УДК 34

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Кулекин Станислав Игоревич
Московский финансово-юридический университет (МФЮА)
студент, магистратура, г. Калининград

Аннотация
Статья посвящена вопросам валютного регулирования. Рассмотрены проблемы в сфере валютного контроля в Российской Федерации. Показана схема осуществления деятельности по проведению уполномоченными органами контроля за валютными операциями. Показаны причины, позволяющие осуществлять незаконный вывод капиталов за рубеж. Выделены проблемы государственного управления и предложены направления по улучшению в сфере валютного контроля.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кулекин С.И. Проблема государственного управления в сфере валютного контроля // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/11/99146 (дата обращения: 26.01.2023).

Валютный контроль в Российской Федерации является важнейшей частью государственной валютной политики в сфере валютных отношений, обеспечивающий стабильность внутреннего валютного рынка, устойчивость национальной валюты РФ, состояния золотовалютных резервов страны.

В Российской Федерации государственное управление в сфере валютного контроля осуществляется на основе Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года. А также на основе федеральных законов и нормативно-правовых актов, изданных органами валютного регулирования. Целью данного Федерального Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики в области валютного регулирования, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества [1].

В настоящее время в связи со значительными объёмами торговых отношений российских предприятий с зарубежными партнёрами, возникает остро проблема государственного управления в сфере валютного контроля. Решение которой направлено на защиту финансовых интересов Российской Федерации в сфере валютных отношений с целью обеспечения экономической безопасности страны.

Контроль в Российской Федерации валютных операций осуществляется Центральным банком, таможенными органами, налоговыми органами и уполномоченными коммерческими организациями (банками) [2]. Валютный контроль в РФ работает по следующей схеме: уполномоченные банки, в соответствии с распоряжением Центрального Банка России, выполняют контролирование внешнеторговых валютных операций своих резидентов. Если происходит обнаружение предполагаемого нарушения в сфере валютного законодательства, то информация о выявленном нарушении передаётся в территориальное подразделение Центрального Банка. Далее информация из Центрального Банка передаётся в Федеральную Таможенную Службу или Федеральную Налоговую Службу России. А уже оттуда информация о предполагаемых правонарушениях передается в нижестоящие региональные управления таможенной или налоговой службы, которые непосредственно осуществляют проверки по предполагаемым признакам правонарушений в сфере валютного законодательства [2].

В Российской Федерации органом исполнительной власти, выполняющим работу по противодействию «отмывания» доходов, полученных преступным путем и их легализации за рубежом, а также финансированию распространения оружия массового уничтожения, финансированию терроризма и по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере и др. осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Президент Российской Федерации [3].

Росфинмониторинг в соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 №808, осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере [3].

Росфинмониторинг в тесном взаимодействии с налоговыми и таможенными органами проводит работу по противодействию «отмывания» доходов, полученных незаконным образом. Большую угрозу в легализации преступных доходов представляют «фирмы-однодневки» с помощью которых осуществляется незаконное перемещение денежных средств за рубеж. Проблема вывоза капитала в настоящее время является наиболее острой, отток капитала за рубеж находится на постоянно высоком уровне. Согласно докладам ЦБ РФ, ежегодно фиксирует чистый отток капитала из РФ в размере нескольких десятков миллиардов долларов США.

Выделяют [4, 5] следующие причины, позволяющие осуществлять незаконный вывод капиталов за рубеж:

  1. Осуществление расчётов по контрактам в оффшорных зонах, то есть за пределами действия российской налоговой системы. Производство товаров и услуг происходит на территории РФ, а финансовые расчёты за полученный товар или оказанную услугу производятся за рубежом в оффшорных зонах. Крупные российские компании имеют расчётные счета, зарегистрированные в оффшорных зонах, что способствует утечке капитала.
  2. Широко используется практика авансовых платежей, когда российское юридическое лицо переводит денежные средства на счета зарубежной фирмы в виде предоплаты за товар, но товар не поступает, например, в результате приостановления деятельности фирмы-поставщика. Эта схема вывода средств широко используется и позволяет выводить капитал на сумму в сотни миллионов долларов ежемесячно.
  3. На сегодняшний день на счетах в зарубежных банках имеется большое количество валютных средств, которые не были возвращены в Российскую Федерацию. Проблема возврата (репатриации) денежных средств от экспорта товаров и оказания услуг российскими фирмами стоит остро, так как не в полной мере задействованы законодательные механизмы, позволяющие обеспечивать репатриацию денежных средств.

По указанным выше причинам проблемы государственного управления в сфере валютного контроля в РФ носят по-прежнему актуальный характер. Тем не менее, в настоящее время достигнуты некоторые успехи в области валютного контроля. В частности, принятый Федеральный Закон № 325-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [5] позволили улучшить работу по противодействию выводу капиталов за рубеж. Введена в действие Инструкция Банка России № 181-И о порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов при осуществлении валютных операции. Но не несмотря на достигнутые успехи, проблема оттока валютных капиталов из РФ носит комплексный характер и является актуальной.

В связи с выше сказанным можно выделить три основные проблемы в сфере государственного валютного контроля.

Первая проблема происходит из-за «неповоротливости» системы контроля, её громоздкости и бюрократии. Информация о возможном нарушении в сфере валютного законодательства поступает в ЦБ России от уполномоченного банка-резидента и на этом этапе его действия заканчиваются. Далее отдел валютного контроля ЦБ РФ перенаправляет информацию о возможном нарушении следующему участнику валютного контроля – Росфиннадзору. Росфиннадзор как орган исполнительной власти, обладает законодательным правом применять меры ответственности за правонарушения в области валютного законодательства. Но Росфиннадзор отягощен работой по многим другим направлениям деятельности в том числе, например, по контролированию за исполнение расходования государственного бюджета, участвует в противодействии коррупции, осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности и др. что не позволяет оперативно принимать меры реагирования на возможное правонарушение.

Вторая проблема – это громоздкость законодательной системы, которую необходимо упростить, снизить количество заполняемых документов. Необходимо исключить бюрократическое отношение к оформлению внешнеторговых сделок, а именно: уменьшить количество требуемых подтверждающих справок, с возможностью пересмотра их формы и удаления устаревшей не актуальной информации. Необходимо наладить эффективный электронный обмен между органами валютного контроля минимизировав бумажный документооборот. Что позволит оперативно реагировать на возникновение возможных правонарушений.

Третья проблема – это желание участников внешнеторговой деятельности обойти требования валютного законодательства из-за его закостенелости и громоздкости. Отсутствия желания у органов валютного контроля оперативно реагировать на выявления возникающих правонарушений.

В связи вышеозначенными проблемами, можно предложить несколько рекомендаций по совершенствованию системы валютного контроля в РФ:

  1. Создание чёткой и отлажено работающей системы сбора и анализа информации о текущих валютных операциях, совершенствования мониторинга валютных операций, выявление фиктивных контрактов с «фирмами-однодневками».
  2. Повышение количества внутригосударственных отраслей экономики с целью создания привлекательного климата для инвестирования внутри государства. Предоставление налоговых льгот организациям, инвестирующим средства в российские компании.
  3. Активно продолжать работу с физическими и юридическими лицами по возвращению капиталов из офшоров.
  4. Активно бороться с «фирмами-однодневками» путем усиления контроля и ответственности за невозвращение денежных средств в Россию, в случаях, когда это необходимо по законодательству РФ.
  5. Продолжать реализовывать систему электронного документооборота и информационного обеспечения валютного контроля.
  6. Создать единый информационный центр для всех органов валютного контроля и других заинтересованных ведомств. С чётким перечнем компетенций с целью исключения дублирования и громоздкости системы контроля.
  7. Совершенствовать законодательство в сфере валютного контроля.

В заключении можно отметить следующие: в системе экономической безопасности РФ валютный контроль является важнейшей составляющей. В валютном регулировании и валютном контроле основной задачей является ограничение масштаба оттока капитала из государства, при одновременной поддержке предложения валюты внутри страны. Работа государственных структур в сфере валютного контроля направлена на выявления правонарушений в валютном законодательстве субъектов участвующих во внешнеэкономических операциях.

Валютный контроль направлен на достижения и поддержания экономического постоянства в обществе, установления порядка проведения валютных операций, в том числе с денежными средствами на зарубежных счетах, в котором налоговые органы играют ключевую роль, осуществляя полномочия органа валютного контроля и предпринимая необходимые меры для пресечения нарушений валютного законодательства.

В связи с ограниченной компетенцией каждого органа в сфере валютного контроля серьезную роль играет межведомственное взаимодействие, позволяющее оперативно выявлять участников внешнеэкономической деятельности с признаками ненадежности и пресекать их недобросовестные намерения в рамках внешнеторговой деятельности [6].

Для повышения эффективности работы государства в сфере валютного контроля необходимо внести определённые изменения в нормативно-правовые акты системы валютного контроля с учётом интересов финансовой деятельности РФ, чтобы обеспечить привлекательный инвестиционный климат, что в свою очередь в значительной мере снизит показатели оттока капитала.

Государству необходимо более тщательно проводить работу по объяснению заинтересованности резидентам финансового рынка РФ при совершении внешнеторговых сделок в добровольном исполнении требований законодательства в сфере валютных операций, к декларированию своих счетов, исключению офшоризации и снижению оттока капитала за рубеж. Для того, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону в РФ необходимо ввести более всеобъемлющий валютный контроль, чтобы внешнеэкономическую деятельность сделать настолько прозрачной, чтобы её администрирование налоговыми органами приносило пользу.


Библиографический список
  1. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] // СПС «Консультант‑Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ (дата обращения: 07.11.2022).
  2. Ростовщикова Е.Е. Валютный контроль в системе обеспечения экономической безопасности государства // Экономические науки 2019 № 3 (172). DOI: 10.14451/1.17267 с. 67-70.
  3. https://www.fedsfm.ru/about (дата обращения: 08.11.2022).
  4. Леонова О.В. Актуальные проблемы валютного контроля сегодня // Российский внешнеэкономический вестник №1 (Январь) 2011 УДК 339.74 ББК 65.268 с. 50-53.
  5. Данилова, О.Е. Проблемы и пути совершенствования валютного регулирования экспортно-импортных операций // О. Е. Данилова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 48 (182). – С. 241-243. – URL: https://moluch.ru/archive/182/46895/ (дата обращения: 08.11.2022).
  6. Козырин А.Н. Таможня в механизме валютного контроля за внешнеторговыми поставками: импорт [Электронный ресурс] https://www.nalvest.ru/nv-articles/detail.php?ID=21573. (дата обращения: 08.11.2022).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кулекин Станислав Игоревич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация