ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ И ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Томаровская Ирина Александровна1, Телепнева Наталья Александровна1, Мартынова Наталья Ивановна1
1МДОУ "Детский сад №15 п.Разумное "Тропинка детства", Белгородская область

Аннотация
В данной статье рассказывается о приёмах, направленных на развитие концентрации и переключаемости внимания у детей с ОВЗ и для чего они нужны.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Томаровская И.А., Телепнева Н.А., Мартынова Н.И. Внедрение инновационных технологий, направленных на развитие концентрации и переключаемости внимания у детей с ОВЗ // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/11/99192 (дата обращения: 19.04.2024).

Дети с ОВЗ – это дети с различными проблемами в развитии.

В эту группу входят дети с разными нарушениями развития: нарушение зрения, речи, слуха, опорно-двигательного аппарата, со сниженным интеллектом, с комплексными нарушениями развития.

В ежедневной работе с детьми дошкольного возраста я сталкиваюсь с такими проблемами как: невнимательность, неусидчивость, низкий уровень работоспособности и познавательной деятельности, отвлекаемость, особенности речевой сферы, неспособность к планированию своей деятельности и т. д. Зачастую родители утверждают, что такие проблемы связаны с особенностями эмоционально-волевой сферы, т. е. с ленью, слабоволием. На самом деле причины данных проблем лежат в незрелости определенных структур мозга, и таким детям требуется больше времени для усвоения нового материала и определенной коррекционной работы для дальнейшего успешного развития и обучения.

В наше время, когда дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются не в специализированных, а в обычных общеобразовательных детских садах, необходим качественно новый подход к их обучению. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема создания условий для образования и жизнедеятельности детей с ОВЗ. Исходя из этого, все более активно разрабатываются и внедряются в систему педагогической работы инновационные технологии, позволяющие добиваться более высоких результатов в развитии и обучении детей с ОВЗ.

Чтобы достичь положительных результатов овладения знаниями, умениями, навыками, а также вовлечь в образовательную деятельность каждого воспитанника важно использовать современные (инновационные) образовательные технологии.

Необходимым условием любой человеческой деятельности, является внимание. Именно поэтому внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности.

Как показывает практика, уровень развития внимания детей ОВЗ весьма низок. Дети с нарушением не замечают многое из того, о чем им сообщает педагог. Они испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой.

Способность к переключению внимания имеет очень важное значение, прежде всего для детей, в их игровой и учебной деятельности. Неумение быстро переключать внимание может приводить к затруднениям тогда, когда нужно, например, от игры перейти к учебному заданию или чтению книги.

Изучив литературу и опыт других педагогов, я смогла выделить, для себя приёмы, направленные на развитие концентрации и переключаемости внимания у детей с ОВЗ.

Зачем они нужны? Чтобы собрать внимание детей, которые устали, отвлекаются, разбаловались, перевозбудились и т.д. И при этом избежать дисциплинарных окриков. Основное правило их использования состоит в том, чтобы голос педагога, особенно в завершающей стадии, был низким, успокаивающим, часто переходящим в шепот.

1 приём

Кто меня слышит, хлопните! Кто меня видит, топните! Кто хочет играть в интересную игру – замрите!

Как его использовать?

Представьте, дети играют, стоит игровой гул. Подходит время занятия. Педагогу нужно брать инициативу в свои руки. Тихим, спокойным голосом педагог повторяет задания приёма. Действия услышавших детей привлекают внимание тех, кто не сразу услышал. Таким образом, педагог собирает внимание всех детей и чуть повысив голос (но не напрягая его), начинает занятие.

2 приём

Ребята, кто знает, где прячется тишина? Попробуем найти? Тогда нужно прислушаться (педагог подставляет ладонь к уху и переходит на шепот). Может быть там? И т.д.

Таким приёмом можно увлечь всю группу и добиться полной тишины и внимания детей.

3 приём

Стоп игра! Как выдумаете, почему игра остановлена?

Можно выработать условную фразу (например, слова «стоп-игра, которые всегда будут означать, что ребенку нужно остановиться и обратить внимание. Можно задать вопрос, таким образом, дети вовлекаются  в принятие решения, а это им, как правило, льстит.

4 приём

Девочки поднимите правую руку вверх! А мальчики – левую! А теперь все те кто любит конфеты – поднимите обе руки вверх. Здорово! А сейчас обнимите себя, погладьте и скажите себе шепотом “ты очень хороший ребенок!” Вы замечательные дети! (эмоционально, но тихо).

5 приём

Мне очень нужен твой совет; Помоги мне, пожалуйста; Что думаешь по этому поводу? ( ребенку, который отвлекся)

 

 

6 приём

Ребята, а вот интересно, если мы все надуем щеки, мы сможем взлететь? Попробуем? ( педагог вместе с детьми надувает щеки). Теперь мы точно знаем ответ. Поблагодарим свои щечки, погладим их тихонечко.

7 приём

Друзья, как вы думаете, если мы все одновременно зажмурим глаза и замолчим, произойдет ли чудо? Попробуем? ( в этот момент нужно вместе с детьми зажмуриться). Мне кажется, произошло! В нашей группе стало намного уютней! Хоть и маленькое, но чудо! Поблагодарим наши глазки, погладим их тихонечко.

8 приём

Дети, я слышала, что, если потереть свои ушки аккуратно, можно почувствовать прилив сил и бодрости. Мне кажется нам не помешает. Попробуем?( вместе с детьми трем уши). Ну как ребята? (шепотом). Поблагодарим наши ушки, погладим их тихонечко.

9 приём

Друзья, а вы знаете, что если загадать желание и выдуть его себе в ладошки, то оно обязательно исполнится? Я очень хочу загадать свое желание, а вы? ( шепотом). Тогда придумываем желание, готовим ладошки, выдуваем аккуратно свое желание и зажимаем кулачки на одну секундочку. (все действия выполняются вместе с детьми). Хотите узнать, что я загадала? Я загадала, чтобы наше занятие получилось очень интересным, и дети были довольны. Как думаете, исполнится? Поможете сделать его таким?

10 приём

А сейчас быстрые задачки для умных ребят! Сколько будет один плюс один? Сколько цветов в светофоре? Когда бывает Новый год? Кто самые замечательные дети на свете? Кто сильно-сильно любит своих ребят? Кто сможет не шевелиться целую минуту и молчать при этом? ( шепотом).

Не нужно переживать, если не все дети сразу примут участие в таком взаимодействии. Используйте следующий приём, потом ещё, до тех пор, пока все ребята не будут включены.

Какие бы приемы я не использовала в своей работе, самым важным остается то, насколько я чувствую психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка, насколько вовремя могу применить тот или иной способ активизации внимания, а нестандартные ходы, творчество и выдумка – наши верные в этом помощники.

Дополняйте копилку таких приёмов своими фантазиями и опытом, и всё будет прекрасно!


Библиографический список
  1. Илюхина Ю.В. Секреты интересного занятия Краснодар : Экоинвест, 2018 95 с.
  2. Выготский Л. C. Педагогическая психология.— М.: Педагогика, 1991г. – 480 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Томаровская Ирина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация