ЭРГОДИЗАЙН РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗРАБОТКИ САПР

Глущенко Валерий Владимирович
Московский политехнический университет
доктор технических наук, доцент

Аннотация
Предметом статьи выступает общая теория разработки САПР (ОТР САПР), рассматриваемая как инструмент увеличения экономической эффективности научного обеспечения процессов разработки и эксплуатации САПР в различных областях; объектом статьи являются САПР; целью работы является повышение социально-экономической эффективности научного обеспечения процессов разработки и эксплуатации САПР; для достижения этой цели решаются такие задачи: описания методологических положений общей теории САПР, исследования формируемых этой общей теорией САПР факторов роста экономической эффективности научного обеспечения в данной области, описание методики применения эргодизайна и дизайн-мышления при инновациях в САПР; описание новых учебных дисциплин направленных на повышение эффективности эргодизайна в САПР; методами статьи выступают методология науки, моделирование, анализ; научная новизна статьи связана с формированием общей теории САПР и методики оценки эффективности научного обеспечения САПР

Ключевые слова: , , , , , , , , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Глущенко В.В. Эргодизайн развития научного обеспечения разработки САПР // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/11/99186 (дата обращения: 18.04.2024).

Введение. Актуальность статьи связана с необходимостью разработки отечественных САПР в условиях развития нового технологического уклада.

Для разработки интегрированных САПР нового поколения нужно сформировать эффективное научное обеспечение процессов разработки и эксплуатации САПР. При этом САПР в 2022 году могут рассматриваться как одно из ключевых направлений развития нового технологического уклада и такого технологического направления этого техуклада как СМАРТ-технологии в котором практически применяются новейшие научные достижения.

Поэтому актуальность данной работы определяется необходимостью увеличения экономической эффективности научного обеспечения САПР в условиях становления нового технологического уклада.

Постановка проблемы: ускорение научно-технического прогресса, повышение значимости научного обеспечения разработки и эксплуатации САПР должны сопровождаться повышением экономической эффективности научного обеспечения развития и функционирования САПР.

Анализ исследований по теме показывает следующее. Методология разработки САПР является одной из ключевых тем научных исследований [1, с. 2]. Большинство методик описывают узконаправленные САПР [2, с. 55-60]. Ученные изучают функциональное взаимодействие подсистем САПР [3, с. 98-101].  В вузах развивают исследовательско-учебные САПР интеллектуального типа [4, с. 214-216]. Одним из наиболее перспективных направлений могут быть признаны САПР, решающие фундаментальные проблемы отрасли [5, с. 1076-1081]. Разрабатываются классификации задач САПР [6, с. 121-122]. Ученные развивают методы проектирования САПР [7, с. 85-88]. Практики считают важным развивать принципы проектирования САПР [8, с. 48-49]. При этом практика показывает, что в методологии развития САПР возможно возникновение ошибочных подходов [9, с. 15-18].

На дальнейшее развитие сферы САПР может оказывать воздействие развитие нового технологического уклада и развитие общей теории науки, технологических платформ [10, с. 488-504; 11, с.2; 12]. Отмечают полезность эргодизайна в условиях усложнения производственной среды [13, с. 333-337].

Все большее распространение получает проектный подход в деятельности организаций реальной экономики [14, с. 15-33].

Дизайн-мышление рассматривают как перспективный метод инноваций [15, с. 245-254 ].

Анализ публикаций по теме статьи позволяет подтвердить актуальность темы настоящей статьи.

Метод. Комплексный подход при одновременном диагностировании не решенных ранее частей общей проблемы выступают основой увеличения экономической эффективности науки в новом технологическом укладе. Анализ публикаций показывает, что существует большое число публикаций по теме САПР в 2022 году. При этом часто публикации не имеют своего дальнейшего теоретического развития (об этом свидетельствует единичный характер публикаций одного автора или коллектива авторов). Вместе с этим отсутствует информация о внедрении и практической эффективности публикаций. Это дает основания сделать вывод о том, что в 2022 году пока еще отсутствует единая методологическая база систематизации и повышения экономической эффективности практического применения научных знаний в ходе развития САПР. В период развития нового технологического уклада требуются новые теории и концепции для роста экономической эффективности САПР.

При этом нужно учитывать, что именно в процессах разработки и эксплуатации САПР происходит внедрение научных результатов. Это и создает потребность в дальнейшем формировании и развития общей теории САПР (как научной платформы процессов проектирования и эксплуатации САПР). Нужно учитывать, что из философии и методологии науки известно, что только общая теория САПР может быть наиболее развитой и практически эффективной формой научного знания о САПР.

В связи с этим нужно сформулировать ключевые методологические положения общей теории САПР.  В рамках такого подхода необходимо сделать следующее:

1)       описать методологическую, инструментальную, познавательную, законотворческую, прогностическую, оптимизационную, предупредительную функции, функцию социализации знаний, психологическую, системообразующую функцию и функцию снижения рисков;

2)       сформулировать роли общей теории САПР;

3)       описать законы общей теории САПР;

4)       методологически определить понятие парадигмы развития САПР.

Целью данной работы является повышение социально-экономической эффективности научного обеспечения САПР в условиях перехода к новому технологическому укладу на основе построения научной платформы САПР с использованием общей теории САПР.

В области гносеологии (познания) общая теория (наука) о САПР может выступать как комплекс методов и способов  классификация фактов в сфере проектирования и функционирования САПР, их изучения, анализа, прогнозирования, диагностики, методология управления способами решения задач исследования САПР, проектирования, анализа и диагностики САПР на всех этапах их жизненного цикла.

Практическое значение научной теории САПР состоит в росте эффективности научных исследований и практического применения знаний в процессе управления развитием САПР нового поколения, снижении рисков, характерных для процессов проектирования и функционирования САПР. Научной теорией проектирования и функционирования САПР станем именовать: научный метод, как комплекс приемов и принципов, с использованием которых обеспечивается объективное исследование явлений, описывающих специфику конкретной САПР, анализ, диагностику, проектирование систем, состояний и  ситуации в рамках изучаемой САПР.

Методологическая функция общей теории САПР заключается в  формировании теоретической базы этой науки, включая следующее:  развитии понятийной основы; синтез методологии научного исследования процессов проектирования и функционирования САПР; изучении фактов, явлений, наблюдаемых в процессе проектирования и эксплуатации САПР и их составляющих; формулировании категорий и законов синтезируемой данной научной дисциплины.

Познавательная функция полной теории проектирования и эксплуатации САПР объединяет такие процессы: извлечения, описания, классификации знаний в этой области; методы анализа знаний в сфере САПР; проведения оценки отдельных процессов и явлений в постиндустриальных условиях развития нового технологического уклада.

В разработке эффективных концепций, способов, приемов, инструментов управления процессом реализации жизненного цикла САПР заключается регулятивная (инструментальная) функция полной теории САПР, которая в связи с этим имеет практическую направленность.

Законотворческая функция полной (общей) теории САПР состоит в разработке законодательства, обеспечивающего: благоприятные условия научного развития и практического применения САПР; обеспечении  мотивации участников процесса развития сферы САПР.

Оптимизационная функция общей (полной) теории САПР заключается в следующем: формировании показателей и критериев оценки социально-экономической эффективности САПР; синтезе методов анализа, сравнения и выбора на основании определенного критерия наиболее эффективных вариантов САПР; формирования систем показателей для оценки эффективности функционирования составляющих частей САПР и другом.

Прогностическая функция общей теории САПР состоит в формировании вероятностных оценок характеристик перспективных состояний САПР и/или ее составляющих частей; прогнозном анализе перспектив развития сферы и отдельных направлений САПР.

Предупредительная функция общей теории САПР заключается в исследовании причин возможных отклонений в процессе развития сферы САПР или ее отдельных направлений; разработке и реализации плана мероприятий, нацеленных на обеспечение минимизации рисков и ущербов в процессе  развития сферы САПР как части нового технологического уклада.

Психологическая функция общей теории САПР состоит в формировании ощущения и восприятия необходимости развития сферы САПР как важного социально-экономического и технико-технологического аспекта роста эффективности экономики, увеличения безопасности и комфортности жизни общества в процессе развития нового технологического уклада.

Функция социализации знаний в общей теории САПР заключается в структурировании, классификации, хранении и передаче в социальную среду общества и профессиональную среду информации о значении и методах развития САПР их роли в экономике и обществе.

Системообразующая (агрегативная) функция общей теории САПР состоит в комплексном использовании знаний в сфере САПР с учетом особенностей их накопления, структуризации, классификации и эффективного практического использования в процессах управления развитием сферы САПР как одного из направлений формирования нового технологического уклада.

Ролями общей теории САПР (САПРологии) можно признать: рост экономической эффективности процессов проектирования и эксплуатации САПР; снижение рисков развития сферы САПР в процессе становления нового технологического уклада; уменьшение объема возможных ущербов в развитии сферы САПР; рост эффективности инвестиций в развитие сферы САПР и другое.

Под законами развития сферы САПР условимся понимать устойчивые причинно-следственные связи между процессами и показателями функционирования сферы САПР как части нового технологического уклада.

Законы развития и функционирования сферы САПР можно сформулировать следующим образом:

1. развитие сферы САПР как области человеческой деятельности связано с процессами: разделения и специализации труда; развития науки; практического внедрения информационных технологий;

2. формирование сферы САПР является результатом активного внедрения информационных технологий в процессы проектирования новых видов продукции;

3. развитие сферы САПР автоматизировать труд конструкторов и проектировщиков на основе формализации стандартных проектных и конструкторских процедур, присущих процессам создания определенных видов продукции;

4.  любая САПР представляет собой большую и сложную гуманистическую систему, которая состоит из ряда частей (подсистем): информационных технологий; технических средств и вычислительной техники и другого;

5. по специфике деятельности и уровню абстрактности деятельности сфера САПР в рамках одного технологического уклада представляют собой «технологическую пирамиду САПР», включающую пять иерархических технологических уровней: 1) синтез новых технологических принципов в САПР; 2) разработку технологий САПР; 3) производство технических средств САПР; 4) создание конкретных образцов САПР определенных видов (отраслей); 5) эксплуатация и техническое обслуживание САПР;

6. уровень экономической эффективности САПР связан с отраслевой принадлежностью САПР и возможностями многократного использования (мультипликации) отраслевых технологий САПР в процессах создания новых образцов техники;

7. в САПР системное объединение информационных технологий с накопленными в отрасли (на предприятии) научными знаниями позволяет автоматизировать процесс проектирования новой продукции и формирует синергетический эффект повышения эффективности и скорости выполнения проектно-конструкторских работ

8. жизненный цикл САПР включает этапы зарождения, роста, зрелости, старения, модернизации в рамках последующих технологических укладов.

Функции общей теории САПР могут рассматриваться как основные направления развития научных основ этой теории, имеющие большое познавательное (гносеологическое) и практическое значение.

Ключевыми научными задачами развития общей теории САПР можно считать: развитие методов научных исследований в области САПР; развитием теории программирования в САПР; синтез методов интеграции в САПР;  системный анализ и синтез в сфере САПР и другое.

Основными практическими  задачами общей теории САПР будем признавать такие задачи:

- целеполагания процессов развития сферы и отраслевых направлений САПР;

-технологический маркетинг с области САПР, как синтез и выбор оптимальных технических инструментов развития САПР;

- управленческий маркетинг (поиск инструментов управления) развитием сферы и отраслевых составляющих САПР;

- менеджмент процессов формирования новых направлений и технологий в САПР с учетом необходимости обеспечения баланса в треугольнике «люди-цели-ресурсы» в ходе развития сферы САПР;

- прогнозирования и планирование (стратегическое и текущее) развития сферы и отраслевых направлений САПР и составляющих САПР элементов;

- анализа облика и/или  процессов становления САПР в отраслях экономики и национальной экономике в целом;

- диагностика процессов развития сферы САПР, оценка уровня развития САПР в целом и/или развития отдельных видов технологий САПР и/или частей САПР;

- формирование системы мотивации участников процесса развития сферы САПР, ее отраслевых направлений;

- контроля состояния и процессов развития сферы САПР и другое.

Методами полной теории САПР могут считаться: объединение (агрегирование) элементов;  разделение на части (декомпозиция); системные синтез и анализ; прогнозный анализ в САП; формирование типовых представлений САПР; моделирование в САПР; эвристическое прогнозирование развития САПР; социология САПР; теория правого обеспечения деятельности в САПР; теория организации в САПР; финансовые менеджмент САПР; институциональная экономика САПР; организационное поведение в САПР; организационная культура и культурология в САПР; психология САПР; эргодизайн САПР и другие

Исследования показывают, что развитие нового технологического уклада дополнительно усилит воздействие инноваций, технологий, науки и образования на экономику и общество [10, с. 488-504]. В научной платформе САПР могут быть выделены блоки по таким признакам: на основе функций теории САПР; по отраслям экономики; ключевым технологиям нового технологического уклада и другим. Внедрение новых технологий в САПР и экономику в свою очередь приведет к увеличению экономической эффективности науки и инноваций позволит обеспечить научно-технический прогресс в САПР. В процессе развития науки о САПР (как научной платформы) в условиях нового технологического уклада нужно учитывать, что функции теории САПР могут рассматриваться как направления ее развития [11, с.50- 66].

Использование функций науки о САПР в качестве направлений исследований и/или системообразующего фактора при формировании научной платформы САПР позволит лучше координировать научные исследования, уменьшить число «былых пятен» в научном обеспечении САПР, снизить вероятность дублирующих и неудачных исследований.

Развитие теории САПР как единой методологической базы проектирования, создания и функционирования САПР создает методологическую основу для развития научной платформы САПР. В этом процессе рекомендуется учитывать опыт создания в ЕС технологических платформ как инструмента информационных контактов [12].

Под научной платформой в развития САПР условимся понимать системное объединение научных знаний из различных отраслей науки, которые нужны для решения задач проектирования и анализа САПР и проектов их создания на всех этапах жизненного цикла САПР.

Архитектурой научной платформы САПР станем называть системное объединение таких факторов: стиль, искусство, эмоциональное восприятие процессов проектирования, создания, технической поддержки, организации и оформления процессов взаимодействия пользователей и системы накопленных в области САПР знаний.

Главными задачами эргодизайна САПР и архитектуры научной платформы САПР можно признать формирование единого стиля получения, систематизации, оценки и практического использования знаний в интересах повышения эффективности процессов научных исследований и практического использования научных знаний на всех этапах жизненного цикла САПР.

При этом нужно учитывать, что научному обеспечению САПР присуща архитектура иерархического вида, которую принято именовать «технологической пирамидой САПР»: 1-й уровень этой пирамиды обеспечивает синтез новых технологических принципов развития и функционирования САПР; 2-й уровень научного обеспечения САПР связан с разработкой технологий САПР; 3-й уровень научного обеспечения САПР обслуживает опытно-конструкторские бюро (ОКБ) проектирующие САПР и изготовители технических средств САПР; к 4-му уровню относятся организации которые используют САПР в своей деятельности; на 5-м уровне иерархии находятся фирмы, которые обеспечивают техническое обслуживание САПР и обучение персонала использованию САПР.

Обсуждение. В процессе развития САПР и платформ научного обеспечения создания САПР возможны диспропорции, что приведет к снижению эффективности научного обеспечения САПР. В качестве инструмента снижения вероятности появления диспропорций в научном обеспечении САПР может рассматриваться метод эргономического дизайна.

Эргономическим дизайном научной платформы САПР условимся называть способ и специфику организации структуры, характера взаимодействия различных элементов САПР, научных подходов, научных предметов в процессе решения конкретных практических задач разработки, создания, использования, реструктуризации различных видов САПР.

Факторами обеспечения эффективности научной платформы САПР можно считать следующее:

- методы получения, хранения и классификации  научных знаний о САПР на основе функционального принципа, архитектуры определяемой этапами жизненного цикла САПР и/или уровней иерархи «технологической пирамиды» создает условия для прогнозирования процессов формирования научного обеспечения САПР, своевременно выявлять пробелы в научном обеспечении САПР, что положительно скажется на экономической эффективности научных исследований на всех этапах жизненного цикла САПР;

- практическое применение знаний, организованных в форме научной платформы САПР может быть более эффективным по причине того, что такой подход обеспечивает увеличение степени комплексности использования всех имеющихся научных знаний;

- рост экономической эффективности практического применения знаний о САПР в рамках такой научной платформы может быть связан и с гармонизацией процессов получение, классификации, хранения знаний на основе методологии эргодизайна научной платформы САПР;

- создание научной платформы САПР может позволить поднять степень освоения знаний и приобретения практических навыков (компетенций) обучающимися студентами в ходе их обучения в университетах, что в свою очередь приведет к росту экономической эффективность САПР в реальной экономике.

Поясним действие механизма обеспечения эффективности научного обеспечения САПР на основе гармонизации и практического комплексного использования знаний на примере инновационного проекта создания САПР. Анализ факторов эффективности инновационного проекта подтверждает, что на экономическую эффективность инновационного проекта может воздействовать научное обеспечение САПР, которое обеспечивает в процессе реализации такого проекта решение ряда задач, связанных с внешними и внутренними факторами такого инновационного проекта. Перечень факторов, определяющих эффективность проекта представлен в работе [11, с.112 -115]. Для создания конкурентоспособного на глобальном рынке образца САПР необходимо на научной основе решить такие внешние проблемы научно-инновационного проекта создания САПР: поиск приемлемых по показателям стоимость, риски источников финансирования проекта; создание пула венчурных инвесторов и бизнес-ангелов; формирование пула андеррайтеров проекта (это входит в сферу специальности финансы и кредит); анализ специфики и емкости целевого для данного вида САПР сегмента рынка; формирование облика потребителя; определение требований потребителя к продукту (это связано со специальностью маркетинг); определение передовых зарубежных технологий для их использования в проекте (входит в область научно-технического сотрудничеств); сформировать прогноз и определить вероятность появления заменителей (аналогов) данного продукта проекта (относится к теории технологических укладов и теории глобальной конкуренции); сформировать поддержку (менторства) данного проекта САПР обществом и органами государственной власти (входит в сферы PR и государственно-частного партнерства); создание группы организаций- исполнителей проекта (сфера менеджмента организаций); разработать и реализовать маркетинговую политику по продвижению этой САПР к потребителям (относится к маркетингу); сделать проект технического обслуживания клиентов; определить схему технического обслуживания САПР в процессе ее эксплуатации (сервис в САПР); сформировать бренд и фирменный стиль данного проекта САПР и т.п. Эти внешние научные и практические проблемы проекта создания САПР должны решаться в системном единстве с внутренними проблемами данного инновационного проекта. Как уже отмечалось, список типовых научных внешних и внутренних проблем типового инновационного проекта описан в работе [11, с.114 -115]. С учетом специфики проекта САПР этот перечень должен быть адаптирован к условиям, целям и задачам проекта создания конкретной САПР. При этом нужно учитывать, что эти внешние и/или внутренние по отношению к проекту разработки САПР научные и практические управленческие решения могут быть взаимосвязанными.

Кроме того, нужно учитывать, что проектные решения, которые  принимаются на стыках различных предметных областей, основываются не только на явных знания, но включают и неявные знания о САПР. К неявным знаниям, как известно, относят знания, которые не могут быть переданы вербальными средствами. Источниками таких неявных знаний являются: процесс системного объединения (агрегирования) элементов в единую систему -САПР; междисциплинарный характер явлений и другое. Неявные знания имеют форму подсознательной информации, передаваемой невербальными инструментами. Такие неявные знания в сфере САПР на стыках различных научных направлений и свойств САПР могут выступать как основа для возникновения синергетического эффекта от проекта создания САПР. Такая синергия формируется на основе системного объединения (агрегирования) элементов и комплектующих САПР в единую систему.

Развитие общей теории и научной платформы САПР может быть еще более экономически эффективным, если оно будет совмещаться с более активным применением в научной и/или инновационной деятельности продуктового, проектного подходов. В рамках проектного подхода может выполняться: организация проектных групп (команд); формирование матричных организационных структур в проектных организациях; развиваться продуктивная организационная культура фирм, осуществляющих опытно-конструкторскими и другие виды работ в сфере САПР на всех этапах жизненного цикла САПР. Проектная модель деятельности организации представлена в работе [14, с. 15- 33 ].

Повышению эффективности общей теории САПР как метода увеличения экономического эффекта от практического использования научных результатов может способствовать активное использования  моделирования технологических процессов извлечения и практического использования научных знаний в области САПР.

Положительные эффекты при использовании научных знаний при реализации инновационных проектов и для повышения качества высшего образования в сфере САПР могут возникать при: системном объединении знаний, принадлежащих к различным направлениям инноватики, технологий, экономики, управления, в интересах создания инновационных САПР; снижения рисков отсутствия необходимых научных знаний по элементам и всей САПР; кастомизации применительно к проблемам развития САПР  научных исследований; роста вероятности своевременного нахождения актуальных научных знаний; формирования приоритетных направлений научных исследований в САПР; увеличения степени клиентоориентированности в научной и образовательной работе университетов в области САПР и другое.

Дальнейшему повышению эффективности сферы научного обеспечения САПР может способствовать формирование новых инновационных научных и образовательных направлений в сфере САПР. Одна из таких инновационных научно-образовательных дисциплин в области САПР может условно называться «Методы исследований САПР». В состав этой научно-образовательной дисциплины могут быть включены такие дидактические единицы: обоснование необходимости дальнейшего  развития методологии научных исследований в САПР; изучение смысла понятия научного обеспечения САПР; исследование технологических платформ САПР; особенности исследований уровней технологической пирамиды САПР; классификация методов исследований САПР; фундаментальные и прикладные исследования САПР; развитие и описание содержания наиболее часто применяемых методов исследований в САПР; характеристика предшествующих, в реальном масштабе времени и последующие исследования в САПР: применение методологии дизайн-мышления при проектировании и исследованиях САПР; содержание и особенности; методы анализа эффективности методов исследований в САПР  и  другое.

Дизайн-мышление, которое включает такие этапы инновационного процесса как эмпатия, фокусировка, идеация, интеграция, прототипирование, тестирование выступает как актуальный метод инноваций [15, с. 245-254].

Анализ направленности действий и содержания дизайн-мышления дает основания признать этот инновационный метод реализации одной из новых и перспективных форм эргодизайна? Можно говорить, что в рамках дизайн- мышления производится эргодизайн: потребностей клиентов, возможностей технологий, интересов организующего бизнес-процесс предпринимательства? При этом возможно рассмотрение дизайн-мышления как перспективного метода исследований (в рамках гносеологии) и не менее перспективного метода осуществления инновационной проектной деятельности. Полезным для развития эргодизайна САПР и научного обеспечения САПР может оказаться разработка научно-образовательных дисциплин в этой сфере. Развитию практики эргодизайна в САПР и научном обеспечении САПР может способствовать введение в учебные программы факультетов информационных технологий следующих дисциплин «Методы исследований САПР», «Методы интеграции САПР», «Моделирование при интеграции САПР». При определенном составе дидактических единиц в этих учебных программах возможно развитие системного мышления и дизайн-мышления у обучающихся студентов. Нужно учитывать, что проблема развития системного и дизайн мышления у студентов в начале 21 века крайне актуальна еще и по причине того, что новое поколение студентов характеризуется клиповым и атеральным мышлением. При этом именно латеральное (боковое) мышление может создавать предпосылки для развития дизайн-мышления и эргомышления нового поколения акторов постиндустриальной реальной экономики [16, с. 489-501].

В интересах развития у студентов, изучающих область САПР системного и эргомышления может быть предложено такое содержание дидактических единиц в учебных программах следующих учебных курсов по этим специальностям. Учебная программа дисциплины «Методы исследований САПР» может включать такие дидактические единицы: необходимость развития методолог научных исследований в САПР; понятие научного обеспечения САПР; технологические платформы САПР; особенности исследований уровней технологической пирамиды САПР; классификация методов исследований САПР; фундаментальные и прикладные исследования САПР; описание содержания наиболее часто применяемых методов исследований в САПР; предшествующие, в реальном масштабе времени и последующие исследования в САПР: применение методологии дизайн-мышления при проектировании и исследованиях САПР; содержание и особенности; методы анализа эффективности методов исследований в САПР  и  другое.

Учебная программа дисциплины «Методы интеграции САПР» может состоять из следующих дидактических единиц: САПР технологии как этап научно-технического прогресса; понятие и содержание САПР-технологий; классификация САПР-технологий и их особенности; инструменты интеграции САПР-технологий; САПР как сложная система; технологическая пирамида  в САПР;  декомпозиция и агрегирование при проектировании и исследованиях в САПР; описание проблемы интеграции в САПР; анализ подходов к решению проблемы интеграции в САПР; классификация и описание инструментов интеграции в САПР; Методы синтеза и анализа интеграции в САПР; применение методологии дизайн-мышления при решении задач интеграции САПР; оценка эффективности интеграции в САПР и другое.

Программа учебной дисциплины «Моделирование при интеграции САПР» может состоять из таких дидактических единиц: моделирование как инструмент проектирования и анализа САПР; понятие эффективности интеграции САПР; классификация видов моделирования; описание видов моделей и особенностей моделирования при интеграции САПР; анализ применимости вида моделирования при интеграции в САПР; анализ адекватности и верификация модели САПР; применение методологии дизайн-мышления при решении задач моделирования интеграции САПР; анализ эффективности моделирования при интеграции САПР и  другое.

В целом можно сказать, что применение методов общей теории САПР, эргодизайна и такого его нового направления как дизайн-мышление при развитии научных платформ в САПР может оказаться весьма перспективным направление повышения экономической эффективности научных исследований в этой области науки и практики.

Заключение. В работе развиваются методические положения общей теории САПР, основы использования эргодизайна для формирования научной платформы САПР в интересах повышения экономической эффективности процессов получения и использования научных знаний при проектировании использовании САПР, описаны структурные элементы научной платформы САПР. При этом описана роль эргодизайна и дизайн-мышления в повышении эффективности научного обеспечения САПР. В статье предложены учебные дисциплины, способные увеличить качества высшего образования в сфере САПР на основе использования знаний из научной платформы, стимулирования развития системного и эргономического мышления студентов.


Библиографический список
  1. Петров А.В., Черненький В.М. Разработка САПР. проблемы и принципы создания САПР//Москва, изд-во «Высшая школа», 1990. – 143 с.
  2. Трошин А.А., Захаров О.В. Разработка САПР дискового инструмента для обработки винтовой поверхности//Современные материалы, техника и технологии. 2020. № 1 (28). С. 55-60.
  3. Жулябин Д.Ю. О разработке функционального взаимодействия в подсистеме САПР беспроводных систем связи//В сборнике: Перспективы развития технологий обработки и оборудования в машиностроении. Сборник научных статей 3-й Всероссийской научно-технической конференции с международным участием. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С. 98-101.
  4. Королев Е.Н. Разработка компонент интеллектуальных учебно-исследовательских САПР//В сборнике: Интеллектуальные информационные системы. Труды Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2018. С. 214-216.
  5. Долин Г.А., Дорджиев Ж.С.Разработка сквозной интеллектуальной САПР радиотехнических устройств и систем//Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения. 2018. Т. 18. № 4. С. 1076-1081.
  6. Курейчик В.М., Сафроненкова И.Б. Разработка онтологии задач САПР методом иерархической кластеризации//В сборнике: Молодежь и современные информационные технологии. сборник трудов XIV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Институт кибернетики. 2016. С. 121-122.
  7. Жанабеков К.М., Султанова Б.К. Процесс разработки и методы проектирования САПР//Молодой ученый. 2019. № 44 (282). С. 85-88.
  8. Гаврилов В.В., Синицкая Ю.А. Принципы разработки автоматизированного информационно-справочного модуля САПР для судостроительной  промышленности//Труды Крыловского государственного научного центра. 2021. № S1. С. 48-49.
  9. Кузнецов С.А. Об одном некорректном подходе к разработке баз данных стандартных элементов для машиностроительных САПР//Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2005. № 1. С. 15-18.
  10. Глущенко В. В. Научная теория технологических укладов и исследование направлений ее практического применения // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №4. С. 488-504. https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/59.
  11. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Наукология: задача модернизации науки и инновационной деятельности, – М.: Глущенко Ирина Ивановна, 2015; 116 с.
  12. Густап Н.Н. Европейские технологические платформы: понятие, история создания, характеристика. – Томск: Известия Томского политехнического университета, Выпуск № 6, том 321, 2012.
  13. Кантарюк Е.А., Кантарюк М.В., Кантарюк Г.В.
    Эргодизайн в производственной среде//В сборнике: Технология. Дизайн. Образование. Сборник материалов всероссийской (очно-заочной) научно-практической конференции с международным участием. Магнитогорск, 2022. С. 333-337.
  14. Глущенко В.В. Проектная модель деятельности организаций// The scientific heritage, 2020, vol. 3, № 53 (2020), р. 15- 33.
  15. Гейдерих П.В. Дизайн-мышление как перспективный способ генерации и развития инноваций//Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018. № 3. С. 245-254.
  16. Рудакова И.В., Новикова Н.Г. Клиповое и латеральное мышление  как феномен современности: типы мышления студентов БГИТУ//В сборнике: Студент года 2020. сборник статей Международного учебно-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2020. С. 489-501.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Глущенко Валерий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация