Маркетинг - деятельность, направленная на усовершенствованное производство и сбыт товаров и услуг, а так же на повышение уровня удовлетворённости потребителей данного товара или услуги и повышения выручки и прибыли организации за счёт повышение уровня продаж и цен на товары или услуги ввиду их высокого качества.
Функции маркетинга принято делить на 3 подгруппы: общественные, региональные и индивидуальные.
В общественные функции маркетинга входит обеспечение эффективной работы тур.рынка, в региональные функции – контроль за уровнями цен, спроса и предложения, регулирование рекламы, создание поддержание интереса потребителей.
В индивидуальные функции маркетинга входят следующие функции: образование потребности потребителей в туристических продуктах конкретной турфирмытуроператора, и её обоснование.
У туристического маркетинга следующие функции:
- установление контактов туроператоровтурагентов с клиентами;
- развитие туристического продукта;
- контроль за продажами туристических продуктов.
Также выделяют несколько других функции маркетинга:
-формирование туристического продукта;
-продвижение туристического турпродукта;
-получение выручки с продажи туристического продукта.
Важно понимать, что входит в систему туризма каждой конкретного города и туристического кластера входят такие туристические предприятия, которые в своей деятельности используют туристический маркетинг как:
- туристские фирмы по разработке и реализации туристского продукта;
- предприятия, предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, дома отдыха и др.);
- предприятия питания (рестораны, кафе, бары, столовые и др.).
- и другие.
Важно понимать, что для каждого вида туристического предприятия маркетинговые цели сильно отличаются. Например, целью маркетинга турагентства является повышение стоимости на туристические продукты, а целью маркетинга местных властей, специализирующихся на туризме конкретного региона является привлечение в регион наибольшего возможного количества потенциальных туристов [1].
В туристическом маркетинге принято выделать определённые уровни: уровень коммерческого маркетинга, уровень некоммерческого маркетинга.
К уровню коммерческого маркетинга относится следующие компоненты:
1. Маркетинг туристских предприятий (туроператоров, турагентов), который является связующей частью коммерческой деятельности в туристической сфере.
2. Маркетинг производителей туристских услуг (гостиниц, ресторанов, транспортных организаций и т.д.).
Этот вид маркетинга является совокупностью анализа потребностей потребителей, а также уровня спроса для максимально эффективной реализации туристических продуктов, которые будут в наиболее полной степени удовлетворять желания и потребности потребителей, а также для усовершенствования методик обслуживания клиентов в турагентствах и иных туристических предприятиях.
Уровень некоммерческого маркетинга включает в себя следующие компоненты:
3. Маркетинг общественных туристских организаций (союзов, ассоциаций и т.п.).
Этот вид туристического маркетинга сформирован с целью защиты профессиональных интересов работников сферы туризма ( в том числе предпринимателей).
Маркетинг общественных туристских организаций представляет собой работу по формированию и поддержанию положительного мнения общественности по отношению сферы туризма и предприятий сферы туризма, что само по себе является неким маркетингом общества.
4. Четвёртым элементом уровня некоммерческого маркетинга является маркетинг территорий и регионов.
Маркетинг территорий и регионов представляет собой деятельность по формированию и поддержанию положительного образа какого либо села, города, области, местности в глаза рядовых потребителей, с целью повышения туристического спроса на эти населённые пункты с целью повышения доходов от туристической сферы в конкретном городе (населённом пункте) [2]. Нужно сказать, что маркетингом территорий и регионов по большей части занимаются органы власти конкретной территории на различных уровнях.
Как можно понять из вышесказанного, в туристическом маркетинге задействованы не только маркетинговые отделы туристических фирм и туроператоров, но и множество различных туристических предприятий, в том числе и органы власти на государственном, региональном, муниципальном и местном уровнях.
Понимая это, необходимо тщательно продумывать маркетинговые стратегии каждого из объектов туристического маркетинга, чтобы не допустить наслаиваний и соблюсти интересы всех участников.
Следование этим правилам позволит объектам туристического маркетинга эффективно продвигать свои продукты и услуги и повышать свою прибыль от туристической деятельности путём внедрения туристического маркетинга.
Для плодотворного развития туристического маркетинга необходимо наличие такие условий как:
-наличие людей с потребностью в туристическом продукте;
-высокая конкуренция туристических организаций;
- рыночная экономика
Наличие людей с потребностью в туристическом продукте и высокая конкуренция туристических организаций являются условием и необходимостью внедрения туристического маркетинга в свою деятельность туристическими предприятиями.
Также эти условия показывают необходимость внедрения стратегий туристического маркетинга на каждом туристическом предприятии данного региона.
Сущность маркетинга состоит в том, чтобы предложение туристских услуг в обязательном порядке ориентировалось на потребителя и постоянно согласовывались возможности предприятия с требованиями рынка [3].
Исходя из сущности маркетинга туризма как системы, можно сформулировать его базовые принципы, т.е. положения, обстоятельства, требования, лежащие в основе маркетинга и раскрывающие его назначение:
1. Нацеленность на достижение конечного практического результата туристской деятельности.
Эффективная реализация туристских услуг на рынке и овладение определенной долей данного рынка.
2. Направленность туристской организации не на сиюминутный, а на долговременный стратегический результат маркетинговой работы.
Это требует особого внимания к прогнозным исследованиям, разработке на их основе результатов новых туристских услуг, обеспечивающих высоко прибыльную деятельность компании.
3. Применение тактики и стратегии активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с целенаправленным одновременным воздействием на них.
Библиографический список
- Котлер Ф., Боуэн Д. , Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. – М.: Юнити-Дата, 2013. – С.780.
- Никишкин В.В. (2009). Кризис маркетинга или маркетинг кризиса?. Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, (6), 17-23.
- Новореченко В. Маркетинг в условиях неопределенности // Маркетинг PRO. – 2009. – № 5