Введение. Актуальность статьи связана с необходимостью разработки отечественных САПР в условиях развития нового технологического уклада.
Для разработки интегрированных САПР нового поколения нужно сформировать эффективное научное обеспечение процессов разработки и эксплуатации САПР. При этом САПР в 2022 году могут рассматриваться как одно из ключевых направлений развития нового технологического уклада и такого технологического направления этого техуклада как СМАРТ-технологии в котором практически применяются новейшие научные достижения.
Поэтому актуальность данной работы определяется необходимостью увеличения экономической эффективности научного обеспечения САПР в условиях становления нового технологического уклада.
Постановка проблемы: ускорение научно-технического прогресса, повышение значимости научного обеспечения разработки и эксплуатации САПР должны сопровождаться повышением экономической эффективности научного обеспечения развития и функционирования САПР.
Анализ исследований по теме показывает следующее. Методология разработки САПР является одной из ключевых тем научных исследований [1, с. 2]. Большинство методик описывают узконаправленные САПР [2, с. 55-60]. Ученные изучают функциональное взаимодействие подсистем САПР [3, с. 98-101]. В вузах развивают исследовательско-учебные САПР интеллектуального типа [4, с. 214-216]. Одним из наиболее перспективных направлений могут быть признаны САПР, решающие фундаментальные проблемы отрасли [5, с. 1076-1081]. Разрабатываются классификации задач САПР [6, с. 121-122]. Ученные развивают методы проектирования САПР [7, с. 85-88]. Практики считают важным развивать принципы проектирования САПР [8, с. 48-49]. При этом практика показывает, что в методологии развития САПР возможно возникновение ошибочных подходов [9, с. 15-18].
На дальнейшее развитие сферы САПР может оказывать воздействие развитие нового технологического уклада и развитие общей теории науки, технологических платформ [10, с. 488-504; 11, с.2; 12]. Отмечают полезность эргодизайна в условиях усложнения производственной среды [13, с. 333-337].
Все большее распространение получает проектный подход в деятельности организаций реальной экономики [14, с. 15-33].
Дизайн-мышление рассматривают как перспективный метод инноваций [15, с. 245-254 ].
Анализ публикаций по теме статьи позволяет подтвердить актуальность темы настоящей статьи.
Метод. Комплексный подход при одновременном диагностировании не решенных ранее частей общей проблемы выступают основой увеличения экономической эффективности науки в новом технологическом укладе. Анализ публикаций показывает, что существует большое число публикаций по теме САПР в 2022 году. При этом часто публикации не имеют своего дальнейшего теоретического развития (об этом свидетельствует единичный характер публикаций одного автора или коллектива авторов). Вместе с этим отсутствует информация о внедрении и практической эффективности публикаций. Это дает основания сделать вывод о том, что в 2022 году пока еще отсутствует единая методологическая база систематизации и повышения экономической эффективности практического применения научных знаний в ходе развития САПР. В период развития нового технологического уклада требуются новые теории и концепции для роста экономической эффективности САПР.
При этом нужно учитывать, что именно в процессах разработки и эксплуатации САПР происходит внедрение научных результатов. Это и создает потребность в дальнейшем формировании и развития общей теории САПР (как научной платформы процессов проектирования и эксплуатации САПР). Нужно учитывать, что из философии и методологии науки известно, что только общая теория САПР может быть наиболее развитой и практически эффективной формой научного знания о САПР.
В связи с этим нужно сформулировать ключевые методологические положения общей теории САПР. В рамках такого подхода необходимо сделать следующее:
1) описать методологическую, инструментальную, познавательную, законотворческую, прогностическую, оптимизационную, предупредительную функции, функцию социализации знаний, психологическую, системообразующую функцию и функцию снижения рисков;
2) сформулировать роли общей теории САПР;
3) описать законы общей теории САПР;
4) методологически определить понятие парадигмы развития САПР.
Целью данной работы является повышение социально-экономической эффективности научного обеспечения САПР в условиях перехода к новому технологическому укладу на основе построения научной платформы САПР с использованием общей теории САПР.
В области гносеологии (познания) общая теория (наука) о САПР может выступать как комплекс методов и способов классификация фактов в сфере проектирования и функционирования САПР, их изучения, анализа, прогнозирования, диагностики, методология управления способами решения задач исследования САПР, проектирования, анализа и диагностики САПР на всех этапах их жизненного цикла.
Практическое значение научной теории САПР состоит в росте эффективности научных исследований и практического применения знаний в процессе управления развитием САПР нового поколения, снижении рисков, характерных для процессов проектирования и функционирования САПР. Научной теорией проектирования и функционирования САПР станем именовать: научный метод, как комплекс приемов и принципов, с использованием которых обеспечивается объективное исследование явлений, описывающих специфику конкретной САПР, анализ, диагностику, проектирование систем, состояний и ситуации в рамках изучаемой САПР.
Методологическая функция общей теории САПР заключается в формировании теоретической базы этой науки, включая следующее: развитии понятийной основы; синтез методологии научного исследования процессов проектирования и функционирования САПР; изучении фактов, явлений, наблюдаемых в процессе проектирования и эксплуатации САПР и их составляющих; формулировании категорий и законов синтезируемой данной научной дисциплины.
Познавательная функция полной теории проектирования и эксплуатации САПР объединяет такие процессы: извлечения, описания, классификации знаний в этой области; методы анализа знаний в сфере САПР; проведения оценки отдельных процессов и явлений в постиндустриальных условиях развития нового технологического уклада.
В разработке эффективных концепций, способов, приемов, инструментов управления процессом реализации жизненного цикла САПР заключается регулятивная (инструментальная) функция полной теории САПР, которая в связи с этим имеет практическую направленность.
Законотворческая функция полной (общей) теории САПР состоит в разработке законодательства, обеспечивающего: благоприятные условия научного развития и практического применения САПР; обеспечении мотивации участников процесса развития сферы САПР.
Оптимизационная функция общей (полной) теории САПР заключается в следующем: формировании показателей и критериев оценки социально-экономической эффективности САПР; синтезе методов анализа, сравнения и выбора на основании определенного критерия наиболее эффективных вариантов САПР; формирования систем показателей для оценки эффективности функционирования составляющих частей САПР и другом.
Прогностическая функция общей теории САПР состоит в формировании вероятностных оценок характеристик перспективных состояний САПР и/или ее составляющих частей; прогнозном анализе перспектив развития сферы и отдельных направлений САПР.
Предупредительная функция общей теории САПР заключается в исследовании причин возможных отклонений в процессе развития сферы САПР или ее отдельных направлений; разработке и реализации плана мероприятий, нацеленных на обеспечение минимизации рисков и ущербов в процессе развития сферы САПР как части нового технологического уклада.
Психологическая функция общей теории САПР состоит в формировании ощущения и восприятия необходимости развития сферы САПР как важного социально-экономического и технико-технологического аспекта роста эффективности экономики, увеличения безопасности и комфортности жизни общества в процессе развития нового технологического уклада.
Функция социализации знаний в общей теории САПР заключается в структурировании, классификации, хранении и передаче в социальную среду общества и профессиональную среду информации о значении и методах развития САПР их роли в экономике и обществе.
Системообразующая (агрегативная) функция общей теории САПР состоит в комплексном использовании знаний в сфере САПР с учетом особенностей их накопления, структуризации, классификации и эффективного практического использования в процессах управления развитием сферы САПР как одного из направлений формирования нового технологического уклада.
Ролями общей теории САПР (САПРологии) можно признать: рост экономической эффективности процессов проектирования и эксплуатации САПР; снижение рисков развития сферы САПР в процессе становления нового технологического уклада; уменьшение объема возможных ущербов в развитии сферы САПР; рост эффективности инвестиций в развитие сферы САПР и другое.
Под законами развития сферы САПР условимся понимать устойчивые причинно-следственные связи между процессами и показателями функционирования сферы САПР как части нового технологического уклада.
Законы развития и функционирования сферы САПР можно сформулировать следующим образом:
1. развитие сферы САПР как области человеческой деятельности связано с процессами: разделения и специализации труда; развития науки; практического внедрения информационных технологий;
2. формирование сферы САПР является результатом активного внедрения информационных технологий в процессы проектирования новых видов продукции;
3. развитие сферы САПР автоматизировать труд конструкторов и проектировщиков на основе формализации стандартных проектных и конструкторских процедур, присущих процессам создания определенных видов продукции;
4. любая САПР представляет собой большую и сложную гуманистическую систему, которая состоит из ряда частей (подсистем): информационных технологий; технических средств и вычислительной техники и другого;
5. по специфике деятельности и уровню абстрактности деятельности сфера САПР в рамках одного технологического уклада представляют собой «технологическую пирамиду САПР», включающую пять иерархических технологических уровней: 1) синтез новых технологических принципов в САПР; 2) разработку технологий САПР; 3) производство технических средств САПР; 4) создание конкретных образцов САПР определенных видов (отраслей); 5) эксплуатация и техническое обслуживание САПР;
6. уровень экономической эффективности САПР связан с отраслевой принадлежностью САПР и возможностями многократного использования (мультипликации) отраслевых технологий САПР в процессах создания новых образцов техники;
7. в САПР системное объединение информационных технологий с накопленными в отрасли (на предприятии) научными знаниями позволяет автоматизировать процесс проектирования новой продукции и формирует синергетический эффект повышения эффективности и скорости выполнения проектно-конструкторских работ
8. жизненный цикл САПР включает этапы зарождения, роста, зрелости, старения, модернизации в рамках последующих технологических укладов.
Функции общей теории САПР могут рассматриваться как основные направления развития научных основ этой теории, имеющие большое познавательное (гносеологическое) и практическое значение.
Ключевыми научными задачами развития общей теории САПР можно считать: развитие методов научных исследований в области САПР; развитием теории программирования в САПР; синтез методов интеграции в САПР; системный анализ и синтез в сфере САПР и другое.
Основными практическими задачами общей теории САПР будем признавать такие задачи:
- целеполагания процессов развития сферы и отраслевых направлений САПР;
-технологический маркетинг с области САПР, как синтез и выбор оптимальных технических инструментов развития САПР;
- управленческий маркетинг (поиск инструментов управления) развитием сферы и отраслевых составляющих САПР;
- менеджмент процессов формирования новых направлений и технологий в САПР с учетом необходимости обеспечения баланса в треугольнике «люди-цели-ресурсы» в ходе развития сферы САПР;
- прогнозирования и планирование (стратегическое и текущее) развития сферы и отраслевых направлений САПР и составляющих САПР элементов;
- анализа облика и/или процессов становления САПР в отраслях экономики и национальной экономике в целом;
- диагностика процессов развития сферы САПР, оценка уровня развития САПР в целом и/или развития отдельных видов технологий САПР и/или частей САПР;
- формирование системы мотивации участников процесса развития сферы САПР, ее отраслевых направлений;
- контроля состояния и процессов развития сферы САПР и другое.
Методами полной теории САПР могут считаться: объединение (агрегирование) элементов; разделение на части (декомпозиция); системные синтез и анализ; прогнозный анализ в САП; формирование типовых представлений САПР; моделирование в САПР; эвристическое прогнозирование развития САПР; социология САПР; теория правого обеспечения деятельности в САПР; теория организации в САПР; финансовые менеджмент САПР; институциональная экономика САПР; организационное поведение в САПР; организационная культура и культурология в САПР; психология САПР; эргодизайн САПР и другие
Исследования показывают, что развитие нового технологического уклада дополнительно усилит воздействие инноваций, технологий, науки и образования на экономику и общество [10, с. 488-504]. В научной платформе САПР могут быть выделены блоки по таким признакам: на основе функций теории САПР; по отраслям экономики; ключевым технологиям нового технологического уклада и другим. Внедрение новых технологий в САПР и экономику в свою очередь приведет к увеличению экономической эффективности науки и инноваций позволит обеспечить научно-технический прогресс в САПР. В процессе развития науки о САПР (как научной платформы) в условиях нового технологического уклада нужно учитывать, что функции теории САПР могут рассматриваться как направления ее развития [11, с.50- 66].
Использование функций науки о САПР в качестве направлений исследований и/или системообразующего фактора при формировании научной платформы САПР позволит лучше координировать научные исследования, уменьшить число «былых пятен» в научном обеспечении САПР, снизить вероятность дублирующих и неудачных исследований.
Развитие теории САПР как единой методологической базы проектирования, создания и функционирования САПР создает методологическую основу для развития научной платформы САПР. В этом процессе рекомендуется учитывать опыт создания в ЕС технологических платформ как инструмента информационных контактов [12].
Под научной платформой в развития САПР условимся понимать системное объединение научных знаний из различных отраслей науки, которые нужны для решения задач проектирования и анализа САПР и проектов их создания на всех этапах жизненного цикла САПР.
Архитектурой научной платформы САПР станем называть системное объединение таких факторов: стиль, искусство, эмоциональное восприятие процессов проектирования, создания, технической поддержки, организации и оформления процессов взаимодействия пользователей и системы накопленных в области САПР знаний.
Главными задачами эргодизайна САПР и архитектуры научной платформы САПР можно признать формирование единого стиля получения, систематизации, оценки и практического использования знаний в интересах повышения эффективности процессов научных исследований и практического использования научных знаний на всех этапах жизненного цикла САПР.
При этом нужно учитывать, что научному обеспечению САПР присуща архитектура иерархического вида, которую принято именовать «технологической пирамидой САПР»: 1-й уровень этой пирамиды обеспечивает синтез новых технологических принципов развития и функционирования САПР; 2-й уровень научного обеспечения САПР связан с разработкой технологий САПР; 3-й уровень научного обеспечения САПР обслуживает опытно-конструкторские бюро (ОКБ) проектирующие САПР и изготовители технических средств САПР; к 4-му уровню относятся организации которые используют САПР в своей деятельности; на 5-м уровне иерархии находятся фирмы, которые обеспечивают техническое обслуживание САПР и обучение персонала использованию САПР.
Обсуждение. В процессе развития САПР и платформ научного обеспечения создания САПР возможны диспропорции, что приведет к снижению эффективности научного обеспечения САПР. В качестве инструмента снижения вероятности появления диспропорций в научном обеспечении САПР может рассматриваться метод эргономического дизайна.
Эргономическим дизайном научной платформы САПР условимся называть способ и специфику организации структуры, характера взаимодействия различных элементов САПР, научных подходов, научных предметов в процессе решения конкретных практических задач разработки, создания, использования, реструктуризации различных видов САПР.
Факторами обеспечения эффективности научной платформы САПР можно считать следующее:
- методы получения, хранения и классификации научных знаний о САПР на основе функционального принципа, архитектуры определяемой этапами жизненного цикла САПР и/или уровней иерархи «технологической пирамиды» создает условия для прогнозирования процессов формирования научного обеспечения САПР, своевременно выявлять пробелы в научном обеспечении САПР, что положительно скажется на экономической эффективности научных исследований на всех этапах жизненного цикла САПР;
- практическое применение знаний, организованных в форме научной платформы САПР может быть более эффективным по причине того, что такой подход обеспечивает увеличение степени комплексности использования всех имеющихся научных знаний;
- рост экономической эффективности практического применения знаний о САПР в рамках такой научной платформы может быть связан и с гармонизацией процессов получение, классификации, хранения знаний на основе методологии эргодизайна научной платформы САПР;
- создание научной платформы САПР может позволить поднять степень освоения знаний и приобретения практических навыков (компетенций) обучающимися студентами в ходе их обучения в университетах, что в свою очередь приведет к росту экономической эффективность САПР в реальной экономике.
Поясним действие механизма обеспечения эффективности научного обеспечения САПР на основе гармонизации и практического комплексного использования знаний на примере инновационного проекта создания САПР. Анализ факторов эффективности инновационного проекта подтверждает, что на экономическую эффективность инновационного проекта может воздействовать научное обеспечение САПР, которое обеспечивает в процессе реализации такого проекта решение ряда задач, связанных с внешними и внутренними факторами такого инновационного проекта. Перечень факторов, определяющих эффективность проекта представлен в работе [11, с.112 -115]. Для создания конкурентоспособного на глобальном рынке образца САПР необходимо на научной основе решить такие внешние проблемы научно-инновационного проекта создания САПР: поиск приемлемых по показателям стоимость, риски источников финансирования проекта; создание пула венчурных инвесторов и бизнес-ангелов; формирование пула андеррайтеров проекта (это входит в сферу специальности финансы и кредит); анализ специфики и емкости целевого для данного вида САПР сегмента рынка; формирование облика потребителя; определение требований потребителя к продукту (это связано со специальностью маркетинг); определение передовых зарубежных технологий для их использования в проекте (входит в область научно-технического сотрудничеств); сформировать прогноз и определить вероятность появления заменителей (аналогов) данного продукта проекта (относится к теории технологических укладов и теории глобальной конкуренции); сформировать поддержку (менторства) данного проекта САПР обществом и органами государственной власти (входит в сферы PR и государственно-частного партнерства); создание группы организаций- исполнителей проекта (сфера менеджмента организаций); разработать и реализовать маркетинговую политику по продвижению этой САПР к потребителям (относится к маркетингу); сделать проект технического обслуживания клиентов; определить схему технического обслуживания САПР в процессе ее эксплуатации (сервис в САПР); сформировать бренд и фирменный стиль данного проекта САПР и т.п. Эти внешние научные и практические проблемы проекта создания САПР должны решаться в системном единстве с внутренними проблемами данного инновационного проекта. Как уже отмечалось, список типовых научных внешних и внутренних проблем типового инновационного проекта описан в работе [11, с.114 -115]. С учетом специфики проекта САПР этот перечень должен быть адаптирован к условиям, целям и задачам проекта создания конкретной САПР. При этом нужно учитывать, что эти внешние и/или внутренние по отношению к проекту разработки САПР научные и практические управленческие решения могут быть взаимосвязанными.
Кроме того, нужно учитывать, что проектные решения, которые принимаются на стыках различных предметных областей, основываются не только на явных знания, но включают и неявные знания о САПР. К неявным знаниям, как известно, относят знания, которые не могут быть переданы вербальными средствами. Источниками таких неявных знаний являются: процесс системного объединения (агрегирования) элементов в единую систему -САПР; междисциплинарный характер явлений и другое. Неявные знания имеют форму подсознательной информации, передаваемой невербальными инструментами. Такие неявные знания в сфере САПР на стыках различных научных направлений и свойств САПР могут выступать как основа для возникновения синергетического эффекта от проекта создания САПР. Такая синергия формируется на основе системного объединения (агрегирования) элементов и комплектующих САПР в единую систему.
Развитие общей теории и научной платформы САПР может быть еще более экономически эффективным, если оно будет совмещаться с более активным применением в научной и/или инновационной деятельности продуктового, проектного подходов. В рамках проектного подхода может выполняться: организация проектных групп (команд); формирование матричных организационных структур в проектных организациях; развиваться продуктивная организационная культура фирм, осуществляющих опытно-конструкторскими и другие виды работ в сфере САПР на всех этапах жизненного цикла САПР. Проектная модель деятельности организации представлена в работе [14, с. 15- 33 ].
Повышению эффективности общей теории САПР как метода увеличения экономического эффекта от практического использования научных результатов может способствовать активное использования моделирования технологических процессов извлечения и практического использования научных знаний в области САПР.
Положительные эффекты при использовании научных знаний при реализации инновационных проектов и для повышения качества высшего образования в сфере САПР могут возникать при: системном объединении знаний, принадлежащих к различным направлениям инноватики, технологий, экономики, управления, в интересах создания инновационных САПР; снижения рисков отсутствия необходимых научных знаний по элементам и всей САПР; кастомизации применительно к проблемам развития САПР научных исследований; роста вероятности своевременного нахождения актуальных научных знаний; формирования приоритетных направлений научных исследований в САПР; увеличения степени клиентоориентированности в научной и образовательной работе университетов в области САПР и другое.
Дальнейшему повышению эффективности сферы научного обеспечения САПР может способствовать формирование новых инновационных научных и образовательных направлений в сфере САПР. Одна из таких инновационных научно-образовательных дисциплин в области САПР может условно называться «Методы исследований САПР». В состав этой научно-образовательной дисциплины могут быть включены такие дидактические единицы: обоснование необходимости дальнейшего развития методологии научных исследований в САПР; изучение смысла понятия научного обеспечения САПР; исследование технологических платформ САПР; особенности исследований уровней технологической пирамиды САПР; классификация методов исследований САПР; фундаментальные и прикладные исследования САПР; развитие и описание содержания наиболее часто применяемых методов исследований в САПР; характеристика предшествующих, в реальном масштабе времени и последующие исследования в САПР: применение методологии дизайн-мышления при проектировании и исследованиях САПР; содержание и особенности; методы анализа эффективности методов исследований в САПР и другое.
Дизайн-мышление, которое включает такие этапы инновационного процесса как эмпатия, фокусировка, идеация, интеграция, прототипирование, тестирование выступает как актуальный метод инноваций [15, с. 245-254].
Анализ направленности действий и содержания дизайн-мышления дает основания признать этот инновационный метод реализации одной из новых и перспективных форм эргодизайна? Можно говорить, что в рамках дизайн- мышления производится эргодизайн: потребностей клиентов, возможностей технологий, интересов организующего бизнес-процесс предпринимательства? При этом возможно рассмотрение дизайн-мышления как перспективного метода исследований (в рамках гносеологии) и не менее перспективного метода осуществления инновационной проектной деятельности. Полезным для развития эргодизайна САПР и научного обеспечения САПР может оказаться разработка научно-образовательных дисциплин в этой сфере. Развитию практики эргодизайна в САПР и научном обеспечении САПР может способствовать введение в учебные программы факультетов информационных технологий следующих дисциплин «Методы исследований САПР», «Методы интеграции САПР», «Моделирование при интеграции САПР». При определенном составе дидактических единиц в этих учебных программах возможно развитие системного мышления и дизайн-мышления у обучающихся студентов. Нужно учитывать, что проблема развития системного и дизайн мышления у студентов в начале 21 века крайне актуальна еще и по причине того, что новое поколение студентов характеризуется клиповым и атеральным мышлением. При этом именно латеральное (боковое) мышление может создавать предпосылки для развития дизайн-мышления и эргомышления нового поколения акторов постиндустриальной реальной экономики [16, с. 489-501].
В интересах развития у студентов, изучающих область САПР системного и эргомышления может быть предложено такое содержание дидактических единиц в учебных программах следующих учебных курсов по этим специальностям. Учебная программа дисциплины «Методы исследований САПР» может включать такие дидактические единицы: необходимость развития методолог научных исследований в САПР; понятие научного обеспечения САПР; технологические платформы САПР; особенности исследований уровней технологической пирамиды САПР; классификация методов исследований САПР; фундаментальные и прикладные исследования САПР; описание содержания наиболее часто применяемых методов исследований в САПР; предшествующие, в реальном масштабе времени и последующие исследования в САПР: применение методологии дизайн-мышления при проектировании и исследованиях САПР; содержание и особенности; методы анализа эффективности методов исследований в САПР и другое.
Учебная программа дисциплины «Методы интеграции САПР» может состоять из следующих дидактических единиц: САПР технологии как этап научно-технического прогресса; понятие и содержание САПР-технологий; классификация САПР-технологий и их особенности; инструменты интеграции САПР-технологий; САПР как сложная система; технологическая пирамида в САПР; декомпозиция и агрегирование при проектировании и исследованиях в САПР; описание проблемы интеграции в САПР; анализ подходов к решению проблемы интеграции в САПР; классификация и описание инструментов интеграции в САПР; Методы синтеза и анализа интеграции в САПР; применение методологии дизайн-мышления при решении задач интеграции САПР; оценка эффективности интеграции в САПР и другое.
Программа учебной дисциплины «Моделирование при интеграции САПР» может состоять из таких дидактических единиц: моделирование как инструмент проектирования и анализа САПР; понятие эффективности интеграции САПР; классификация видов моделирования; описание видов моделей и особенностей моделирования при интеграции САПР; анализ применимости вида моделирования при интеграции в САПР; анализ адекватности и верификация модели САПР; применение методологии дизайн-мышления при решении задач моделирования интеграции САПР; анализ эффективности моделирования при интеграции САПР и другое.
В целом можно сказать, что применение методов общей теории САПР, эргодизайна и такого его нового направления как дизайн-мышление при развитии научных платформ в САПР может оказаться весьма перспективным направление повышения экономической эффективности научных исследований в этой области науки и практики.
Заключение. В работе развиваются методические положения общей теории САПР, основы использования эргодизайна для формирования научной платформы САПР в интересах повышения экономической эффективности процессов получения и использования научных знаний при проектировании использовании САПР, описаны структурные элементы научной платформы САПР. При этом описана роль эргодизайна и дизайн-мышления в повышении эффективности научного обеспечения САПР. В статье предложены учебные дисциплины, способные увеличить качества высшего образования в сфере САПР на основе использования знаний из научной платформы, стимулирования развития системного и эргономического мышления студентов.
Библиографический список
- Петров А.В., Черненький В.М. Разработка САПР. проблемы и принципы создания САПР//Москва, изд-во «Высшая школа», 1990. – 143 с.
- Трошин А.А., Захаров О.В. Разработка САПР дискового инструмента для обработки винтовой поверхности//Современные материалы, техника и технологии. 2020. № 1 (28). С. 55-60.
- Жулябин Д.Ю. О разработке функционального взаимодействия в подсистеме САПР беспроводных систем связи//В сборнике: Перспективы развития технологий обработки и оборудования в машиностроении. Сборник научных статей 3-й Всероссийской научно-технической конференции с международным участием. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С. 98-101.
- Королев Е.Н. Разработка компонент интеллектуальных учебно-исследовательских САПР//В сборнике: Интеллектуальные информационные системы. Труды Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2018. С. 214-216.
- Долин Г.А., Дорджиев Ж.С.Разработка сквозной интеллектуальной САПР радиотехнических устройств и систем//Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения. 2018. Т. 18. № 4. С. 1076-1081.
- Курейчик В.М., Сафроненкова И.Б. Разработка онтологии задач САПР методом иерархической кластеризации//В сборнике: Молодежь и современные информационные технологии. сборник трудов XIV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Институт кибернетики. 2016. С. 121-122.
- Жанабеков К.М., Султанова Б.К. Процесс разработки и методы проектирования САПР//Молодой ученый. 2019. № 44 (282). С. 85-88.
- Гаврилов В.В., Синицкая Ю.А. Принципы разработки автоматизированного информационно-справочного модуля САПР для судостроительной промышленности//Труды Крыловского государственного научного центра. 2021. № S1. С. 48-49.
- Кузнецов С.А. Об одном некорректном подходе к разработке баз данных стандартных элементов для машиностроительных САПР//Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2005. № 1. С. 15-18.
- Глущенко В. В. Научная теория технологических укладов и исследование направлений ее практического применения // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №4. С. 488-504. https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/59.
- Глущенко В.В., Глущенко И.И. Наукология: задача модернизации науки и инновационной деятельности, – М.: Глущенко Ирина Ивановна, 2015; 116 с.
- Густап Н.Н. Европейские технологические платформы: понятие, история создания, характеристика. – Томск: Известия Томского политехнического университета, Выпуск № 6, том 321, 2012.
- Кантарюк Е.А., Кантарюк М.В., Кантарюк Г.В.
Эргодизайн в производственной среде//В сборнике: Технология. Дизайн. Образование. Сборник материалов всероссийской (очно-заочной) научно-практической конференции с международным участием. Магнитогорск, 2022. С. 333-337. - Глущенко В.В. Проектная модель деятельности организаций// The scientific heritage, 2020, vol. 3, № 53 (2020), р. 15- 33.
- Гейдерих П.В. Дизайн-мышление как перспективный способ генерации и развития инноваций//Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018. № 3. С. 245-254.
- Рудакова И.В., Новикова Н.Г. Клиповое и латеральное мышление как феномен современности: типы мышления студентов БГИТУ//В сборнике: Студент года 2020. сборник статей Международного учебно-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2020. С. 489-501.