ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНСТРУКТОРА ТИКО В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Томаровская Ирина Александровна1, Кушнарёва Кристина Андреевна1, Мартынова Наталья Ивановна1
1МДОУ "Детский сад №15 п.Разумное "Тропинка детства", Белгородская область

Аннотация
В статье описывается мастер-класс о том, как можно показать возможности и приёмы использования конструктора ТИКО в работе с детьми 4-6 лет.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Томаровская И.А., Кушнарёва К.А., Мартынова Н.И. Использование конструктора ТИКО в развитии логического творчества детей дошкольного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/11/99236 (дата обращения: 18.04.2024).

Вводная часть 

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего мастер-класса: «Использование  конструктора ТИКО МАЛЫШ в развитии логического мышления детей дошкольного возраста».

Цель:  Показать возможности и приёмы использования конструктора ТИКО для работы с детьми 4-6 лет.

Прежде всего, я хочу задать Вам несколько простых  вопросов:

• У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (Пять)

• Какое слово всегда пишется неправильно? («неправильно»)

• Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)

• В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет)

• Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка? (Переходить дорогу)

Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы? (сообразительность, креативность, внимание, мышление логическое)

А какие приемы умственной деятельности Вы использовали? (сравнение, анализ, обобщение)

Это и есть приемы логического мышления.

Обзорно-теоретическая часть

ФГОС открывает большие возможности использования различных педагогических технологий, методик, видов дидактического материала. Наиболее популярным оборудованием на сегодняшний день, на мой взгляд, считаются конструкторы.

- Много ли вы знаете конструкторов, которыми могут играть дети от 3 до 99 лет?   ( ответы Лего, Тико,  …)

Мне очень нравится работать с конструктором ТИКО.                                 

 

Итак, конструктор «ТИКО» – это

Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения, разработанный отечественным производителем ЗАО НПО «РАНТИС» по рекомендациям Российской академии образования. Данный конструктор представляет набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.

Почему же именно этот конструктор?

Геометрическими фигуры,  основной спектр цветов, навыки пространственного, абстрактного и логического мышления, творческие способности, мелкая  моторику пальцев рук – все это ТИКО. Кроме того, данный конструктор позволяет осуществлять как плоскостное конструирование, так и объемное.

Возможности этого конструктора можно перечислять бесконечно, существует несколько видов данного конструктора, но это уже отдельная тема.

Практическая часть

 Сейчас, я хочу Вам показать, как можно использовать  ТИКО во второй младшей, средней и старшей группах.

Я раздаю вам 6 плоских фигурок (2 зеленых треугольника, 2 желтых квадрата, 2 красных прямоугольника).

1 задание (2 младшая группа), самое элементарное для детей второй младшей и средней группы: разложи правильно детали одинаковой формы по корзиночкам. Я приглашаю вас положить свою фигуру в корзиночку с фигурами такой же формы как у вас и сесть поудобнее за стол.

Как Вы считаете, на развитие какого логического приема мышления направлено это задание? (классификация).

Количество корзиночек может увеличиваться в зависимости от количества фигур, с которыми знакомы дети.

2 задание (2 младшая группа): какая понадобится фигура, чтобы получился дом?

3 задание (средней группе): какие фигуры можно использовать, чтобы получился танк?

4 задание (средняя, старшая группы): какие фигуры понадобятся для создания самолета?

5 задание (средняя группа): найди лишнюю фигуру, раскрась её. Что вы предлагаете раскрасить? Какими фигурами можем заменить квадрат, прямоугольник, ромб, пятиугольник?

Рассмотрим первое задание на плоскостное конструирование.

    Конструирование с ТИКО  во второй младшей группе начинается с навыка соединения фигурок. Располагаем одну деталь на ладошке, вторую прикрепляем под углом, можно соединять наложением.

Задание для  2 младшей и средней группы: соединить одинаковые детали, назвать эти детали.

6 задание (для средняя группа)

- По образцу найти подобные детали в контейнере и соединить их. Из каких фигур построен кот?

7 задание (средняя и старшая группа) «Запомни расположение». Перед вами появится схема, в течение 30 сек. Вы её рассматриваете и запоминаете, после схема убирается, и вы по представлению создаете данную фигуру.

Выполнение задания

Предлагаю проанализировать полученные фигуры:

- какие геометрические фигуры использовали для постройки?

- какая геометрическая фигура находится справа от нижнего четырехугольника?

- какая геометрическая фигура находится слева от нижнего четырехугольника?

- какие геометрические фигуры находятся над пятиугольником?

- какая геометрическая фигура находится под пятиугольником?

Вот таким образом, через анализ сконструированной фигуры, через анализ схемы проходит работа над формирование логического пространственного мышления.

8 задание (объёмное конструирование).

                          

Выделяют множество типов/видов конструирования, но я в своей деятельности использую:

• конструирование по схеме

• конструирование по образцу

• конструирование по замыслу

(расставлены 3 стола с необходимым материалом)

Сейчас Ваша задача попробовать сконструировать пространственные фигуры, у каждого стола своё задание:

• 1 стол конструируют по схеме.

• 2 стол конструирует по образцу.

• 3 стол конструирует по замыслу. Задание: Собрать из ТИКО-деталей как можно больше объёмных геометрических фигур!» Контейнер с плоскими фигурами. Собрать фигуру

А затем мы с Вами вместе сделаем выводы о выполненной работе.

Выполнение конструирования

Итак, Ваша задача была сконструировать по схеме, как Вы считаете, какие приемы логического мышления были Вами задействованы в процессе конструирования по схеме? (сравнивать, анализировать, синтезировать)

Какие приемы логического мышления были Вами задействованы в процессе конструирования по образцу? (сравнивать, анализировать)

Какие приемы логического мышления были Вами задействованы в процессе конструирования по замыслу? (синтез, представлять в умственном плане задуманное, умозаключение, т. е. путем ошибок в постройке сделали умозаключение о том, чтобы получалась так, как мне надо необходима эта деталь, а не та)

Заключительная часть

Итак, я постаралась показать Вам возможности использования ТИКО конструктора в процессе развития логического мышления дошкольников.

Конструктор – это универсальное средство для развития детей. Это увлекательный материал для занятия детей. Это огромная возможность для творческой самореализации как детей в создании построек, так и педагогов в создании методических разработок, пособий и всего прочего. С конструктором ТИКО я работаю чуть больше года,   использую его в разных режимных моментах, постепенно усложняя задания.

Рефлексия

И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если Вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно – возьмите фигуру зеленого или желтого цвета. Ну, а если это всё Вас совсем не тронуло – выберите синюю или красную. Выбранные фигуры прошу соединить в дорожку.

Спасибо Вам, уважаемые коллеги, за внимание и сотрудничество!


Библиографический список
  1. ТИКО-конструирование: метод, рекомендации /Н.М.Карпова, И.В.Логинова, Т.Н.Николаева, М.Н.Кириллова, С.А.Андреева, В.С.Тармышова, С.В.Горцева, С.Г.Петрова; вступ. ст. Е.В.Михайловой. В. Новгород: МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2011. С. 4-5, 8-9, 12.
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант); [под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой]. 3-е изд., испр. и доп. М.:Мозаика-Синтез, 2014. С. 68-71.
  3. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Вербенец А.М. Теория и технология математического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. Учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. С. 25-31.
  4. Игнатова Т.Н. особенности представлений детей дошкольного возраста о форме предметов и геометрических фигурах // Содержание обучения и воспитания в детском саду. Л., 1978. С. 72-81.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Томаровская Ирина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация