ТРАДИЦИИ ТУРКМЕН В ПОДГОТОВКЕ К ИЗГОТОВЛЕНИЮ КОШМЫ

Овезова Багул
Туркменский государственный университет имени Махтумкули г. Ашхабад
студент

Аннотация
В данной статье описаны собранные данные о практиках туркмен в подготовке к изготовлению кошмы. Она призвана раскрыть уникальность и опыт мастерства подготовки туркменского народа к изготовлению кошмы. С этнографической точки зрения анализируются характеристики шерсти, используемой для изготовления войлока, прядения шерсти, окрашивания шерсти, способа чесания шерсти на шерстяном гребне и приготовления начеса.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Овезова Б. Традиции туркмен в подготовке к изготовлению кошмы // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/11/99254 (дата обращения: 20.04.2024).

В связи с традиционными условиями жизни туркменского народа на протяжении многих лет необходимость наличия в каждом доме кошмы, украшенного цветами, и других разнообразных кошм сделала ее неотъемлемой частью домашней скарба и по сей день. В связи с этим мы стремились раскрыть уникальность и опыт мастерства подготовки туркменского народа. С этой целью были собраны и описаны научные данные о характеристиках шерсти, используемой для изготовления войлока, прядения шерсти, окрашивания шерсти, способе чесания шерсти на шерстяном гребне и приготовления начеса.

Выбор шерсти для изготовления кошмы. Овец стригут два раза в год, весной и осенью. У шерсти овец, стриженой весной, длинное волокно. Она считается пригодной для изготовления войлока. Сначала шерсть очищают от пыли, колтунов и помета, затем делят ее на белую, черную и серую части по цвету, собирается шерсть, стриженная в течение 3-4 сезонов. При изготовлении кошмы для ее изнаночной стороны выбирают в основном белую и серую неокрашенную натуральную шерсть, а для краев используют черную овечью шерсть. Весенняя шерсть используется для цветочных узоров на кошме. Осенняя шерсть отличается от весенней шерсти более коротким волокном. Осенью кожа овцы становится жирной, и маслянистая жидкость с ее кожи впитывается в ее шерсть. Осеннюю шерсть следует чесать без мойки. При изготовлении кошмы из осенней шерсти лучше всего смешивать весеннюю шерсть с осенней. Шерсть, раскладываемая в средней части ковра, считается той частью, которая больше всего влияет на ее качество. Поэтому в одинаковой степени добавляется осенняя и весенняя шерсть. Если в шерсть, предназначенную для средней части кошмы, добавить слишком много шерсти осенней стрижки, то готовая кошма будет короткой по длине и широкой по ширине. Осенняя шерсть используется для нижней и средней части кошмы. Войлочное изделие состоит из трех слоев, которые разделены на такие части, как лицевая, средняя и верхняя часть кошмы.

Разбивание шерсти. Разбивание шерсти является одним из основных видов деятельности по изготовлению кошмы. Эта работа выполняется в жаркое время дня. Шерсть разбивают специальным прутом. Его называют шерстобойкой. Она состоит из двух пар, длина его более 1 метра, для него выбирают гладкий, гибкий чистый тамарисковый и тутовый прут или проволоку (позднее). Эти прутья отличаются своей прочностью и не ломались. Чтобы ручка шерстобойки не мешала руке, в небольшой чистой миске готовят некоторое количество несоленого теста, кладут его на ручку шерстобойки и закрепляют поверх него кусок ткани. Выбирается ровное место, подходящее для разбивания шерсти, и насыпается туда 1-2 ведра песка. Чтобы песок не разлетался, на него стелют безворсовый ковер в 2-3 слоя. Шерсть разбивают в безветренном месте или с восточной стороны домов. За один раз разбивается примерно 1-2 килограмма шерсти. Женщина, которая разбивает шерсть, выбирает удобное для разбивания место, берет в каждую руку по пруту и начинает разбивать шерсть, двигая рукой поочередно вверх-вниз. Она складывает разбросанные кончиком прута маленькие кусочки шерсти поверх остальной и через короткое время снова начинает разбивать шерсть – это называется «сайым». Опытные женщины никогда не клали шерсть, не сбитую до конца, на кошму. Эта работа требует ловкости рук, гибкости и быстрого сбивания. После разбивания шерсти нижней части кошмы сбивают и готовят черную шерсть войлока. После разбивания шерсть складывается и хранится в защищенном месте, называемом «дуйрум», затем перед использованием в работе шерсть окрашивают.

Окрашивание шерсти. Для окрашивания отбирают светлую овечью шерсть и окрашивают ее в разные цвета. В древности шерсть красили натуральными красителями, а шерсть, окрашенная красками из корней, коры и стеблей различных растений, сохраняла свою красоту. В большинстве случаев шерсть подвержена нападению моли. Были свои способы защиты кошмы от моли. Шерсть подготовленного войлока окрашивают как натуральными, так и искусственными красителями. Когда весной природа оживает, собираются разные виды красильных растений, произрастающих там. Эту работу делал человек, знавший толк в полевых цветах и растениях. Женщины могли получить «желтый» цвет из головок ромашки, «красный» цвет – из маков, «чернильный» цвет – из тюльпанов, «зеленый» цвет – из молодых побегов лука волокнистого, а также в культурных поселениях (селах и других местах) – «ярко-красный» цвет из граната и луковой шелухи, из других трав и растений – много различных цветов. Собранные травы и растения следует нарезать на мелкие кусочки после полного высыхания в тени. 40 граммов измельченного натурального красителя хватало для окрашивания около 1 килограмма шерсти. В качестве чаши для окрашивания шерсти подбирается широкий, не слишком большой, 5-6 литровый казан. В казан наливают 5-6 литров воды, а под ним зажигался небольшой огонь. Если огонь под ним был сильный, это приводило к тому, что шерсть гниет и рассыпается. После того, как температура воды в красильном казане достигает промежуточной температуры, кладется небольшое количество шерсти. Затем в казан добавляют цвет, который будет использоваться. В основном используются красный, желтый, зеленый, синий, бежевый и некоторые другие цвета. Как правило, для окрашивания выбиралась белая и светлая овечья шерсть, так как светлая шерсть обладала сильной цветовой восприимчивостью. Около 45 минут кипятят котел с окрашиваемой шерстью. Чтобы краски не смешивались, в кипящую воду кидают соль или квасцы, в ранние периоды в воду добавляли верблюжий чал и вымачивали в нем полдня. Через короткое время шерсть в казане следует повернуть палкой на другую сторону, чтобы шерсть полностью окрасилась. Палка должна быть компактной и крепкой, так как шерсть при намокании в воде становится тяжелой, поэтому палка должна быть способна поднять шерсть, чтобы кипящая горячая вода не нанесла вреда здоровью и организму человека. Когда крашеная шерсть в казане подходит к своему сроку, мастерицы вынимают шерсть палкой из кипящей воды, кладут ее в другую емкость и поливают холодной водой, чтобы проверить, покрасилась она или нет. Ее несколько раз промывают в холодной воде, удаляют излишки краски, а остатки краски впитываются в шерсть. Если окрашенная шерсть приобретала слишком слабый цвет, ее помещали в казан с окрашенной шерстью и повторно окрашивали, постепенно увеличивая количество красителя. Окрашенную шерсть сушили на солнце, развесив на веревке, затем ее прочесывали на специальном гребне.

Способ прочесывания шерсти на гребне для шерсти. Высушенную шерсть собирают вместе, затем прочесывают руками (вручную для смягчения), время расчесывания на шерстяном гребне делят на три части, то есть сначала отделяют попавшую в гребень грубую шерсть, затем снова прочесывают 2-3 раза, и более мягкая шерсть используется на лицевой стороне кошмы.

Гребни для шерсти изготавливаются искусными мастерами с древнейших времен до наших дней. Простая деревянная поделка привлекала внимание всех, кто ее видел. Гребни для шерсти делаются из досок, соединенных встык, нижняя часть каркаса скреплена круглой деревянной доской с широкими плоскими углами, на концах острые шпильки. Эти шпильки сделаны из стали и прикреплены к верхушке гребня на отдельной деревяшке. Мастерица убирает крашеную шерсть в сторону и выбирает для себя подходящее место. В положении сидя женщина вытягивает гребень перед собой, вытягивает ноги и начинает расчесывать шерсть в удобной позе. Сначала шерсть брали понемногу, чтобы приучить руку к расчесыванию, а прочесывание начинали с помещения шерсти вниз и пропускания размягченной шерсти через гребень, осторожно вытягивая шерсть с обеих сторон одновременно. После того, как рука привыкала к гребню, количество шерсти постепенно увеличивалось. Если мастерица слишком много сидит над гребнем, на ее тело увеличивается нагрузка. Поэтому чем меньше времени тратится на прочесывание, тем более продуктивной становится работа. Прочесанная шерсть складывается в одной стороне. Хотя расчесывание шерсти кажется легким, оно требует большого мастерства. Также использовался деревянный ящик для покрытия верхней части шерстяного гребня, который называется «дарак башы» (голова гребня). Оставляя вершину гребня закрытой, они избегали неожиданных опасных ситуаций. Если женщина, прочесывающая шерсть, хотела немного отдохнуть или выходила из дома с каким-то делом, шерсть прикрепляли к верхушке гребня, чтобы зубцы гребня не оставались пустыми. Это означает, что гребень находится в рабочем состоянии. После окончания прочесывания его накрывают ящиком и держат закрытым. Когда шерсть прочесывают, между зубьями гребня остаются остатки шерсти, и она известна, как «даракдиш». Эти остатки собирали отдельно и также использовали для кошмы. Окрашенная шерсть разных цветов прочесывается на гребне, а затем создают начес.

Подготовка начеса. Начес используется для войлочных цветов. Начес — это тип пряжи, окрашенной в различные цвета, из мягкой, промежуточной и приятной для рук шерсти, которую предварительно распушили. Начесы выполняются в зависимости от узора кошмы. Делают начес, скатывают и подготавливают для формирования узора. Каждый начес кладут отдельно, чтобы они не перемешивались. Во время формирования войлочных узоров разных видов, женщина, готовящая кошму, кладет начесы в доступное место, где на них не наступят, затем, используя их по мере надобности, начинает подготавливать кошму.


Библиографический список
  1. Kulyýewa O. Çarwa durmuşynyň sapaklary. A.: Ylym, 2014.
  2. Babaýewa A. Türkmen keçesi // Garagum. – 2014. – № 9.
  3. Baýryýewa A. Güneş nurly keçeler // Gurbansoltan eje. – 2004. – № 8.
  4. Васильева Г.П. Туркменские узорные кошмы. Памятники Туркменистана. – 1970. – № 1.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация