30 апреля 1994 года было подписано Соглашение между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан о создании Единого экономического пространства.
30 марта 1998 года к ней присоединилась четвертая страна – Таджикистан, и соответствующий протокол был подписан в Ташкенте. С 17 июля 1998 года это региональное объединение известно как Центральноазиатский экономический союз.
Согласно стр. 3-4 этого Соглашения, основными целями создания Единого экономического пространства являются:
- создание законодательных, экономических и организационных условий для свободного движения капитала и рабочей силы;
- реализация согласованной политики в сфере транспорта и связи, направленной на эффективное перемещение грузов и пассажиров;
- создание условий честной конкуренции, в том числе создание инструментов антимонопольного регулирования;
- применение свободных (гармоничных) цен во взаимной торговле с учетом интеграции этих внутренних рынков и не допускающих односторонних ограничений по исключению товаров (услуг) с внутреннего рынка;
- создание условий для обеспечения прямых экономических контактов между хозяйствующими субъектами и укрепления производственной кооперации;
- содействовать созданию совместных предприятий, производственных объединений, коммерческих и финансово-кредитных организаций в приоритетных отраслях;
- обеспечение равных экономических условий для взаимных инвестиций, надлежащее осуществление инвестиционной политики, в том числе привлечение иностранных инвестиций и кредитов в представляющие взаимный интерес отрасли экономики, а также создание эффективных инструментов защиты прав и интересов инвесторов;
- отмена таможенных пошлин, регулярное снижение налогов, сборов и других ограничений;
- облегчение таможенных пошлин;
- гармонизация таможенного законодательства, унификация видов документов для ведения таможенной статистики;
- свободный транзит и постепенное сближение тарифов на перемещение грузов и пассажиров с соблюдением принципов свободы тарифов и инструментов нетарифного регулирования;
Отмена таможенного досмотра грузов и ручной клади граждан Республики Казахстан, Республики Кыргызстан и Республики Узбекистан не распространяется на случаи, когда имеются достаточные основания полагать, что перевозятся оружие, наркотические средства или психотропные вещества.
Но поставленные цели достигаются медленно. Альянсу предстоит столкнуться с крупными конфликтами и вызовами.
10 октября 1997 года на встрече президентов Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы в Страсбурге, Франция, была одобрена идея создания неформального союза государств.
24 апреля 1999 года Узбекистан официально объявил о своем присоединении к вышеупомянутому региональному объединению.
Основные цели вышеупомянутого Союза заключаются в том, чтобы государства, входящие в его состав, сотрудничали в следующих областях: политическая сфера; борьба с межнациональной враждой, сепаратизмом, религиозным экстремизмом и терроризмом; операции по поддержанию мира; Сотрудничество с европейскими организациями и с НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира».
Лидерство в создании интеграции принадлежит Украине, а главная цель – экономическая выгода. В основном речь шла о восстановлении коммуникационных сетей через Европу-Кавказ и Азию, или Великого шелкового пути, ядром которого должны были стать пути транспортировки каспийской нефти. Формирование южного пути привело бы к созданию неблагоприятных условий из-за ослабления российского влияния в регионе.
Этот региональный Союз государств СНГ получил в средствах массовой информации название ГУУАМ (аббревиатура, образованная путем сложения первых букв государств Союза: Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова). Как отмечалось выше, в отличие от прежнего Союза региональных сообществ, состоявшего из четырех членов, ГУУАМ (с 2005 года ГУАМ, поскольку Узбекистан прекратил участие в этом объединении) на организационном уровне является неформальной организацией. Таким образом, в экономическом пространстве постсоветского пространства видна регионализация, сейчас здесь действует несколько региональных единиц, и каждая из них развивается совершенно с разной скоростью. Однако их эффективность невысока, они создаются бессистемно и без необходимой экономической базы.
На основе регионализации в географии Советского Союза произошли глубокие изменения в производственной практике Содружества Независимых Государств по сравнению с 1990 годом. Кроме того, появление региональных организаций свидетельствует о том, что интеграционные цели не могут быть достигнуты на уровне СНГ как отдельных групп государств в силу разной скорости и разного масштаба, а также национальных интересов в направлении реформ.
В период с 1994 по 2003 г. в странах СНГ образовались различные объединения, результаты которых свидетельствуют об ослаблении экономической интеграции на постсоюзном пространстве.
Библиографический список
- О. Гельдымухамедова и другие. Международные организации и объединения – Ашхабад.: ТДНГ, 2019.
- Журнал “Финансы и экономика”. № 1, 2019.
Количество просмотров публикации: Please wait