АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Ушакова Елена Витальевна
ФГБОУВО «Уральский государственный экономический университет»

Аннотация
В статье проведен анализ социально-экономического развития Республики Крым на современном этапе. Определены цели (развитие человеческого капитала, создание инвестиционной привлекательности) и задачи (совершенствование развития инфраструктуры полуострова: сети автомобильных дорог, водоснабжения, энергоснабжения, обеспечение благоприятных условий для развития туристической деятельности на полуострове, поддержка предпринимательской деятельности). Обозначены проблемы социально-экономического развития Крыма и предложены меры для повышения уровня социально-экономического развития региона.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ушакова Е.В. Анализ социально-экономического развития Республики Крым на современном этапе // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/11/99148 (дата обращения: 19.04.2024).

Республика Крым – уникальный и стратегически важный регион Российской Федерации. Основная программа развития полуострова – федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2030 года». Главными задачами программы являются: устранение ограничений транспортной инфраструктуры, создание системы стабильного водоснабжения и энергообеспечения территорий, форсированное развитие промышленности, здравоохранения, социальной сферы и образования и т.д. За последние пять лет в рамках реализации данной программы израсходовано 770 млрд рублей, в 2020 году освоено 63,6 млрд рублей.

Экономика Республики Крым, стартовавшая с низкой базы 2014 года и поддерживаемая федеральной целевой программой (ФЦП) по развитию полуострова, по сравнению с большинством других регионов растет опережающими темпами.

Для анализа социально-экономического развития Республики Крым будем использовать комплексный подход, рассматривая основные показатели, представленные в Таблице 1.

Таблица 1. Основные показатели социально-экономического развития Республики Крым (в текущих основных ценах; млн.руб.) [37].

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Валовой региональный продукт в текущих основных ценах; млн рублей

189439,2

265970,6

362671,7

384983,4

437438,0

469281,3

Индекс физического объема валового регионального продукта, в % к предыдущему году

108,5

106,0

103,9

104,8

103,1

Производство валового регионального продукта в расчете на душу населения, рублей

100526,4

139873,3

189916,6

201251,2

228692,9

245411,7

Удельный вес в сумме ВРП по России, в процентах

0,3

0,4

0,5

0,5

0,5

0,5

Удельный вес в сумме ВРП по ЮФО, в процентах

4,6

5,7

6,7

6,6

6,9

7,1

Региональный валовой продукт является обобщенным экономическим показателем, характеризирующим уровень экономического развития региона. Он отражает и характеризует процесс производства товаров и услуг. Объем ВРП говорит о том, какова стоимость всех выпущенных товаров и услуг во всех экономических отраслях в конкретном регионе.

Для сравнения рассмотрим Индекс физического объема валового регионального продукта по г. Севастополю за 2017 -2019 гг.* (в постоянных ценах; в процентах к предыдущему году) – Таблица 2.

 

2017г

2018г

2019г

Валовой региональный продукт (валовая добавленная стоимость в основных ценах)

107,1

106,1

105,9

в том числе

 

1 Раздел A Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

105,4

93,5

118,1

2 Раздел B Добыча полезных ископаемых

106,8

142,3

64,6

3 Раздел C Обрабатывающие производства

104,6

107,9

106,9

4 Раздел D Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

62,8

100,5

202,7

5 Раздел E Водоснабжение; водооотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

107,8

96,5

105,0

6 Раздел F Строительство

160,4

67,6

120,4

7 Раздел G Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

98,3

100,6

100,1

8 Раздел H Транпортировка и хранение

71,0

128,0

81,6

9 Раздел I Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

116,1

100,6

88,7

10 Раздел J Деятельность в области информации и связи

94,8

88,4

127,6

11 Раздел K Деятельность финансовая и страховая

70,1

161,5

94,7

12 Раздел L Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

124,4

117,6

106,0

13 Раздел M Деятельность профессиональная, научная и техническая

108,8

101,4

129,9

14 Раздел N Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

97,8

143,1

108,0

15 Раздел О Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

102,4

103,0

96,1

16 Раздел P Образование

100,7

100,1

99,0

17 Раздел Q Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

122,7

97,7

105,8

18 Раздел R Деятельность в области культура, спорта, организации досуга и развлечений

129,7

129,3

109,8

19 Раздел S Предоставление прочих видов услуг

34,0

110,7

83,9

20 Раздел T Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления

0,0

0,0

0,0

Всего же за годы в составе России на полуострове построено тысячи новых объектов различного назначения: больницы, детские сады, автомобильные трассы, аэропорт, электростанции. За последние несколько лет в Республике Крым сформирована строительная отрасль, службы заказчика.

Федеральной целевой программой развития Крыма от 2014 года предполагается строительство 623 объектов на общую сумму 643 млрд рублей. Из них на полуострове уже завершено строительство 308 проектов.  Согласно статистическим данным, по Федеральной целевой программе до 2020 года в Крыму уже проведено работ на 700 млрд. рублей, а с 2021 по 2025 гг. планируется освоить еще около 600 млрд.

За последние пять лет в развитие образования Крыма вложено почти 33 млрд рублей, из них 16,7 млрд из федерального бюджета. За годы в составе РФ построено 13 школ и 36 детских дошкольных учреждений, благодаря чему очередь в детские сады сократилась на 21 тыс. мест. В 18 из 25 районах Крыма обеспечена 90%-ая доступность дошкольного образования. В 2014-2018 годы было закуплено 3,8 млн. учебников и 239 автобусов для школ, отремонтированы спортивные площадки и др.

Важнейшим проектом является строительство трассы «Таврида», которая тянется от Керчи до Севастополя. Преодолеть расстояние от одного города до другого можно всего за три часа. В 2016 году проект оценивался в 139 млрд. рублей, но к окончанию строительства сумма значительно увеличилась – минимум на 27 млрд. рублей.

Знаковым реализованным социальным проектом на юге России является многопрофильный медицинский центр — больница им. Семашко. Началось строительство в 2017 году, а уже осенью 2020 года центр начал прием первых пациентов. Общая стоимость составила более 9 млрд. рублей.

Кроме того, важным проектом является реставрация «жемчужины» ЮБК – дворца «Ласточкино гнездо». Укрепление скалы под зданием, фундамента, подпорных стен и плиты балкона первого этажа спасло дворец от обрушения в море. Общая сумма средств на реставрацию составила 87,5 млн. рублей. Также в кратчайшие сроки возвели объекты из мероприятия «Гора Митридат» – это «Обелиск Славы» и «Лестницы Большие Малые».

Важным стало строительство современного комплекса международного аэропорта в Симферополе. Объект возвели в рекордно короткие сроки — всего за 22 месяца и в апреле 2018 года аэропорт начал функционировать. На строительство нового терминала израсходовано 30 млрд. рублей, а реконструкция взлетно-посадочной полосы дополнительно обошлась в 13 млрд. рублей.

И, конечно, один из самых дорогих в мире проектов — Крымский мост, символ присоединения полуострова к России. На его строительство было предусмотрено почти 300 млрд. рублей, но итоговая цена оказалась ниже — 227,9 млрд. рублей.

В 2020 году темп снижения экономики в целом оценивается на уровне – 6,5%. Это объясняется ограничениями, связанными с последствиями коронавирусной инфекции, в основном в санаторно-курортной, транспортной, строительной и агропромышленной отраслях.

Рассмотрим следующий показатель: объем инвестиций в основной капитал на душу населения, который характеризует инвестиционный климат и уровень инвестиционной активности в регионе.

На развитие экономики и социальной сферы Российской Федерации организациями всех форм собственности в 2020 г. использовано 20118,4 млрд рублей инвестиций в основной капитал, или 98,6% к уровню 2019 года (в сопоставимых ценах). Объем инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с 2010 г. на 17,2%, с 2015 г. – на 11,0%. (Рисунок 1)

млрд.рублей      в % к предыдущему году

Рисунок 1. ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ РФ

Таблица 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УРОВНЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В 2020г.

Индекс физического объема

инвестиций

в основной капитал

Число

субъектов

Российской Федерации

Наименование субъектов Российской Федерации

до 99,9

50

Республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Крым,

Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртия,

Хакасия, Чувашия, Краснодарский, Пермский, Приморский края, Амурская, Белгородская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская,

Магаданская, Московская, Новгородская, Оренбургская, Орловская, Рязанская,

Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Томская, Тульская области, Тюменская (кроме Ханты-Мансийского и ЯмалоНенецкого автономных округов),Ульяновская, Ярославская области, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ, г. Санкт-Петербург, г. Севастополь

100,0-109,9

23

Республики Башкортостан, Карелия, Кабардино-Балкария, Чеченская, Алтайский и

Красноярский края, Архангельская (кроме Ненецкого автономного округа), Астраханская, Брянская, Владимирская, Иркутская, Ленинградская, Липецкая,

Псковская, Мурманская, Новосибирская, Пензенская, Ростовская, Тамбовская, Челябинская области, Ханты-Мансийский и Чукотский автономные округа, г.Москва

110,0-119,9

6

Республики Дагестан и Коми, Ставропольский край, Ивановская и Омская области, Ямало-Ненецкий автономный округ

от 120,0 и более     6

Республики Калмыкия и Марий Эл, Камчатский, Забайкальский и Хабаровский края, Нижегородская область

По данным таблицы можно сделать вывод о том, что экономика региона развивается, но пока в большей степени за счет федеральных вливаний, хотя среди инвесторов появляется и частный бизнес. Государство стало активно направлять в регион бюджетные деньги, как только Крым вошел в состав России. В 2014–2017 гг. поступления из федерального бюджета превысили 350 млрд руб. В ноябре 2014 г. полуостров получил статус свободной эконимеской зоны (далее – СЭЗ) с льготным налоговым режимом. Но при выборе территории инвестор обращает внимание не только на льготы. В Крыму, в сравнении с любым другим регионом России, максимально сконцентрированы отрасли потенциально успешные для развития: туризм, строительство, химическая и электронная промышленность, финансовый и аграрный секторы, игорный бизнес, фармацевтика. По статистическим данным Республики Крым, сейчас в регионе реализуется более 180 проектов на общую сумму свыше 190 млрд. рублей. Инвесторов более всего привлекает строительство: в этой сфере заключено 41 соглашение на 68 млрд. рублей. В Крыму нехватка жилья. Так на жителя Крыма в среднем приходится почти на 10 кв. м жилья меньше, чем в среднем по России. Чтобы дотянуть до среднего уровня по России, необходимо построить почти 13 млн. кв. м.

Однако больше всего инвесторов пугают риски оказаться под санкциями. Например, именно с этим связывают решение не открывать в Крыму отделения Сбербанка. По этой же причине крупные компании, решившиеся работать в регионе, «не афишируют» свое присутствие здесь. Именно поэтому многие крупные российские компании неоднозначно оценивают инвестиционную привлекательность Крыма – высокий риск подпасть под международные санкции в то время, как потребление небольшое. Особенно это актуально для компаний, которые привлекают иностранное финансирование или работают на иностранных рынках.

В настоящее время инвестиционная политика реализуется в соответствии с практиками стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Внедряются лучшие практики национального рейтинга состояния инвестиционного климата. Благодаря этому начата реализация 182 инвестиционных проектов, с общим объемом инвестиций около 148,8 млрд. рублей, в рамках которых планируется создать более 13,2 тыс. рабочих мест [10].

Инвесторов в основном привлекают такие сферы, как курортно-туристическая, сельское хозяйство, строительство, промышленность и топливно-энергетическая сфера.

Реализуются такие крупные инвестиционные проекты, как:

  • инвестиционный проект «Строительство современного жилого микрорайона «Жигулина Роща»;
  • инвестиционный проект «Многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс»;
  • инвестиционный проект «Создание центра винного туризма в Республике Крым»;
  • инвестиционный проект «Строительство тепличного комбината «Белогорский» в Республике Крым»;
  • инвестиционный проект «Автокемпинг на 500 номеров с последующим перепрофилированием в гостиничный комплекс на 1000 номеров»;
  • инвестиционный проект «Строительство жилого комплекса в городе Евпатория».

В Республике Крым функционирует АО «Корпорация развития Республики Крым», которая оказывает консультационную поддержку инвесторам, сопровождение проектов, предоставление субъектам инвестиционной деятельности услуг, связанных с подготовкой и реализацией проектов по принципу «одного окна».

Рассмотрим следующий экономический показатель – объем внешнеторгового оборота.

Таблица 4. Объем внешнеторгового оборота – экспорт и импорт услуг (в фактически действовавших ценах; миллионов долларов США) [10]

2015

2016

2017

2018

2019

Всего

Экспорт

31971,1

10462,0

11615,3

13644,2

14549,0

Импорт

1745,7

1438,6

1738,5

475,8

278,2

Страны дальнего зарубежья


Экспорт

1432,5

2036,4

3196,9

3500,4

3413,1

Импорт

113,3

1025,4

872,1

39,4

144,2

Государства-участники СНГ


Экспорт

30538,6

8425,6

8418,4

10143,8

11135,9

Импорт

1632,4

413,2

866,4

436,4

134,0

Анализируя таблицу 4, мы видим, что экспорт Республики Крым со странами СНГ значительно снизился (на 63,5 %) за период времени с 2015 по 2019 год, в то время как экспорт со странами дальнего зарубежья увеличился на 138,3 %.

По данным Министерства экономического развития Республики Крым объем валового регионального продукта Республики Крым За 9 месяцев 2020 года экспорт Республики Крым возрос на 8,6% по сравнению аналогичным периодом предшествующего года.

За 9 месяцев 2020 года экспорт Республики Крым составил около 26,2 млн долл. США, что на 8,6 % больше, чем в аналогичный период прошлого года. Объем экспорта в страны дальнего зарубежья составил 6,6 млн долл., в страны СНГ – 19,5 млн долл. США. Крупнейшими торговыми партнерами в экспорте Республики Крым по итогам 9 месяцев 2020 года являются (по убыванию стоимости): Украина (43 %), Беларусь (20,7 %), Китай (13,2 %), Индия (10 %), Казахстан (6,7 %), Узбекистан (1,8 %), Кыргызстан (1,2 %), Армения (0,9 %).

В последние годы структура экспорта региона не изменялась. В основном это продовольственные товары и сырьё для их производства (51,5 %), машиностроительная продукция (24,6 %), продукция химической отрасли (18,6 %). Экспорт продовольственных товаров и сырья для их производства составили 13,47 млн. долл. США, что на 11 % больше объемов аналогичного периода 2019 года.

Экспорт машиностроительной продукции составил 6,4 млн долл. США или 139,3 % к объемам аналогичного периода 2019 года.

Касаемо импорта в Республике Крым ситуация повторяется: он снизился со странами СНГ на 91,8% за период времени с 2015 по 2019 год, в то время как со странами дальнего зарубежья увеличился на 27,3% за аналогичный период времени.

Внешнеторговый оборот Республики Крым за 9 месяцев 2020 года составил 58,6 млн. долл. США или 83,3% к объемам аналогичного периода 2019 года.


Внешнеторговую деятельность в 2020 году осуществляли 227 участника ВЭД Республики, в том числе 161 юридическое лицо.

Также за 9 месяцев 2020 года импорт Республики Крым составил 32,4 млн, долл. США, что на 29,9 % меньше объемов аналогичного периода предшествующего года. Объем импорта из стран дальнего зарубежья составил 13,5 млн. долл. США.

Не менее важным показателем в анализе социально-экономического развития региона является финансовая обеспеченность региона.

Первоочередные задачи бюджетной и налоговой политики Республики Крым на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов:

  • Преодоление спада экономики на фоне распространения новой коронавирусной инфекции;
  • Принятие антикризисных мер в период пандемии;
  • Своевременное выполнение в полном объеме социальных обязательств перед населением.

Таблица 5. Основные характеристики бюджета Республики Крым на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (миллионов рублей) [10]

Показатели

Проект 2021 год, млн руб.

Проект 2022 год, млн руб.

Проект 2023 год, млн руб.

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА, в том числе:

153 337,7

166 684,6

235 729,5

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

48 421,7

51 988,4

56 821,3

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ, в том числе:

104 916,0

114 696,2

178 908,2

Дотации, в том числе:

39 730,8

40 374,7

43 835,0

на выравнивание бюджетной обеспеченности

21 453,7

11 020,8

9 277,6

на частичную компенсацию

дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели

1 491,9

1 491,9

1 491,9

в целях обеспечения сбалансированности бюджетов

16 785,2

27 862,0

33 065,5

Субсидии

51 036,6

64 212,3

125 432,7

Субвенции

7 425,3

7 047,0

6 774,6

Иные межбюджетные трансферты

5 770,7

1 951,2

1 534,2

Безвозмездные поступления от государственных организаций

252,6

411,0

631,7

Доходы от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет

700,0

700,0

700,0

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА, из них:

154 737,7

166 684,6

235 729,5

условно утвержденные расходы

_

2 407,1

5 299,8

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА

-1 400,0

0,0

0,0

Как мы видим, в основном бюджет находится в дефиците. Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции, поэтому обычно он рассматривается как негативное явление.

Однако ряд экономистов, следуя Джону Мэйнарду Кейнсу, рекомендуют составлять бюджет с некоторым дефицитом, чтобы смягчить или положить конец экономическому спаду, что в настоящее временя весьма важно для экономики России, а, следовательно, и для экономики регионов.

Увеличение объемов рынка, вызванное бюджетным дефицитом, также стимулирует экономику, поскольку увеличение предпринимательской прибыли способствует долгосрочным инвестиционным вложениям (эффект акселератора). В результате увеличивается спрос, и как следствие – рост занятости населения.

Таким образом, бюджетный дефицит в определенных случаях может стимулировать активность экономических процессов.

Следующий показатель, который характеризует социально-экономическое развитие – это уровень занятости населения.

Занятость в Республике Крым имеет свои особенности, потому что Крым — это регион, который связан с такими сферами экономики, как услуги, туризм, сельское хозяйство, торговля, строительство, промышленность. В Республике Крым большая доля занятых находится в сфере услуг. В регионе потребность в работниках увеличивается сезонно – курортный, туристический период, период развития сельского хозяйства. В связи с этим растет и спрос на труд, соответственно, в сферах туризма и сельского хозяйства. После окончания летнего курортного сезона и сбора урожая сокращается и спрос на рабочие места в сельскохозяйственной, туристско-рекреационной отрасли и в сферах услуг.

Одним из важных факторов, влияющий на занятость населения является экономически активное население региона. По данным центра занятости населения Республики Крым в 2019 году уровень занятости сформировался на уровне 54,7%.

В 2019 году по официальным данным признано безработными 13658 человек, что на 22,0% больше, чем в предшествующем году – 11198 человек. Больше всего по безработных в Евпатории – 970 чел., Красноперекопском регионе – 958 чел. и Ленинском районе – 892 чел. Из числа безработных 57,2% составляют женщины, 59,6% – жители сельской местности. При этом значительная доля безработных имеет среднее профессиональное образование (40,7%).

Число безработных в Крыму за 2020 год выросло в 9 раз.
Об этом говорится в проекте регионального комплекса мер по восстановлению численности занятого населения.
Из общего числа безработных примерно две трети – люди в возрасте от 30 до 49 лет. Число безработных в возрасте от 20 до 24 лет за год выросло в 16,8 раза, в возрасте от 25 до 29 лет – в 17,3 раза. Численность безработных с высшим образованием, состоящих на учете в центрах занятости, за 11 месяцев 2020 года выросла в 7,8 раза, безработных со средним профессиональным образованием – в 8,4 раза.

30,8% граждан от общего числа безработных в республике потеряли работу в период пандемии, с 1 марта 2020 года. Также с начала 2020 года в 90,7 раза выросло число безработных, которые официально ищут работу впервые, в 49 раз выросло число тех, кто не работает официально уже больше года.

Рассмотрим динамику реальных доходов населения Республики Крым.

Объем денежных доходов населения в январе-декабре 2019 года сложился в сумме 511 099,5 млн. рублей и увеличился по сравнению с январем-декабрем 2018 года на 3,4 %.

Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 416 154,3 млн. руб., что на 9,2 % больше, чем за январь-декабрь 2018 года. Прослеживается тенденция снижения уровня бедности крымчан: если в 2015 году показатель составлял 23,1%, то в 2019 году – уже 17,2 %.

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в Республике Крым за 2019 год составила 10 456 рублей, что больше по сравнению с величиной за 2018 год на 752 рубля, или на 7,7%.

Среднедушевые денежные доходы населения за январь-декабрь 2019 года выросли по сравнению с соответствующим периодом 2018 года на 3,5 % и составили 22 273 рубля. В I квартале 2020 года денежные доходы составили 19281 рубль, увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2019 года на 5,1%. Реальные денежные доходы
населения (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен), по оценке, в январе-декабре 2019 года по сравнению с январем -декабрем 2018 года снизились на 1,5 %, в I квартале 2020 года – увеличились на 3,5 %.

Таблица 6. Динамика реальных доходов населения (в процентах к предыдущему году) [10].


Реальные денежные доходы в % к

соответствующему периоду предыдущего года

предыдущему периоду

2018 год
I квартал

103,7

84,9

II квартал

107,3

121,5

I полугодие2)

105,7

Х

III квартал

109,8

97,3

Январь-сентябрь2)

107,1

Х

IV квартал

102,5

102,1

Год2)

105,9

х

2019 год
I квартал

II квартал

I полугодие

III квартал

Январь-сентябрь

IV квартал

Год

94,3

94,2

94,2

97,6

95,3

107,6

98,5

78,2

121,3

100,8

112,5

2020 год
I квартал

103,6

75,3

Оценка показателя за указанные периоды рассчитана в соответствии с Методологическими положениями по расчету показателей денежных доходов и расходов населения (приказ №465 от 02.07.2014 с изменениями №680 от 20.11.2018).
-2017.
С учетом ЕВ

Таблица 7. Среднедушевые денежные доходы населения в Республике Крым в 2015-2019 годах

Период

Кварталы

I

II

III

IV

2015

15 664

12 084

15 379

15 732

19 644

2016

17 825

15 425

18 250

17 343

20 376

2017

19 818

17 459

20 807

19 654

21 375

2018

21 524

18 262

22 514

22 303

22 975

2019

22 273

18 345

22 513

22 754

25 500

2020

х

19 281

х

х

х

Как мы видим из таблиц 6 и 7, сохраняется положительная динамика роста заработной платы. Средняя номинальная заработная плата за январь-декабрь 2019 года (по сравнению с соответствующим периодом 2018 года) выросла на 10,5 % и составила 32 748 рублей. Реальная заработная плата за этот период составила 105,2 %. Средняя номинальная заработная плата за январь-март 2020 года увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2019 года на 5,1 % и составила 32 901 рубль.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в 2019 году составил 11 280 рублей в месяц, по сравнению с 2018 годом увеличился на 18,7 %, или на 1 780 руб. С 1 января 2020 года МРОТ составляет 12 130 руб., по сравнению с 2019 годом увеличился на 7,5 %, или на 850 руб.

Анализ динамики структуры денежных доходов населения за 2015-2020 годы в Республике Крым показал, что за указанный период возросла доля основных составляющих структуры доходов населения: оплаты труда с 45,2% до 48,6 %. При этом, снизился удельный вес доходов от предпринимательской деятельности с 9,2% до 6,2%. Доля социальных выплат существенно не изменилась и составляет 25 %.

Таблица 8. Структура денежных доходов населения [10] (в % от объема доходов)


2015

2016

2017

2018

Денежные доходы

100

100

100

100

в том числе: оплата труда наемных работников

45,2

48,4

47,2

48,6

доходы от предпринимательской и иной производственной деятельности

9,1

8,8

6,4

6,2

социальные выплаты

25,3

27,6

26,5

25,0

доходы от собственности

1,2

1,7

1,7

1,8

прочие денежные поступления


19,2


13,5


18,2


18,4


За последние пять лет уменьшилась доля населения со среднедушевыми денежными доходами менее 7 000 рублей в месяц – на 6,6 процентных пункта, с доходами от 7000 до 10 000 рублей – на 7,7 п.п., от 10 000 до 14 000 рублей в месяц – на 6,5 п.п. Вместе с тем, наблюдается увеличение численности населения с доходами от 19 000 до 27 000 рублей – на 5,4 п.п, от 27 000 до 45 000 рублей – на 10,6 п.п.

В 2019 году по сравнению с 2018 годом доля населения со среднедушевыми денежными доходами менее 19 000 рублей в месяц уменьшилась с 54,7 до 51,6%, а с доходами выше 19 000 рублей – увеличилась с 45,3 до 48,4%.

Подводя итоги анализа можно сказать, что многие показатели имеют положительную динамику, расстраивают показатели уровня занятости и динамика реальных доходов населения, которые значительно сбавляют позиции, что не может не отражаться на качестве жизни населения, но несмотря на это, полный индекс качества жизни в Республике Крым находится на достаточно высоком уровне.

Республика Крым относится к числу динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. В регионе сосредоточены мощное промышленное производство, богатые природные ресурсы, крупные транспортные потоки, солидный научный и человеческий потенциал.

Можно сделать вывод, что за последние годы удалось добиться серьезных успехов. Реализован целый ряд крупнейших проектов: Крымский мост, трасса «Таврида», Симферопольский аэропорт. Кроме того, снята угроза энергодефицита благодаря вводу генерирующих мощностей, строительству энергомоста и модернизации сетевого хозяйства полуострова.

Развитие Крыма остается приоритетом для российских властей.  Республика Крым показывает достаточно высокий уровень жизни населения. Социально-экономическое развитие полуострова направлено на доведение уровня жизни населения и развития экономики Крымского федерального округа до среднероссийского уровня, формирование условий для обеспечения устойчивого экономического роста Крыма, формирование сети автомобильных дорог, обеспечение полуострова водой, эффективное использование туристско-рекреационного потенциала.


Библиографический список
  1. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 28.06.2014 г. N 172-ФЗ – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru;
  2. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 29.12.2014 г. N 473-ФЗ – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru;
  3. О стратегическом планировании в Республике Крым [Электронный ресурс]: Закон Республик Крым от 20.05.2015 г.– Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru;
  4. Об одобрении прогноза социально-экономического развития Республик Крым на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов [Электронный ресурс]: Приказ Минэкономразвития России от 22 апреля 2021 г. № 220 – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru;
  5. Бугакова, Н.С., Гельвановский, М.И., Глисин, Ф.Ф., Горячева, И.П., Гохберг, Л.М., Житков, В.Б., Климанов, В.В., Кузнецова О.В., Кулибина И.Ф., Скатерщикова, Е.Е., Харламова, И.В. Регионы России. Социально-экономические показатели [Текст]: ст.сб. – Москва: Росстат, 2015. – с. 1266;
  6. Ильяшенко, В.В. Взаимосвязь инфляции и безработицы: теоретические аспекты и особенности проявления в экономике России [Текст]//Известия УрГЭУ. – 2016. – № 2. – С. 5-11.;
  7. Климов, В.Г. Мировая экономика: прогноз до 2050 г. [Текст]//Вопросы экономики. – 2008. – № 5.
  8. Новикова, Н.В., Черей, А.В. Стратегические направления экономического развития моногородов региона [Текст]//Известия УрГЭУ. – 2014. – № 5. – С. 95-103.;
  9. Придворова, Е.С. Сравнительный анализ методов прогнозирования социально-экономического развития региона [Текст]//Научные ведомости БГНИУ. – 2013. – № 1. – С. 5-14.;
  10. Министерство экономического развития Республик Крым: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minek.rk.gov.ru/ru/index;
  11. Научные труды преподавателей Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный экономический университет».


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ушакова Елена Витальевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация