ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Телепнева Наталья Александровна1, Томаровская Ирина Александровна1, Широбокова Татьяна Николаевна1
1МДОУ «Детский сад № 15 п. Разумное «Тропинка детства», Белгородская область, учитель-логопед

Аннотация
Данная статья основная цель, задачи, направления и содержание коррекционно-развивающей деятельности по формированию фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Даны рекомендации по организации коррекционно-развивающей деятельности по данной проблеме.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Телепнева Н.А., Томаровская И.А., Широбокова Т.Н. Особенности формирования фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/11/99170 (дата обращения: 18.04.2024).

Формированию фонетической  стороны речи   у детей  с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)   является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования. Поступление в школу является значимым этапом в жизни,  как здорового ребенка, так и ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и серьезно влияет на социальную ситуацию детского развития.

Актуальность проблемы подготовки детей с ОВЗ, и в частности с ТНР, к овладению письменной речью обусловлена тем, что в реальной практике обучения первоначальным навыком чтения и письма дошкольников с ТНР обнаруживаются серьезные проблемы. Основной причиной их возникновения является то, что при формировании фонетической стороны речи  не в полной мере учитывается  специфика функционирования и дальнейшего развития письменной речи. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья позволяет своевременно предотвратить,   либо смягчить не только первичные, но и вторичные по характеру нарушения, связанные с отклонениями в психическом развитии и взаимодействием с окружающим миром [1, с.98].

Необходимо отметить, что дети с системными нарушениями речи  составляют  группу риска по возникновению нарушений письменной речи  (дислексия и дисграфия). Для предупреждения такого рода нарушений, дети с ТНР   должны овладеть необходимыми  предпосылками  к  овладению первоначальными  навыками чтения и письма в рамках коррекционно-развивающей деятельности  [2, с.112].

Цель коррекционно-развивающей деятельности  – создание условий для предупреждения нарушений чтения и письма у  детей старшего дошкольного возраста с ТНР, обеспечивающих необходимый и достаточный уровень подготовки к усвоению образовательных программ начального общего образования с учетом их психоречевых и индивидуальных особенностей.

Задачи коррекционно-развивающей деятельности:

-   раннее выявление нарушений письменной речи;

-   формирование основ грамоты;

-   предупреждение специфических нарушений в овладении письмом и чтением;

-   формирование предпосылок к учебной деятельности;

-   развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы;

-   организация совместной деятельности с родителями воспитанников;

-   организация совместной деятельности с педагогами ДОО.

Структура коррекционно-развивающей деятельности состоит из  3 направлений, в которых раскрываются основные задачи коррекционно-развивающей  работы с детьми с ТНР:

1 направление   -  диагностическая работа, которая обеспечивает своевременное и раннее выявление предрасположенности детей к нарушениям письменной речи;

2 направление – коррекционно-развивающая работа, которая обеспечивает своевременную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ТНР, способствует предупреждению нарушений письменной речи;

3 направление – информационно – просветительская работа, которая направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с предупреждением нарушений письменной речи у детей  с ТНР, их родителям и  педагогическим работникам.

Диагностическая работа  проводится по методике раннего выявления А.Н. Корнева [3, с.153]. Диагностика проводится 3 раза в год (стартовая, промежуточная, итоговая). После диагностики выводится график динамики на каждого ребенка.

Коррекционно-развивающая деятельность организуется в виде индивидуальных, групповых и подгрупповых форм коррекционно-развивающей деятельности и закрепляется воспитателями в режимных моментах.

Основное содержание коррекционно–развивающей деятельности по  формированию фонетической  стороны речи   у детей  с ТНР  представлено 3 периодами.

1 период  (сентябрь, октябрь, ноябрь):

  1. Совершенствование навыка различения речевых и неречевых звуков.
  2. Совершенствование навыка определения источника звука.
  3. Различение звуков, далеких и близких по звучанию.
  4. Формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой соглас­ный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
  5. Формирование умения различать на слух гласные звуки, выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук.
  6. Формирование умения различать на слух изучаемые согласные зву­ки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость в ряду звуков, слогов, слов; подбирать слова на заданный согласный звук.
  7. Формирование навыка анализа и синтеза звуковых сочетаний, например: ау, уа.

2 период (декабрь, январь, февраль):

  1. Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
  2. Дальнейшее совершенствование умения различать глас­ные и согласные звуки.
  3. Сформировать представление о слогообразующей роли гласных звуков.
  4. Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мяг­кость в ряду звуков, слогов, слов.
  5. Совершенствование навыка анализа и синтеза закры­тых и открытых слогов, слов из трех звуков (ах, хо, уха, ухо).

3 период (март, апрель, май):

  1. Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, со­гласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мяг­кий согласный звук, твердый согласный звук.
  2. Закрепление представления о слогообразующей роли глас­ных звуков.
  3. Совершенствование умения различать на слух согласные звуки по месту образования, по глухости-звонкости, твердо­сти-мягкости в ряду зву­ков, слогов, слов.
  4.  Совершенствование умения определять место звука в слове.
  5.  Совершенствование умения подбирать слова на задан­ный звук, слов со звуком в определенной позиции (начало, середина, конец слова).
  6.  Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков (ах, хо,  уха, мак, кит, кот).

Информационно-просветительская работа предполагает тесное взаимодействие учителя логопеда с педагогами  и родителями. Формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей:

а) фронтальные: родительские собрания,  круглые столы, мастер-классы,  дни открытых дверей и др.

б) индивидуальные консультации.

Таким образом,    целенаправленная коррекционно-развивающая деятельность  по формированию фонетической  стороны речи   у детей дошкольного возраста   с ТРН    может оказать существенное влияние на качество готовности детей к обучению в школе и должно осуществляться не только силами специалистов в рамках коррекционно-развивающей деятельности, но и в семье.


Библиографический список
  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2 Ч. Первый год обучения (старшая группа) – . М: Альфа, 2013. – 367с.
  2. Развитие фонематического анализа и синтеза. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2014. – с. 112-129.
  3. Нарушения чтения и письма у детей : (диагностика, коррекция, предупреждение) : учеб.-метод. пособие / А. Н. Корнев. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : МиМ, 2017. – 284 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Широбокова Татьяна Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация