ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ЦЕНТРА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К НОВОМУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ УКЛАДУ

Глущенко Валерий Владимирович
Московский политехнический университет
доктор технических наук, доцент

Аннотация
Предметом данной статьи выступает развитие экосистемного подхода к синтезу парадигмы развития центра проектной деятельности университета, объект статьи – экосистемный подход в высшем образовании, целью статьи является повышение эффективности процессов развития центра проектной деятельности университета, для достижения поставленной цели решаются задачи: исследования сущности проектного образования, уточнения понятия «парадигма развития центра проектной деятельности», описание структуры и содержания элементов структуры парадигмы развития названного центра университета, обсуждение структуры, сущности и содержания направлений развития такого центра; методами исследований являются исторический, логический, структурный анализ, качественный анализ, прогнозный анализ, синтез, поисковое и эвристической прогнозирование, эвристические оценки; научная новизна работы связана с исследованием сущности проектного образования и формированием методических основ разработки концепции и политики развития центра проектной деятельности в вузах в интересах повышения качества высшего образования.

Ключевые слова: , , , , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Глущенко В.В. Экосистемный подход к развитию центра проектной деятельности университета в процессе перехода высшего образования к новому технологическому укладу // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/11/99180 (дата обращения: 19.04.2024).

Актуальность настоящей статьи в 2022 году определяется тем, что задача развития центров проектной деятельности очень важна в связи с переходом высшего образования в новый технологический уклад. Новый технологический уклад связан с развитием проектной деятельности. А это приведет к росту актуальности проектного высшего образования. При этом такой переход на работу в условиях нового технологического уклада должен сопровождаться ростом качества высшего образования в технических вузах.

Целью статьи является повышение эффективности процессов развития центра проектной деятельности политехнического университета на фоне формирования в экономике и обществе нового технологического уклада.

Для достижения поставленной цели в статье решаются такие задачи:

- исследования сущности проектного образования в период развития нового технологического уклада;

- уточнения понятия «парадигма развития центра проектной деятельности»;

- описание структуры и содержания элементов структуры парадигмы развития названного центра политехнического университета;

- обсуждение структуры процесса, сущности и содержания направлений развития такого центра проектной деятельности.

Объект статьи – экосистемный подход в высшем образовании.

Предметом данной статьи выступает развитие экосистемного подхода к синтезу парадигмы развития центра проектной деятельности политехнического университета.

Изучение научных публикаций по теме статьи показывает следующее. Проектное управление и проектное образование могут рассматриваться как инструменты повышения качества всех ступеней образования [1, с. 12-14]. Проектное образование может включать процессы самоорганизации студентов [2, с. 106-112]. Развитие проектного подхода рассматривают как способ модернизации отечественного образования [3, с. 150-155]. Ученные рассматривают новые концепции и технологии проектной образовательной деятельности [4, с. 238-240]. Проектную деятельность рассматривают как структурный элемент процесса получения образования [5, с. 14-16]. Педагоги считают важным развивать проектную культуру в университетах [6, с. 327-328]. Большой опыт проектного высшего образования накоплен в Московском политехническом университете, о чем (в частности) свидетельствуют такие публикации [7, с. 112-116; 8,с. 141-145; 9, с. 42-49; 10, с. 12-24]. В условиях формирования нового технологического уклада осуществляют прогнозирование развития регионов и отраслей экономики [11, с. 23-42]. В период становления нового технологического уклада развивается экосистемный подход в высшем образовании [12].

В целом анализ публикаций позволяет говорить об актуальности темы настоящей статьи.

Метод. Период развития нового технологического уклада будет характеризоваться переходом организаций реальной экономики на использование проектной модели деятельности организаций. Это связано с тем, что в период нового технологического уклада инновации становятся практически непрерывными, а основной организационной формой инноваций выступают инновационные проекты. Такой тренд объективно формирует запрос на развитие проектной формы высшего политехнического образования.

Исследования показывают, что для эффективного руководства реальными и образовательными проектами необходимо обладать компетенциями из (7-8) и более сфер деятельности (технические науки, финансы, инноватика, маркетинг, менеджмент, инвестиции, психология управления, брендинг и другое). Вероятно, что именно нехватка преподавателей (научных руководителей проектов), обладающих такими многопрофильными и комплексными компетенциями, может быть одним из факторов ограничивающих развитие и внедрение проектного высшего образования?

Анализ публикаций научно-педагогических работников университетов  по теме проектного высшего образования в Российском индексе научного цитирования показывает, что проектную методологию образовательной деятельности в той или иной степени используют в приблизительно 50 вузах из около 1256 российских вузов и их филиалов (данные на 2017 год). Таким образом можно говорить, что проектная форма высшего образования активно используется менее чем в 5% российских вузов? Эти цифры могут свидетельствовать о существовании большого потенциала развития проектного высшего образования.

При этом существуют университеты, к которых центры проектной деятельности созданы, но практически не оказывают существенного влияния на образовательный процесс в университете. Все это дополнительно повышает актуальность настоящей научной статьи.

Под проектным высшим образованием в данной статье будет пониматься образовательная деятельность вуза, которая на регулярной основе использует выполнение образовательных проектов студентами под руководством НПР как одну из основных форм (предметная форма, проектная форма, прохождение практик и др.) образовательного процесса. В проектном университете центром сосредоточения работы в области организации и методологии высшего проектного образования является центр проектной деятельности университета, имеющий статус самостоятельного административного подразделения университета.

Учебный проект как форма образовательной деятельности характеризуется: наличием конкретной цели выполнения проекта; существованием определенного ограничения по времени выполнения; наличием ограничений по используемым ресурсам; коллективным исполнителем проекта является проектная группа и другое.

Сущность проектного высшего образования может быть выражена в его функциях. Обобщение информации о практике реализации образовательных проектов позволяет предположить такие функции проектного высшего политехнического образования:

1)    создания междисциплинарных компетенций у студентов в процессе выполнения образовательных проектов;

2)    обучения навыкам практического использования получаемых в ходе обучения знаний;

3)    получения деятельностных навыков в области интеграции науки, практики и образования;

4)    интеграции и комплексное использование явных и неявный знаний в ходе  выполнения инновационных проектов;

5)    формирования проектной организационной культуры в рамках команды проекта;

6)    воспитание студентов в процессе выполнения образовательного проекта в рамках проектной культуры и группы;

7)    интеграции всех видов полученных знаний, навыков (компетенций) и организационной субкультуры в структуре реализуемого проекта;

8)    развитие культуры и навыков личного и делового общения между членами образовательной проектной команды в процессе реализации образовательного проекта;

9)    взаимного обучения членов команды в процессе выполнения образовательного проекта;

10)  формирования механизма взаимного контроля членами проектной команды уровня и оценка достаточности компетенций студента, проверка адекватности проектной культуры по результатам образовательного проекта и другое.

Ролями проектного высшего образования можно назвать:

  1. кастомизацию (приспособление) учебного процесса к изменению требований практики, базовых предприятий  путем реализации проектов в интересах реальной экономики;
  2. оптимизацию (повышение уровня бережливости) процессов получения, передачи и использования научных знаний в учебном процессе и проекте;
  3. повышение качества высшего профессионального образования и другое.

Поэтому в период перехода к новому технологическому укладу создание центров проектной деятельности может рассматриваться как одно из направлений стратегии развития в университетах. Все это говорит о перспективности развития центров проектной деятельности в вузах и необходимости их развития, актуальности совершенствования методологии и технологий их работы.

Определим понятие «развитие центра проектной деятельности» в соответствии с материалами работы [13, с.9].

Под развитием центра проектной деятельности (ЦПД) вуза условимся понимать следующее:

1)    разработку новых методических подходов, освоение новых областей проектной деятельности;

2)    синтез новых методов интеграции науки-практики-образования в процессе развития образовательных проектных технологий;

3)    освоение новых рынков, в частности, расширение с применение франшизы круга специальностей в рамках которых используют образовательные проектные технологии и расширение регионального охвата проектными образовательными технологиями;

4)    развитие организационной структуры как таковой. При этом развитие: затрагивает интересы включенных в нее людей; означает процесс адаптации ЦПД к потребностям вуза, общества и экономики. Поэтому развитие ЦПД рассматривается как ключевой элемент в его деловой активности и может быть отнесено к предпринимательской модели в образовании.

При этом вузы и их ЦПД могут рассматриваться как часть системы и процесса развития национальной инновационной системы, национальной экономики и общества.

Парадигмой развития ЦПД университета условимся называть системное объединение следующих элементов: философии развития ЦПД как структурного элемента данного университета; идеологии развития ЦПД университета; организационной культуры ЦПД университета; политики развития ЦПД университета и другого.

При этом парадигма развития ЦПД должна быть скоординирована с тенденциями развития системы высшего образования, инновационной системы национальной и глобальной экономики.

Целью развития ЦПД можно считать участие в  формировании существенного конкурентного преимущества данного университета на основе внедрения проектного подхода в определенных сегментах рынка образовательных и научно-исследовательских услуг.

Основой для формирования парадигмы развития ЦПД должна быть философия развития ЦПД университета как часть философии развития всего университета в целом. Философию вуза (или его ЦПД в ее широком понимании) можно определить как  отражение наиболее общий взгляд на процесс развития университета.

Практическое значение философии ЦПД политехнического университета заключается в формировании системы принципов, которыми руководствуются стейкхолдеры в процессе развития политехнического университета. Одной из перспективных концепций ведения бизнеса в период 10-го технологического уклада является концепция ведения образовательной деятельности в рамках экосистемного подхода. Теория экосистемного подхода вообще и, в частности, экосистемного подхода в деятельности университета пока еще не разработана.

В настоящей статье предлагается принципами развития ЦПД на основе экосистемного подхода назвать:

1)    принцип комплексного обслуживания образовательных потребностей студентов и общества в целом;

2)    формирования качества высшего образования, на уровне, необходимом для инновационного развития национальной экономики;

3)    принцип минимизации потерь ресурсов (принцип бережливого производства) при оказании образовательных услуг университетом;

4)    принцип максимального удовлетворения требований ( в том числе, противоречивых) заинтересованных сторон;

5)    повышение уровня мотивации студентов и научно-педагогических работников в вопросах развития проектной методологии образовательной деятельности и роста качества высшего образования;

6)    интеграция инновационных инициатив и опыта реальных проектов в деятельности ЦПД и другое.

Идеологией развития ЦПД можно называть: во-первых, главную идею такого развития; во-вторых, принцип распределения власти и влияния в процессе такого развития. В качестве главной идеи развития ЦПД можно назвать идею адаптации высшего политехнического образования к условиям и требованиям нового технологического уклада.

Решение проблемы распределения власти в ходе развития ЦПД заключается в распределении влияния на этот процесс различных стейкхолдеров (студентов, преподавателей, администраций университетов, работодателей, государственных органов и др.).  Всем этим категориям стейкхолдеров процесса развития ЦПД нужно предоставить возможность и создать механизм их влияния на процесс развития ЦПД. Под механизмом влияния стейкхолдеров на процесс развития ЦПД можно понимать систему способов и инструментов осуществления такого влияния и получения этими стейкхолдерами сигналов обратной связи.

При этом идеология развития ЦПД (понимаемая как способ распределения власти в процессе развития) должна быть учитывать постиндустриальный характер в маркетинге инструментов развития ЦПД. Кроме того управление процессом развития ЦПД должно иметь партисипативный (сопричастный) характер в отношении всех стейкхолдеров данного процесса.

Под политикой развития ЦПД может пониматься общая направленность (результирующая компонента) деятельности всех стейкхолдеров в процессе развития ЦПД университета. Кроме этого, под политикой развития ЦПД может пониматься  комплекс мероприятий, направленных на развитие ЦПД в университетах.  Политика развития ЦПД может быть разделена на стратегию и тактику такого развития.

Методологией развития ЦПД станем именовать общую теорию метода развития проектного высшего образования в университетах. Могут быть выделены такие методологические составляющие процесса развития ЦПД в университета: методология проектной деятельности организаций реальной экономики и третьего сектора (социальное предпринимательство, общественные организации); методология проектного высшего образования в целом; методология научного руководства образовательными проектами; методология создания и управления проектными командами; методология выполнения образовательных проектов; методология взаимодействия ЦПД с организациями реальной экономики и третьего сектора; педагогика и психология проектного высшего образования; методология планирования, организации, мотивации и контроля в проектном высшем образовании; управление развитием организационной культуры проектной деятельности и проектных групп и другое.

Под организационной культурой развит ия проектного высшего образования будем понимать набор правил поведения, верований, ценностей участников процесса развития ЦПД университета. В качестве ценностей организационной культуры образовательной проектной деятельности можно назвать: генерацию инновационных идей; проявление инициативы участников; признание права на ошибку; готовность делиться знаниями с коллегами и другое.

Описание содержательных компонентов парадигмы развития ЦПД университета можно выполнить с использованием известного подхода, основанного на обособлении различных «срезов» в деятельности ЦПД.

В парадигме развития ЦПД университета можно рассматривать такие срезы рассматриваемого развития:

- инновационный срез, который охватывает комплекс инновационных идей, которые лежат в основе развития ЦПД университета (сюда же может входить и методология синтеза такого рода идей);

- гуманитарный срез концепции развития охватывает философию, культуру, миссию, видение, цели, задачи развития, такой срез опосредует влияние руководства и персонала на трансформацию облика ЦПД с учетом обратного влияние этого процесса на экономику, человека и общество;

- финансово-экономический срез процесса развития ЦПД должен формировать общее представления об источниках финансовых ресурсов, способах их использования и финансовых результатах такого инновационного развития ЦПД;

- научно-методологический срез парадигмы развития ЦПД должен описывать направления и уровень развития методологии и технологий проектной деятельности в составе образовательного и воспитательного процесса в вузе;

- конструкторско-технологический срез парадигмы развития ЦПД отвечает за достаточный уровень производственного оборудования, доступность необходимых для выполнения образовательных проектов технологий, компетентность персонала, организацию и другие технико-технологические аспекты.

Это позволяет выделить в концепции развития ЦПД вуза частные парадигмы (подпарадигмы): гуманитарного развития; методологии развития проектного образования; финансово-экономического развития; конструкторско-технологического развития; парадигму развития научно-педагогических работников университета и т.п.

Под философией парадигмы развития ЦПД в составе вуза, с учетом тенденций развития национальной экономики будем подразумевать наиболее общий взгляд (на стратегический период времени) на миссию, видение, цели, инструменты, финансовые источники, политику осуществления конкретной парадигмы развития ЦПД.

Философия развития ЦПД может характеризоваться такими функциями:

- функция, направленная на формирование и проверку различных вариантов развития ЦПД (как структурного подразделения университета) в процессе развития нового технологического уклада в обществе и экономике (с учетом наблюдаемого глобального кризиса) называется онтологической функцией;

- функция, которая ориентирована на познание будущих результатов внедрения определенной парадигмы развития ЦПД университета, называется прогностической функцией философии развития ЦПД;

- функция, которая обеспечивает прирост знаний о сущности и роли определенных вариантов развития ЦПД, носит название гносеологической функции философии развития ЦПД;

- функция, которая создает приемы, методы  изучения, проектирования, реализации проектов  и контроля эффективности парадигмы развития ЦПД университета, именуется методологической функцией философии развития ЦПД университета;

- функция, которая направлена на формирование мировоззренческих, ценностных установок в процессе синтеза о воплощения в жизнь парадигмы развития ЦПД университета, называется аксиологической функцией философии развития ЦПД;

- функция, при реализации которой философия формирует основу для определения допустимых или оптимальных вариантов парадигмы развития ЦПД называется селективной функцией этой философии;

- функция критерия истины (философии как производного показателя) по отношению к парадигме развития ЦПД, позволяет дополнять количественную и качественную оценку практической эффективности парадигмы развития ЦПД;

- функция, содержание, которой направлено на агрегирование (системное объединение) всех элементов процесса развития ЦПД, в рамках конкретной парадигмы -это агрегативная (интегративная, синтетическая) функция философии развития ЦПД университета;

- функция философии Развития ЦПД, которая позволяет проводить ценностную оценку, определять сильные и слабые стороны процесса развития, внешние и внутренние проблемы такого развития может быть названа критической функцией философии развития ЦПД университета.

Обсуждение.

При формировании и воплощении в жизнь всей парадигмы, организационной культуры, философии, идеологии, политики осуществления парадигмы развития ЦПД университета возможны: консенсусный подход, когда все участники процесса развития ЦПД принимают парадигму такого развития; конфронтационный подход, когда участники парадигмы развития ЦПД университета имеют различные взгляды на этот процесс.

Наблюдения показывают, что на практике в реальных процессов развития чаще наблюдается конфронтационный подход. Это связано с тем, что конкретная парадигма развития ЦПД может влиять на интересы различных стейкхолдеров (групп сотрудников ЦПД, вуза, системы высшего образования и другое) и их трудовую нагрузку, материальное положение, властные полномочия, перспективы карьерного роста и др.

Роль философии в парадигме развития ЦПД охватывает и процессы гармонизации организационной культуры, идеологии, политики, целей такого развития. Такая гармонизация элементов парадигмы приводит к снижению рисков при воплощении парадигмы  развития ЦПД, как структурного подразделения университета.

Философия парадигмы развития ЦПД выступает основанием организационной культуры экосистемного подхода в таком развитии. В этом процессе ценности организационной культуры тесно связаны с принципами развития ЦПД университета в условиях наступления нового технологического уклада и развития экосистемного подхода.

Миссия развития ЦПД университета должна описывать пользу, которую общество и университет получат от именно такой парадигмы развития. Миссия направлена на внешнюю среду ЦПД и призвана гармонизировать отношения ЦПД с внешним миром (другими подразделениями университета, системой высшего образования, экономикой, обществом в целом). Миссией парадигмы экосистемного развития ЦПД университета может заключаться в комплексном обслуживании образовательных потребностей национальной экономики и общества в условиях нового технологического уклада. При реализации этой миссии может быть достигнута высокая конкурентоспособности университета и всей системы высшего образования государства, общества в период становления нового технологического уклада.

Под видением экосистемного развития ЦПД может пониматься вдохновляющий  стейкхолдеров и участников этого процесса сценарий развития ЦПД как научно-образовательной экосистемы нового типа.

Такое видение экосистемного развития ЦПД университета может быть сформулировано в программном заявлении ЦПД при презентации программы такого развития. Такое программное заявление ЦПД о переходе на философию экосистемного развития должно информировать стейкхолдеров (общество, работодателей, студентов, НПР) по вопросам: сценария такого развития; целей экосистемного развития ЦПД; способов и инструментов развития ЦПД как научно-образовательной экосистемы.

Цели развития экосистемы ЦПД описывают состояние этой экосистемы ЦПД университета в будущем. Целями развития экосистемы ЦПД университета можно назвать: комплексное оказание научных и образовательных услуг; повышение качества высшего образования на основе деятельностной компоненты, интеграции науки-практики- образования; повышение уровня клиентоориентированности университета; адаптацию университета к условиям нового технологического уклада.

В качестве прогнозируемых эффектов и результатов от экосистемного развития ЦПД университета можно назвать: повышение клиентоориентированности вуза;  рост степени интеграции на рыночных основах науки-практики и образования в ЦПД университета; увеличение степени эффективности расходования всех видов ресурсов в научно-образовательном и воспитательном процессах; рост глобальной конкурентоспособности российской системы высшего образования, реальной экономики и общества в целом, увеличение устойчивости и конкурентоспособности государства.

В качестве задач развития экосистемы ЦПД университета можно признать, включенные в план развития шаги по развитию  экономической, технической, профессиональной, гуманитарной, социальной внешней и внутренней  среды ЦПД университета, которые должны способствовать получению планируемого  результата от развития экосистемы ЦПД.

При этом важной задачей может быть развитие оргструктуры ЦПД. Такое развитие оргструктуры ЦПД призвано  обеспечить организационную поддержку по следующим перспективным направлениям деятельности ЦПД:

- развитие консалтинговых услуг, предоставляемых ЦПД, путем разработки программ перехода предприятий к деятельности в условиях нового технологического уклада, использования организациями реальной экономики проектной модели их функционирования, повышения эффективности проектной деятельности организаций;

- научное обоснование и консультационная поддержка процессов проектирования корпоративных экосистем, инфраструктурных проектов в реальном секторе экономики в процессе формирования нового технологического уклада, например, в создании экосистемного подхода в деятельности технологических платформ и кластеров;

- развитие дополнительного образования по подготовке научно-педагогических работников и студентов в области проектной деятельности и проектного высшего образования;

- расширение новых видов взаимодействия в области проектной деятельности и проектного высшего образования, например, путем создания франшизы, направленной на расширение применения проектного подхода в высшем образовании, в том числе в зарубежных вузах;

- расширение научных исследований в области проектной деятельности организаций реального сектора экономики в целях создания научной основы деятельности консультационного подразделения ЦПД и другое.

Заключение. В статье развивается экосистемный подход при реализации программы развития ЦПД, изучены факторы и описаны методические основы парадигмы развития центров проектной деятельности, рассматриваемых как механизм адаптации работы университета к изменению внешних условий в процессе перехода системы высшего образования к функционированию в ситуации становления нового технологического уклада. В работе описаны структурные элементы парадигмы экосистемного подхода применительно к процессу развития центров проектной деятельности как структурных элементов университетов нового технологического уклада.


Библиографический список
  1. Пронина Л.Н. Проектное управление как средство достижения нового качества общего образования в условиях модернизации системы образования//Вестник ГОУ ДПО ТО “ИПК и ППРО ТО”. Тульское образовательное пространство. 2019. № 2. С. 12-14.
  2. Smakova K.M. Promotion of self-regulated learning in project-based approach//Bulletin of Kazakh National Women’s Teacher Training University. 2020. № 1. С. 106-112.
  3. Юдина О.А. Проектные технологии в концепции модернизации российского образования//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т5. С. 150-155.
  4. Бухова Н.В. К вопросу о новых концепциях реализации проектных технологий в высшем образовании//В сборнике: Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ. Материалы международной научно-практической конференции. Сборник статей. 2018. С. 238-240.
  5. Волкова М.Ю., Егорычева Е.В. Проектная деятельность в учебном процессе//Информационная среда вуза (см. в книгах). 2016. № 1 (23). С. 14-16.
  6. Хапчаева З.А. Дизайн-образование, как фактор проникновения проектной культуры в сферу образования//Известия Ростовского государственного строительного университета. 2015. № 19. С. 327-328.
  7. Змазнева О.А. О развитии коммуникативных компетенций на образовательных программах бакалавриата в рамках проектно-ориентированного обучения (из опыта работы на ИТ-факультете Мосполитеха)//В сборнике: Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. К 20-летию кафедры методики преподавания истории, обществознания и права: Сборник научных статей. Под редакцией А.А. Сорокина. 2019. С. 112-116.
  8. Ермакова Л.С., Кудрявцева Ю.С. Реализация экологических проектов в рамках проектной деятельности обучающихся в Московском политехе//В сборнике: Наука и инновации – современные концепции. сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. Москва, 2020. С. 141-145.
  9. Малафеев И.И., Ермолаев А.Е., Порутчиков А.Ф., Ильин Г.А.
    Опыт внедрения проектноориентированного подхода к подготовке кадров для холодильной промышленности в Московском политехе//Холодильная техника. 2018. № 8. С. 42-49.
  10. Глущенко В.В. , Лепешкин И.А., Власова К.Н. Методические аспекты формирования концепции развития центра проектной деятельности вуза //Kazakhstan Science Journal. 2020. Т. 3. № 9 (22). С. 12-24. https://sciencejournal.press/sj/article/view/208/173 . (дата обращения 23.09.2020).
  11. Glushchenko, V. V. (2021). Forecasting the directions of modernization of economic sectors and regions of the country during the development of the eighth technological order. International Journal of Engineering Science Technologies, 5(6), 23-42. https://doi.org/10.29121/ijoest.v5.i6.2021.244.
  12. Glushchenko V.V. (2022) Ergo Design of Mentoring in the National Ecosystem of Vocational Education in The Period of the 10th Technological Order//Indonesian Journal of Educational Research and Technology; Vol 2, No 3 (2022): IJERT: Volume 2, Issue 3, 2022. DOI: https://doi.org/10.17509/ijert.v2i3.50378
    https://ejournal.upi.edu/index.php/IJERT/article/view/50378
  13. Глущенко В. В. Менеджмент: системные основы. изд. 2-е– г. Железнодорожный, Моск. обл., ТОО НПЦ «Крылья», 1998. –224 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Глущенко Валерий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация