ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ КИНОИСКУССТВА В ТУРКМЕНИСТАНЕ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ

Тагандурдыева Айджерен
Туркменский сельскохозяйственный институт
старший преподаватель кафедры общественных наук

Аннотация
В данной статье анализируется исторический путь и особенности развития киноискусства в Туркменистане. Кинематографическая жизнь Туркменистана за короткий период времени получила большой толчок и стала развиваться в различных направлениях. Также рассказывается о том, что туркменские артисты создали содержательные фильмы на разные темы.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тагандурдыева А. Исторический путь киноискусства в Туркменистане и особенности его развития // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/11/99276 (дата обращения: 18.04.2024).

В 20-е годы XX века, наряду с театральным искусством, на путь развития выходит и туркменский кинематограф. Фундамент туркменского киноискусства был заложен в феврале 1926 года. В том же году была создана киностудия «Туркменфильм». Первые фильмы студии были в основном документальными и носили пропагандистский характер.

В 1934 году киностудия «Туркменфильм» приступила к выпуску первых звуковых фильмов. Экранизированный по мотивам поэмы «Батрак» писателя Ораза Тачназарова фильм «Я вернусь», показанный в 1936 году, стал первым художественным фильмом с туркменским звучанием. Это означало начало развития туркменского киноискусства, и за короткий срок появляются известные артисты мира кино, прославившиеся в середине прошлого века. Им удается стать достойными лидерами тяжелого каравана туркменского киноискусства. Среди них с большой гордостью можно назвать Алты Гарлыева, Базара Аманова, Амана Гулмаммедова, сестер Сурай и Сону Мурадовых, Сабира Атаеву, Сары Гаррыева, Баба Аннанова. Затем появились знаменитые узнаваемые актеры мира кино. Алты Гарлыев, внесший достойный вклад в создание и развитие туркменского киноискусства, впервые появляется в художественных фильмах «Пограничники» и «Дурсун». Актеры А. Гарлыев и Н. Алисова удостоены Государственной премии за создание художественного фильма «Дурсун». В те годы в туркменский кинематограф пришли молодые дарования, такие как режиссеры И. Сабуров, Х. Агаханов, артисты А. Гулмаммедов, С. Мырадова, Б. Аманов, Г. Ходжаев.

Благодаря блестящему таланту режиссера Булата Мансурова в 1963 году был создан фильм «Состязание», вошедший в золотой фонд нашего отечественного кинематографа. Б. Мансуров в своем первом фильме, являющемся дипломной работой, создает совершенное произведение, сочетая важные в туркменских традициях нравственные принципы с принципами гуманности. Музыку к этому фильму написал известный композитор Нуры Халмаммедов. Фильм-шедевр, посвященный чуду туркменской музыки, трогает сердца.

В 1965 году публике был представлен одноименный фильм «Решающий шаг» по роману народного писателя Туркменистана, лауреата государственной премии имени Махтумкули Берды Кербабаева. Режиссер фильма – Алты Гарлыев, музыку написал известный композитор Нуры Халмаммедов. Артыка играет народный артист Туркменистана Баба Аннанов, Айну – Жанна Смелянская, мать Артыка – Огулгурбан Дурдыев. В фильме «Решающий шаг» Айдогды Гурбанов исполнил песню Артыка, а песню Айны – Гульджан Хуммедова, навсегда вписав свои имена в историю туркменского музыкального искусства. Этот знаменитый фильм, тепло встреченный зрителями, в 1966 году получил Государственную премию имени Махтумкули. В фильме художественно и убедительно описано политическое, социально-экономическое положение туркменского народа в первой половине ХХ века.

В 1969 году на студии «Туркментелефильм» Туркменского телевидения режиссер Овлуягулы Кулыев начинает съемки художественного фильма «Кечпелек». Судьба музыки также вплетается в сюжет этого фильма, основанном на легенде.

Художественный фильм «Кяризники» приносит большой почет и популярность киностудии «Туркменфильм» и ее творческому коллективу. Этот фильм, показанный на всей территории бывшего Союза, получил несколько наград. В 1979 году на проходившем в Ереване Всесоюзном кинофестивале Эльвира Кулиева была удостоена награды «Лучшая женская роль» за исполнение главной героини фильма — роли Марал. В 1980 году на Всесоюзном фестивале, проходившем в Душанбе, этот фильм был удостоен диплома «Лучшее художественно-оформительское решение». Эта награда в первую очередь получена благодаря мастерству оператора Овеза Велмурадова.

За короткий исторический период туркменское киноискусство продолжает развиваться и становится частью национальной культуры. Туркменское киноискусство набирает популярность благодаря своему нравственному облику. Таким же образом, оно завоевало большое уважение на международных кинофестивалях. Это фильмы: «Решающий шаг» А. Гарлыева, «Состязание» Б. Мансурова, «Душа сгорела» Б. Абдыллаева и Л. Степанской, «Сын» Х. Какабаева, «Сыновий долг» Д. Ниязова. Этим фильмам на международных фестивалях присуждаются специальные дипломы с надписью «За возрождение культурно-нравственных ценностей». На международном фестивале «Серебряный полумесяц» фильм Б. Абдыллаева и Л. Степанской “Где ты жил, брат мой?!” был удостоен почета и мирового признания.

Таким образом, туркменские фильмы выступают как мерило совести перед обществом. Эти фильмы, носящие классический характер, выполняют важные функции в передаче признанной народом нравственности с ее естественностью, лишний раз напоминая о ее ценности и воспроизводя образ времени.

С развитием кинематографии формируется ряд кинематографистов, работающих в этой области и внесших достойный вклад в развитие национального искусства. Своим неустанным трудом, любовью к своей профессии и преданностью своему народу они развили искусство отечественного кино и увековечили свои имена. Их творческое наследие заслуживает изучения, а их образ жизни и творчества следует брать в пример.

Туркменское киноискусство вышло на новый уровень своего развития. За годы независимости наше национальное киноискусство изменилось по тематике и содержанию, совершенствовалось по творческому мастерству. В этот период были созданы фильмы, обучающие и пропагандирующие принципы народного воспитания и национальной морали. Примерами им являются такие фильмы, как «Сын», «Такдыр», «Душа сгорела», «Акпамык», «Легенда». За годы независимости туркменское театральное искусство обогатилось за счет национальных пьес. Спектакли «Юсуп», «Игра Огуза», «Огуз хан», «Дяли Домрул», «Бабагаммар», «Говшут хан», «Крепость», рассказывающие о многовековой истории туркменского народа, возвестили о том, что туркменский театр вышел из застоя и начал свое возрождение. В этот период выросли такие молодые режиссеры, как М. Союнханов, Бяшим Агаев, И. Бекмиев. Если художественный фильм «Аджайып» режиссера М. Союнханова проповедует такие национальные нравственные нормы, как однозначность, верность клятве и мужество, то художественный фильм «Звезды не меркнут» И. Бекмиева посвящен достойному вкладу нашего народа в сокровищницу мировой культуры. В фильме рассказывается о том, что туркменские скакуны, изысканные ковры, национальные украшения и наряды будут всегда, пока стоит наш мир. Фильм «Это называется жизнь» режиссера Б. Агаева посвящен семейным отношениям и чистой любви туркменской молодежи. Славным страницам туркменской истории и великим личностям были посвящены такие фильмы, как «Кемине», «Молланепес», «Легенда древних гор», «Гёкдепе Мукамы», «Ашык Айдын», «Мерв».


Библиографический список
  1. Түркменистан  ССР-ниң  тарыхы. II т. – A.: ТССР Ылымлар академиясының неширяты, 1959.
  2. Совет Түркменистанының тарыхы (1938-1967). – А.: Ылым, 1971.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация