маршруты страны играют важную роль в росте геополитического значения Туркменистана. Создание надежной и универсальной транспортной системы является важным условием устойчивого развития.


Библиографический список
  1. Г. Бердымухамедов. Туркменистан – сердце Великого Шелкового Пути. Ашхабад.: 2017
  2. Журнал “Финансы и экономика”.  № 4, 2019.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация