ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ И ГУАМ

Баллаев Язмырат
Туркменский государственный институт экономики и управления
старший преподаватель

Аннотация
За годы существования в СНГ были разработаны и подписаны сотни многосторонних и двусторонних соглашений.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Баллаев Я. Центральноазиатский экономический союз и ГУАМ // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/11/99275 (дата обращения: 22.04.2024).

30 апреля 1994 года было подписано Соглашение между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан о создании Единого экономического пространства.

30 марта 1998 года к ней присоединилась четвертая страна – Таджикистан, и соответствующий протокол был подписан в Ташкенте.  С 17 июля 1998 года это региональное объединение известно как Центральноазиатский экономический союз.

Согласно стр. 3-4 этого Соглашения, основными целями создания Единого экономического пространства являются:

  • создание законодательных, экономических и организационных условий для свободного движения капитала и рабочей силы;
  • реализация согласованной политики в сфере транспорта и связи, направленной на эффективное перемещение грузов и пассажиров;
  • создание условий честной конкуренции, в том числе создание инструментов антимонопольного регулирования;
  • применение свободных (гармоничных) цен во взаимной торговле с учетом интеграции этих внутренних рынков и не допускающих односторонних ограничений по исключению товаров (услуг) с внутреннего рынка;
  • создание условий для обеспечения прямых экономических контактов между хозяйствующими субъектами и укрепления производственной кооперации;
  • содействовать созданию совместных предприятий, производственных объединений, коммерческих и финансово-кредитных организаций в приоритетных отраслях;
  • обеспечение равных экономических условий для взаимных инвестиций, надлежащее осуществление инвестиционной политики, в том числе привлечение иностранных инвестиций и кредитов в представляющие взаимный интерес отрасли экономики, а также создание эффективных инструментов защиты прав и интересов инвесторов;
  • отмена таможенных пошлин, регулярное снижение налогов, сборов и других ограничений;
  • облегчение таможенных пошлин;
  • гармонизация таможенного законодательства, унификация видов документов для ведения таможенной статистики;
  • свободный транзит и постепенное сближение тарифов на перемещение грузов и пассажиров с соблюдением принципов свободы тарифов и инструментов нетарифного регулирования;

Отмена таможенного досмотра грузов и ручной клади граждан Республики Казахстан, Республики Кыргызстан и Республики Узбекистан не распространяется на случаи, когда имеются достаточные основания полагать, что перевозятся оружие, наркотические средства или психотропные вещества.

Но поставленные цели достигаются медленно.  Альянсу предстоит столкнуться с крупными конфликтами и вызовами.

10 октября 1997 года на встрече президентов Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы в Страсбурге, Франция, была одобрена идея создания неформального союза государств.

24 апреля 1999 года Узбекистан официально объявил о своем присоединении к вышеупомянутому региональному объединению.

Основные цели вышеупомянутого Союза заключаются в том, чтобы государства, входящие в его состав, сотрудничали в следующих областях: политическая сфера;  борьба с межнациональной враждой, сепаратизмом, религиозным экстремизмом и терроризмом;  операции по поддержанию мира;  Сотрудничество с европейскими организациями и с НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира».

Лидерство в создании интеграции принадлежит Украине, а главная цель – экономическая выгода.  В основном речь шла о восстановлении коммуникационных сетей через Европу-Кавказ и Азию, или Великого шелкового пути, ядром которого должны были стать пути транспортировки каспийской нефти.  Формирование южного пути привело бы к созданию неблагоприятных условий из-за ослабления российского влияния в регионе.

Этот региональный Союз государств СНГ получил в средствах массовой информации название ГУУАМ (аббревиатура, образованная путем сложения первых букв государств Союза: Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова).  Как отмечалось выше, в отличие от прежнего Союза региональных сообществ, состоявшего из четырех членов, ГУУАМ (с 2005 года ГУАМ, поскольку Узбекистан прекратил участие в этом объединении) на организационном уровне является неформальной организацией.  Таким образом, в экономическом пространстве постсоветского пространства видна регионализация, сейчас здесь действует несколько региональных единиц, и каждая из них развивается совершенно с разной скоростью.  Однако их эффективность невысока, они создаются бессистемно и без необходимой экономической базы.

На основе регионализации в географии Советского Союза произошли глубокие изменения в производственной практике Содружества Независимых Государств по сравнению с 1990 годом.  Кроме того, появление региональных организаций свидетельствует о том, что интеграционные цели не могут быть достигнуты на уровне СНГ как отдельных групп государств в силу разной скорости и разного масштаба, а также национальных интересов в направлении реформ.

В период с 1994 по 2003 г. в странах СНГ образовались различные объединения, результаты которых свидетельствуют об ослаблении экономической интеграции на постсоюзном пространстве.


Библиографический список
  1. О. Гельдымухамедова и другие.  Международные организации и объединения – Ашхабад.: ТДНГ, 2019.
  2. Журнал “Финансы и экономика”.  № 1, 2019.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация