Сегодня в нашей стране идет активная работа по патриотическому и гражданственному воспитанию подрастающего поколения. Патриотическое воспитание является важнейшим средством укрепления единства и целостности многонациональной России. Его цель заключается в формировании патриотических чувств и сознания, готовности к выполнению гражданского долга по защите Родины, упрочении единства и дружбы народов России. Важно сохранить и укрепить основные приоритеты в современной жизни подрастающего поколения, направленные, в первую очередь, на становление гражданина-патриота, его ответственное отношение к истории своей Родины. Необходимо объяснять молодежи, вносить ясность в жизненные ориентиры, так как на первом месте основными приоритетами в жизни у многих стали карьера, личный успех, деньги.
Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Главный акцент делается на работу общеобразовательных учреждений. В школах должны создаются все условия для формирования личности гражданина и патриота.
Глубина патриотического чувства у детей зависит от того, насколько они знают и любят историю своего края, а также во многом зависит и от развития эмоциональной сферы учащихся. Музыка в школе – это тот предмет, в котором нравственные основы закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на детей. Чувства и переживания учащегося, вызванные произведениями музыкального искусства, являются основой приобретения таких качеств как: благородство, доброта, порядочность, уважение к старшим, сострадание. На уроках дети приобщаются к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности, учатся коллективизму и сплоченности.
Считаю, что для развития и воспитания чувства гражданственности необходима работа с учащимися, которая включает в себя интересный и познавательный материал, различные формы и методы, опирается на индивидуальные и возрастные особенности детей.
Общеобразовательные программы, разработанные ФГОС по музыке, включают в себя темы, которые осуществляют идею патриотического воспитания. На уроках изучается история Отечества, символика исторического наследия. Учащиеся знакомятся с народной музыкой, обычаями и традициями народов России, а также изучают основные направления мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки (молитва, кант), произведений композиторов-классиков. Идею народности и патриотического настроения можно проследить в творчестве А.П. Бородина, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакого, МП. Мусоргского и других русских композиторов. Это те люди, которые стремились сделать музыку более близкой и понятной широкой публике. Они исследовали фольклор, вдохновлялись эпосом, сказками и национальными историями, использовали народные песни в своих сочинениях.
На уроках учащиеся знакомятся со страницами русской истории, отраженной в музыке разных жанров: детские песни, былины, увертюры, симфонии, концерты, оперы.
В певческий репертуар широко включаются песни, посвященные Родине, городу, семье, дружбе, русской армии, истории, военному времени. Изучение гимнов России, Республики Коми, города, гимназии, является важным и ответственным моментом для учащихся. Задача вокально-хоровой работы в том, чтобы каждый ученик, смог понять значимость музыкальных символов, умел с достоинством исполнять.
Особое внимание нужно обращать к народным песням. Опора на народное музыкальное наследие помогает воспитывать у учащегося активную жизненную позицию и высокие нравственные ориентиры. Отсутствие идентичности общества, грозит потерей национальной, прежде всего народной культуры. Человек утрачивает способности к самоосуществлению и созиданию своей исторической судьбы, к жизни, опирающейся на собственные глубинные культурно-исторические и духовно-религиозные начала.
Содержание, включающееся в русских народных и композиторских песнях патриотической направленности, более убедительно, чем информация, полученная другим способом, поскольку оно основано на эмоциях и чувствах, внутренних переживаниях их создателя, отражающих его отношение к окружающей действительности. Песни несут в себе глубокий и содержательный смысл, воздействуют на внутренний духовный мир человека, вызывают сильный эмоциональный отклик, чувства, симпатию, понимание. Включение таких вокальных произведений в песенный репертуар дает возможность этнической самоидентификации с национальной народной культурой и традициями.
Полученные на уроках знания, умения и навыки учащиеся совершенствуют на занятиях дополнительного образования и во внеурочной деятельности. В МОУ «Гимназия №2» г.Воркуты открыты кадетские классы, военно-патриотический клуб «От Зарницы к Орленку», движение отряда юнармейцев, РДШ. Ежегодно учащиеся гимназии участвуют в культурно-массовых мероприятиях: городской конкурс инсценированной песни «Песни о главном», спортивно-познавательная игра «Зарница», «Посвящение в кадеты», «Кадеты Отечества», «Кадетский бал», а также гимназические квесты, посвященные 9 мая и 23 февраля. Городской конкурс вокального исполнительства «Полярная звезда» всегда отражает темы детства, любви к большой и малой Родине, песни военных лет.
В рамках патриотического воспитания в гимназии реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для кадет «Хоровое пение», направленная изучение строевых песен и музыки в воинских ритуалах. Музыкальный репертуар данной программы выполняет в военных ритуалах воспитательную, организующую и дисциплинирующую роль, эмоционально воздействуя на духовный мир учащихся.
В гимназии созданы детские певческие коллективы: гимназический хор, ансамбли разных возрастных групп «Хрустальная капель», «Радуга». Вокально-хоровая работа с хором ведется на дополнительных занятиях по программе «Радуга детских голосов».
Музыкальный репертуар для всех певческих коллективов разнообразен и постоянно обновляется. Он включает в себя песни военных лет («Смуглянка», «Дети Ленинграда», «Баллада о красках», «Поклонимся Великим тем годам»), песни о кадетском движении, также патриотические песни современных композиторов («Гражданин России», «Россия, мы дети твои», «Моя Воркута», «Мы единое целое»), песни воспитывающие уважение к семье, пожилым людям, к школе, к учителям.
При изучении на уроках музыки и во внеклассной деятельности героико-патриотического репертуара реализуются следующие задачи музыкального искусства:
– эстетическая (формирование у школьников эстетического чувства, суждения, идеала человека – патриота);
– воспитательная (положительное воздействие происходит через поступки героев);
– этическая (формирование высоких морально-нравственных качеств, на примере нравственного выбора героя песни в принятии судьбоносного для него и для Родины решения);
– познавательная (учащиеся получают знания об истории России, о жизни и быте русского народа);
– коммуникативная (осуществление сотрудничества взрослых и одноклассников в хоровом пении, формирование коллективного чувства ответственности и уважения в исполнении песен патриотического характера).
Приобретенные на уроках знания должны стать фундаментом для формирования не только музыкальной культуры, но и для развития патриотических чувств, осознанного стремления к выполнению гражданского долга по защите Родины, укрепления единства народов России.
Библиографический список
- Винникова, С. А. Воспитание гражданственности у младших школьников / С. А. Винникова // Воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 14–15.
- Кормишенкова Е.М. Патриотическое воспитание учащихся образовательного учреждения средствами музыки /Е.М. Кормишенкова// Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. – №10.- С.72-73
Количество просмотров публикации: Please wait