ЖЕНСКИЕ ТЕРРАКОТЫ ДРЕВНЕГО МЕРВА КАК ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ (НА ПРИМЕРЕ АНТИЧНОЙ ЭПОХИ)

Моммалиева Маягозель Аманалиевна
Туркменский государственный университет имени Махтымкули
преподавательница истории Туркменистана

Аннотация
В данной статье описаны женские терракоты, изображающие историю скульптурного искусства нашего народа, находящиеся в культурных ценностях античности, содержат ценную информацию своей красотой и оригинальностью. В религиозных традициях древних жителей Туркменистана женщина приравнивалась богу плодородия, покровителю жизнеобеспечивающих, плодоносящих растений. В античные времена женские терракоты изображались в нарядных платьях и украшениях, которые аналогичны украшениям, которые носят туркменские женщины сегодня. Соответственно, женские статуэтки отражают исторические корни национальных костюмов, украшений туркменских женщин, а также материальные и духовные ценности культурного наследия Туркменистана.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Моммалиева М.А. Женские терракоты Древнего Мерва как этнографические источники (на примере античной эпохи) // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/11/99196 (дата обращения: 23.04.2024).

Древнее население, проживающее на территории Туркменистана, выражали свой религиозные убеждения и духовный мир через создаваемые ими произведения искусства. Среди них важное место занимают женские терракоты, найденные в археологических памятниках, расположенных на территории страны. Термин терракота переводится с итальянского языка “терра” – глина, “котто” означает обожженный [5, c 242]. Это термин, используется археологами для описания глиняных фигурок среди изделий из коропластики. Терракоты изготовляется древним населением Туркменистана еще в новокаменном веке (неолит) (начало VII-V тыс. до н.э.) [2, c 4]. Женские терракоты давали информацию вроде занятий, духовном мире, материальной и культурной жизни древнейшего населения, проживающего на территории Туркменистана, которые тогда еще не могли быть описаны никаким письменными источниками. С этой точки зрения данные находки имеют большое значение как этнографический-антропологический источник. Так, женские фигуры, изображенные на терракотах, дают нам об этническом происхождении древних народов Средней Азии. Так как самые древние скульптуры очень ясно и четко отображали женские образцы на терракотах. Например, на терракотах, найденных в археологических памятниках Восточного Туркменистана древние скульптуры украшали образ взрослой женщины роскошными одеждами и украшениями [4, c 110]. Это служит научным обоснованием объясняющим общие этно-антропологические особенности населения Восточного Туркменистана того времени.

О значении женских терракот как этнографического источника свидетельствует находка на памятнике Акгала в Восточном Туркменистане (рис 1). На этой женской терракоте изображена типичная туркменская женщина: длинное платье, обхватывающее ноги, головной убор и изображение полнолицей с обмотанным спереди платком (похожий на национальный платок “гынач”) как и у женщин этого региона сегодня, туркмен [2, c 45]. Все это свидетельствует о том что женские терракоты служат ценным и надежным источником для углубленного изучения исторических корней туркменского женского национального костюма и декоративных женских украшений.

Впервые в древнем Мерве в результате раскопок, проведенных сначала русским ученым В.А. Жуковским в 1894 г, в 1904 г. американским ученым Р. Пампелли и немецким археологом Г. Шмидтом были найдены несколько женских терракот, относящихся к античной эпохе, но к сомнению ни одой из них не была дано научное объяснение. И только женские терракоты, найденные в результате раскопок в Древнем Мерве созданной в 1945 г. Южно-Туркменской комплексной экспедиции под руководством М.Е. Массона, впервые с научной точки зрения были объяснены узкими специалистами [9, c 117]. Несмотря на большое разнообразие найденных женских терракот, их условно можно разделить на три группы как этнографический источник.

К первой группе относятся терракоты на которых изображен короновидный головной убор. На нем очень четко и запоминающе изображен женский лик (рис 2). Глаза женщины выпуклые, а брови широко раскинуты на лбу. Это дает нам информацию об этническом облике людей, живших в те времена. Ведь если принять во внимание, что короновидный головной убор был у парфян и сакова а также такие же женские были терракоты, найденные в Самарканде, то можно заменить что это не корона, а легкий головной убор из войлока, который носили в то время у народы Средней Азии [11; c 334]. Верхняя часть головного убора был круглой, а под ней располагался узор состоящий из двух горизонтальных линий, а у те под ним располагался круглый орнамент. Головной убор женской терракоты похож на национальный головной убор “борук”, которое сегодня носят на голове замужние туркменки. Также, если этнографически сравнить вышитый узор снаружи и центральный орнамент, то можно увидеть его сходство с национальным декоративным орнаментам типа “керпичли манлайлык”, “кебелек”, который прикрепляется для придания красоты на борук. Волосы женщины на терракоте разделены прямым пробором поперек лбу и собран в пучок. Как мы знаем и сегодня, волосы туркменских женщин собраны прямо на лбу в кольцо и аналогично тому, что изображено на женской терракоте.

Во второй группе женщина изображена одной рукой держащей зеркало, а другой платье (рис 3). Этой изготовление женской терракоты связано с эллиническим искусством, где ее платье прямого покроя воплощает в себе черты преуставительницы высшего сословия той эпохи. [10, c 339]. Это свидетельствует о том, что в античности в Мерве в скульптурном искусстве, существовала местная школа в отличии от эллинистической культуры. На верхней части греческое одеяния, ее тела одна часть свисает с ее шеи, а другая часть обернута вокруг головы и доведена до правой ноги. Надсечки на ее левой руке показывают, что она была одета в свободную одежду внутри скрученной одежды. Одетые таким образом женские фигуры встречаются на лицевых сторонах монет парфянского периода. Связанная с эллинистической культурой, это женская терракота, отличающаяся своими уникальными аспектами, воплощает в себе религиозные концепции, обычаи и искусство, характерные для местного характера. Зеркало в руке терракотовой женщины искусствовед Г.А. Пугаченкова связывает с особенностью египетской богини Исиды. Она отмечает, что ее изображение повлияло на физический облик мервских женских божеств [7, c 771]. По мнению искусствоведа Л.И. Ремпеля, зеркало является атрибутом местной традиции и связана подготовкой в зороастризме живой вода – “хаоманы”, и показывает, что вода освящена [11, c 18]. Магическая сила зеркала также описана в героическом эпосе “Героглы”. В эпосе перед уходом из жизни Героглы дарит своей жене Агаюнус уникальное зеркало, с помощью которого можно видеть происходящее в мире [6, c 26]. Если учесть что Агаюнус, жена Героглы, не местная девушка, а фея, то в эпосе описывается чудо терракоты богини – женщины с зеркалом, лицо которой просматривается через сюжет этого рассказа. Святость зазеркалья упоминается в книге Гурбангулы Бердимухамедова “Туркменистан – сердце Великого Шелкого пути”, где приводиться легенда, связанная с нынешним этрапом Кака [1, c 163]. По легенде враги обложили город. Царь приказывает поставит за стенами крепости зеркало, которое показывает лица передернутыми, враги смотрели в это зеркало смеялись над собственными изображениями и умирали от смеха на месте. Так царь с помощью зеркало спас свою страну от врагов. Согласно труду историка О. Гундогдыва, царь описанный в этой легенде был женщиной по имени Кака Шин, и говорят, что населения назвало город Кака в честь женщины-царицы [3, c 36].

К третьей группе терракот относится найденная на стоянке Гявургала женская терракота в боевом одеяии (рис 4). Ее рука изображена с мечом, ее одежда волнистая и она похожа на гриб, и она аналогична национальному украшению “чапраз-чанга”. Головной убор у этой женской терракоты также значительно уступает терракотам, относящимся к первой упомянутой выше группе. На спину женщины кладется ткань простирающаяся от головного убора до низа. Это похоже на гынач, которые туркменские женщины закрепляют его с боругем. Терракота женщины в боевом одеянии была также найдена Р. Пампелли при раскопок Гявургала (рис 5). Ее военный костюм отличается от упомянутого выше. На передней части терракотового платья, на груде имеется украшение напоминающее гуляка – одно из женских национальных украшений. Его края украшены различными узорами. На столбовой стене с обратной стороны терракотовой фигуры, изображено соприкасающиеся друг с другом орнамент, даны в виде узора “ганрак”, который современные туркменские женщины кладут на ковры, войлыки и воротички.

Изображения женских терракот с мечом в руке третьей группы свидетельствует о том, что они выполняли роль женской богини войны или защитницы города. Именно это показано в главе “Видевдат”, Авесты [9, c 119]. Согласно произведению, бог Ахурамазда основал страну Виекратия (современный район Кака) как “обитель благословенных”. Это был древний город, который в античную эпоху назывался Апаварктикена, а в средине века – Абиверд. В этом городе жил Керсаспи, считавшийся опасным врагом до возниковения зороастризма. Женщина – фея по имени Пайрика Хнантайи победила его и спасла людей от угнетения. По этой причине местное население освятило образ волшебной женщины по имени пайрика Хнантайи, занявшей особое место в их религиозных верованиях и духовном мире. Ученый-искусствовед, Галина Пугаченкова, связывает сакральность женщины, которая была включена в изваяния и по влиявшие на духовную культуру древнего народа Туркменистана на протяжении многих тысячелетий с плодородием и художественным образом Пайрика Хнантайи упомянутой в книге “Авеста”. Также в преданиях, связанных с названиям городов и мест Туркменистана, на протяжении многих тысячелетий сохраняются предания о храбрых женщинах, защитивших свой народ. Это привело к увековечиванию в произведениях искусства того, что затрагивало духовный мир древнего народа Туркменистана.

В ней отражены отсутствующие в письменных источниках сведения по этнографии древних народов Туркменнистана и Средней Азии. Это означает, что они очень ценны. Изучение их по региональным признакам в хронологическом порядке несомненно, откроет научному сообществу многие доселе неизвестные факты.


(рис 1)


(рис 2)



 (рис 3)


(рис 4)



(рис 5)


Библиографический список
  1. Gurbanguly Berdimuhamedow. Türkmenistan – Beýik Ýüpek ýolunyň ýüregi. – A.: TDNG, 2018.
  2. Bäşimowa N. Lebap welaýatynyň antik döwrüniň kiçi göwrümli heýkeltaraşlygy (koroplastika) // Türkmenistanda Ylym we tehnika, 2019. №6.
  3. Gündogdyýew Ö. Türkmen zenanlarynyň taryhy keşbi. – A., 2013.
  4. Бурханов А. А. Древности Амуля. /Область Амуля в древности и раннем средневековье/. – А.:Ылым, 1993.
  5. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. /Пер с англ Алексеев В. П., Башилов В. А., Крюков М. В. и дург. – М., 1990. с 242.
  6. Гер-оглы. Туркменский героический эпос. / Пер. с туркм. Б. А. Каррыева. – М.: Наука, 1983.
  7. Пугаченкова Г. А. Искусства Туркменистана. Очерк с древнейших времен до 1917 г. – М.: Искусства, 1967.
  8. Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И. Очерки искусства Средней Азии. Древность и средневековье.– М.: Искусство, 1982.
  9. Пугаченкова Г. А. Коропластика Древнего Мерва. // Труды ЮТАКЭ. т. XI. – А.: Изд. АН ТССР,1962.
  10. Ремпель Л. И. Терракоты Мерва и глиняные статуи Нисы. // Труды ЮТАКЭ. т. I. – А.: Изд. АН ТССР, 1949.
  11. Ремпель Л. И. Новые материалы к изучению древней скульптуры Южной Туркмении. // Труды ЮТАКЭ. т. II. – А.: Изд. АН ТССР, 1951.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация