ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Лунёв Дмитрий Андреевич
Московский финансово-юридический университет (МФЮА)
Калининградский филиал студент

Аннотация
В случае глобальных экологических проблем определенные ценности принадлежат тем, кто действует на уровне философии «наука-природа». В статье рассматривается эффективное использование передовых технологий и экономия ресурсов как способность к развитию человеческого потенциала в охране окружающей среды. Данная работа вносит вклад в понимание природы глобальных экологических проблем и разработку стратегий по преодолению проблем окружающей среды.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лунёв Д.А. Философские аспекты окружающей среды // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/11/99177 (дата обращения: 18.04.2024).

Экологическая составляющая социальных систем в настоящее время представляет особый интерес для современных исследователей культуры. Идея «единства организмов», зародившаяся в античной философской мысли и достигшая кульминации в концепции экосистемы, продолжает развиваться сегодня в рамках социальной экологии, изучающей механизмы взаимодействия социальных систем и окружающей среды.

Анализ влияния факторов человеческой деятельности на экосистемы является предметом особого внимания современных культурных исследований. В этом контексте наука – это система познавательной деятельности общества, призванная удовлетворить потребность общества в генерировании новых знаний о природе, обществе и мышлении. В настоящее время растет интерес к социальным и человеческим аспектам экологии, включая исследования природы человеческих систем. Таким образом, современные исследования сосредоточены на поиске путей преодоления современного экологического кризиса, вызванного нарастающими противоречиями во взаимоотношениях систем «человек-природа» [5, c.16].

Если экология человека уделяет приоритетное внимание вопросу влияния природных явлений на человека (общество), то социальная экология в основном рассматривает роль социально-экономических факторов. В данной статье когнитивный субъект рассматривается не только как индивид, занимающийся когнитивной деятельностью, но и как группа ученых или научное сообщество в целом [6,c.12].

Глобальные экологические проблемы, похоже, поддаются классификации. Предполагается, что экологические проблемы можно разделить на первичные и вторичные в зависимости от срочности необходимости вмешательства человека. Таким образом, глобальные экологические проблемы, такие как истощение запасов пресной воды и так называемый «парниковый эффект», следует отнести к первоочередным проблемам общества, поскольку для выживания человеку необходимы вода и кислород.

В статье говорится, что современные глобальные экологические проблемы имеют особое значение на уровне «наука-природа», где человек создает технологическое знание, которое является посредником между этими двумя мирами.

Современная научная мысль уделяет особое внимание анализу социальных и этических проблем, которые сопровождают процесс научно-технического прогресса и требуют особого внимания для содействия культурному прогрессу человечества. В этом контексте разработка социально-этических вопросов, которые должны быть реализованы в системе взаимодействия науки и общества, стала центральным пунктом научных дебатов, с особым акцентом на механизмы, лежащие в основе глобальных экологических проблем, и на разработку путей преодоления текущего кризиса [2, c. 21].

Поэтому необходимо понять специфику технологического мировоззрения – набора установок, оценок, принципов и концепций, которые определяют наиболее распространенные взгляды и понимание технологии. В настоящее время техника через материальное производство оказывает решающее влияние на духовное развитие общества. Более того, неоспоримо возрастает роль техники в формировании политической картины мира.

Можно признать, что научно-технический прогресс сегодня влияет на экономическое функционирование общества, обновляют глобальные ценности, влияют на выбор ценностей, необходимых для решения глобальных проблем человечества, и определяют мировую политику. Трансформация технологического мировоззрения привела к радикальным изменениям в культурной среде науки, образования и искусства. Что касается роли машин в повседневной жизни людей, то сегодня они способны способствовать появлению новых форм искусства, оказывающих непосредственное влияние на человеческую культуру [3,c.8].

Наиболее важным вопросом в философии науки и техники является взаимосвязь систем «наука- природа». В настоящее время в философской литературе существует два основных подхода к объяснению однородности «научных» и «природных» явлений. В первом подходе наука рассматривается как средство воздействия на природу. Другими словами, наука интерпретируются как средство изменения естественной среды (общества) человека, то есть они создаются по естественным законам и реализуют эти законы в ней. Во втором подходе природа интерпретируется как свойство материи, и поэтому все общие черты машин и природы рассматриваются как общие с другими природными артефактами и формами. Таким образом, наука – это конкретные материальные инструменты человеческой деятельности, совокупность рукотворных систем, используемых в качестве инструментов для различных видов человеческой деятельности, включающих в себя человеческие задачи и знания [4,c.32].

Каждая новая экологическая проблема также создает другую проблему, которая в итоге влияет на всю экосистему. Например, вырубка лесов приводит к снижению уровня флоры и фауны в живых системах Земли. Более того, человеческая цивилизация сталкивается с процессом деградации мира человеческих ценностей (общества), что приводит к возникновению так называемой «атесферы» (царства заблуждений и глупости), которая является диалектическим аналогом «ноосферы» (царства разума и интеллекта).

Мир ценностей в современном обществе нуждается в реформировании в направлении, усиливающем роль универсальных ценностей. Универсальные ценности – это те, которые формируются вокруг универсальных общих черт, таких как истина, добро и вера. Такая «гуманизация» помогает защитить мир культуры, который, в свою очередь, действует как «щит», защищающий человечество от опасностей надвигающейся деградации [3,c.17].

В настоящее время в философии глобальные проблемы классифицируются как проблемы человеческих отношений, так называемые «интерсоциальные» проблемы. К ним относятся предотвращение военных конфликтов, установление справедливого международного экономического порядка и проблемы, возникающие в результате взаимодействия в системах «общество-природа». Это означает признание того, что существуют пределы устойчивости окружающей среды к антропогенному воздействию [7,c. 18].

Здесь вспоминаются проблемы обеспечения человечества топливом, энергией и чистым воздухом, а также проблемы, связанные с социальными системами человека. Они характеризуются, прежде всего, своей значимостью для человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для индивидуального роста.

Список глобальных экологических проблем в традиционной философии включает следующие вопросы.

1) Возникновение парникового эффекта, негативным последствием которого является повышение средней глобальной температуры.

2) Загрязнение мировых вод.

3) Разрушение озонового слоя.

4) Эрозия почвы.

5) Снижение биоразнообразия, т.е. постепенное обеднение флоры и фауны Земли.

6) Истощение запасов пресной воды.

7) Сокращение природных ресурсов.

8) техногенные катастрофы.

9) Кислотные дожди и т.д [8,c.9].

Несмотря на их различия, большинство глобальных экологических проблем имеют некоторые общие характеристики. Во-первых, в силу своего планетарного характера большинство из них затрагивают жизненные интересы всех людей. Во-вторых, решение большинства глобальных экологических проблем требует совместных усилий всех стран. В-третьих, большинство из этих проблем грозит гибелью (или регрессом) человеческой цивилизации. Поэтому глобальные экологические проблемы требуют срочных действий. Это указывает, во-первых, на необходимость понимания специфических отношений в системе «человек-машина-природа» и, во-вторых, на основу для интеграции науки и этики в решении технологических проблем.

Если первая потребность может быть удовлетворена путем внедрения современных технологий, таких как бережливое производство, использование альтернативных источников энергии, таких как солнце, вода и ветер, и создание ресурсосберегающих технологий, то вторая потребность может быть решена только путем трансформации существующих систем ценностей.

Наука описывалась как накопление знаний, форма деятельности, форма общественного сознания, социальный институт, академическая система подготовки кадров и т.д., но сегодня она влияет на жизнедеятельность обществ и отдельных людей как реальная производительная сила. Научные исследования, как сложный культурный феномен, оказались в центре внимания всех дисциплин. Так, например, философская геология исследует функционирование и организацию научного познания. Сегодня философия науки исследует научные знания и способы их получения, а также изучает принципы их организации и функционирования.

В современной философии науки сложились две основные точки зрения на моральные последствия научно-технического прогресса:

1. Наука несет ответственность за использование результатов технологии в добрых и мирных целях на благо человечества.

2. Наука, как главный двигатель общественного прогресса, помогает освободить человека (общество) от иллюзий величия [1,c.14].

Таким образом, во-первых, наука сыграла важную роль в развитии современной технологической цивилизации и, во-вторых, хотя наука является «двигателем прогресса», она также является одним из главных двигателей глобального кризиса, с которым столкнулась человеческая цивилизация. Для современных исследований культуры характерен двойной подход к определению роли науки и техники в истории цивилизации. С одной стороны, наука и техника помогают реализовать совершенно новое качество человеческой (социальной) жизни. Однако, с другой стороны, это может создать серьезные проблемы для человеческой цивилизации. Таким образом, возник комплекс серьезных социальных и природных противоречий, направленных на глобальные проблемы, то есть на жизнь конкретных групп людей, по-разному взаимодействующих с миром в целом, в частности с отдельными регионами и странами, а также с миром природы и сферой культуры.


Библиографический список
  1. Астафьева, О. Е. Экологические основы природопользования : учебник для СПО / О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 354 с.
  2. Вартапетов, Л. Г. Экологическая орнитология : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. Г. Вартапетов. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 170 с.
  3.  Гурова, Т. Ф. Экология и рациональное природопользование : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 188 с.
  4. Залунин, В. И. Социальная экология : учебник для академического бакалавриата / В. И. Залунин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 206 с.
  5. Колесников, Е. Ю. Оценка воздействия на окружающую среду. Экспертиза безопасности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. Ю. Колесников, Т. М. Колесникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 469 с.
  6. Лощилова М.А., К. П.Птиченко Особенности экологического образования в техническом вузе / Экология и безопасность в техносфере: современные проблемы и пути решения: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, Юрга, 27-28 Ноября 2014. – Томск: ТПУ, 2014 – C. 248-250. КОД ОНТИ: 315303-2015
  7. Медведев, В. И. Социальная экология. Экологическое сознание : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. И. Медведев, А. А. Алдашева. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 335 с.
  8. Хван, Т. А. Экологические основы природопользования : учебник для СПО / Т. А. Хван. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 253 с.  Экологические основы природопользования: луга и тундры : учеб. пособие для академического бакалавриата / Т. А. Радченко [и др.] ; под науч. ред. Г. И. Махониной. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 85 с


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Лунёв Дмитрий Андреевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация