Образование в России, обеспечивающее психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями развития и их семей в дошкольном возрасте, формировалось в течение нескольких десятилетий и за последние время значительно изменилось.
Во-первых, быстро развивавшаяся с конца 90-х годов 20 века ранняя помощь детям с ОВЗ на базе дошкольных учреждений в таких подразделениях, как центры игровой поддержки ребенка, группы кратковременного пребывания, лекотеки, службы ранней помощи, консультативные пункты [5; 8], была сведена к минимуму. Во-вторых, большинство дошкольных учреждений комбинированного вида были преобразованы в общеразвивающие организации. В-третьих, совмещение дошкольных и школьных учреждений в совместные общеобразовательные комплексы привело к исчезновению в них некоторых специальных коррекционных организаций. Закрытие большинства групп для детей с задержкой психического развития, логопедических групп, привело к уменьшению количество детей с ОВЗ, которым необходимо было получать психолого-педагогическую поддержку в дошкольном возрасте. Сейчас идет уменьшение логопедических кабинетов в детских поликлиниках.
В связи с этим, специальное образование стало по-тихоньку уходить на задний план, так же поменялись подходы к оказанию ранней психолого-медико-педагогической поддержки, в частности и логопедической помощи на базе детских садов [7]. Перспективным направлением работы во многих преобразованных образовательных комплексах стало инклюзивное образование детей с ОВЗ [9].
Совмещение детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в коллектив нормотипичных сверстников и подготовка их к школьной ступени обучения образования потребовали создания специальных условий на базе дошкольного учреждения. Образовательной потребностью детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ есть необходимость в логопедической помощи [5; 6; 8]. В дошкольном возрасте кроме тяжелого нарушения речи, просматривается системное недоразвитие речи как вторичное отклонение [1]. Если не будет речевой коммуникации, то взаимодействие детей с ОВЗ с коллективом нормально развивающихся сверстников будет практически невозможно.
Развитие и коррекция речевой функции у ребенка с ОВЗ происходит на индивидуальных и подгрупповых занятиях, которые ведутся в совместной работе логопеда и дефектолога, логопеда и психолога [4]. Работа выстроенная таким образом способствует стимуляции развития и коррекции речевых навыков в разных видах деятельности детей, формирует коммуникативные невербальные и вербальные навыков, а главное, она социализации детей с ОВЗ в процессе их развития [1; 2; 3].
Важным фактором работы с детьми ОВЗ является активное включение родителей в коррекционный процесс [2; 3; 10; 11]. Родителей необходимо ориентировать на совместное взаимодействие «педагог – ребенок с ОВЗ – родитель».
Для качественной работы в такой триаде необходима многоэтапная работа с родителями детей с ОВЗ, которая включает следующие компоненты:
- диагностику детско-родительских отношений в паре «родитель-ребенок с ОВЗ»;
- привлечение родителей к участию в индивидуальных и фронтальных занятиях с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ;
- формирование у родителей мотивации к активному включению их в коррекционный процесс, желание помочь своему ребенку в данной ситуации;
- обучение родителей приемам и методам психолого-педагогической, в том числе логопедической коррекции;
- создание специальных мотивирующих коррекционно-развивающих домашних условий;
- создание алгоритма закрепления родителями дома сформированных специалистами у ребенка с ОВЗ умений и навыков.
В сфере нынешних изменений в системе дошкольного образования организация и осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их семей требует изменений. Нужно обратить внимание, что очень эффективным сегодня считается моделирование образовательного пространства для детей раннего и дошкольного возраста [10; 11]. Можно использовать моделирование разных типов оказания логопедической помощи в образовательных организациях. На основе изученной литературы можно выделить несколько вариативных моделей для оказания логопедической помощи детям 2–5-ти лет. Данные модели сопровождения, основаны на активной совместной работе с родителями в коррекционно-логопедический процесс [2; 3].
Модель 1: составление учителем-логопедом программы дополнительного образования, по работе в которой оказывается логопедическая помощь детям 2-5-ти лет в рамках оказания платных услуг образовательным учреждением по запросу родителей; в тоже время осуществляется консультирование родителей с целью увеличения их психолого- педагогической компетентности.
Модель 2: периодическое интерактивное сопровождение логопедом семьи ребенка 2-5-ти лет с ОВЗ при помощи сайта и редкие консультации логопедом пары «ребенок с ОВЗ – родитель» для обучения родителей приемам взаимодействия со своим ребенком.
Модель 3: постоянные индивидуальные занятия учителя-логопеда с детьми ОВЗ раннего и дошкольного возраста по запросу родителей.
Модель 4: систематическое консультирование учителем-логопедом пары «ребенок с ОВЗ – родитель» со сдвинутым акцента с индивидуальных логопедических занятий с ребенком на занятия по формированию эффективного взаимодействия в паре «ребенок с ОВЗ – родитель».
В конце хотелось бы сказать о необходимости разработки различных вариантов логопедической работы в новых образовательных условиях дошкольного образования. Оказание логопедических услуг, организация консультативной и коррекционной логопедической помощи детям раннего и дошкольного возраста с применением информационных компьютерных технологий становится альтернативным вариантом традиционного алгоритма логопедической работы с детьми ОВЗ.
Библиографический список
- Безрукова О. А., Каленкова О. Н. Программа формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Коррекционно-развивающая образовательная программа для детей 3–6 лет. Серия : Наука – практике. М., 2014.
- Григоренко Н. Ю. Логопедическая работа в системе ранней комплексной помощи детям с откло- нениями в развитии (на базе службы ранней помощи) // Специальное образование. 2011. № 1. С. 34–41.
- Григоренко Н. Ю. Основные направления и содержание логопедической помощи детям первых лет жизни с отклонениями в развитии на базе дошкольных образовательных учреждений // Современные проблемы речевого дизонтогенеза: психолого-педагогические аспекты : междунар. сборник научных тру- дов / Под ред. С. М. Валявко. М., 2011. С. 62–70.
- Григоренко Н. Ю., Астахова Л. Б. Возможности использования групповых форм в коррекционно- развивающей работе с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии на базе ДОУ // Ранняя ком- плексная помощь детям с отклонениями в развитии в современном образовательном пространстве : сбор- ник научных статей по материалам междунар. науч.-практич. Конференции / Сост. О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова, Е. В. Ушакова. М. : 2013. С. 42–47.
- Приходько О. Г. Актуальные проблемы логопедии в российском специальном образовании // Ло- гопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи : материалы меж- дунар. науч.-практич. конференции научных работников, преподавателей вузов, руководителей и логопе- дов образовательных учреждений, реабилитационных центров; молодых ученых: аспирантов и магист- рантов / Научные редакторы И. А. Филатова, А. В. Кубасов. Екатеринбур, 2013. С. 12–18.
- Приходько О. Г. Нарушения раннего речевого развития детей с двигательной церебральной пато- логией // Дефектология. 2009. № 1. С. 61–69.
- Приходько О. Г., Гусейнова А. А., Ушакова Е. В., Григоренко Н. Ю. Модель совершенствования психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в едином образовательном про- странстве города Москвы // Специальное образование. 2011. № 4. С. 93–103.
- Приходько О. Г., Югова О. В. Как научить малыша говорить. Серия : Наука—практике / Отв. ред. О. А. Безрукова. М., 2010.
- Разенкова Ю. А. Система ранней помощи детям с отклонениями в развитии – приоритетное на- правление специального образования // Специальное образование: состояние, перспективы развития : Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». 2003. № 3.
- Шашкина Г. Р. «Плюсы» и «минусы» инклюзивного образования в образовательной школе // Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве: специальное и инклюзивное образование : сборник научных статей по материалам межрегион. науч.-практич. конференции с международным участием / Сост. О. Г. Приходько, Е. В. Ушакова, А. А. Гусейнова, О. В. Титова, Н. Ш. Тюрина. М., 2014. С. 80–86.
- Югова О. В. Модель раннего психолого-педагогического сопровождения ребенка с отклонениями в развитии и его семьи // Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии в современном образовательном пространстве : сборник научных статей по материалам междунар. науч.-практич. конфе- ренции. Сост. О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова, Е. В. Ушакова. М., 2013. С. 184–190.