Современными маркерами новой образовательной реальности являются цифровизация и технологическая трансформация университетов. При этом особую значимость приобретает партнерство университетов с промышленными предприятиями в целях реализации высокотехнологичных проектов, повышающих конкурентоспособность национальной экономики. Как отмечается в исследовании [1], «…традиционные методы проектирования, такие как имитационные и корреляционные модели, уступают свое место технологичным подходам к описанию объектов реального мира в виртуальной среде», в том числе в виде цифровых двойников. В общем смысле под «цифровым двойником» понимается виртуальный образец (прототип) реального объекта или процесса. С технической точки зрения, цифровой двойник – это программный аналог физического объекта, включающий модель внутренних процессов, технических характеристик и поведения реального объекта в условиях воздействий факторов окружающей среды [2].
Использование технологии цифровых двойников в российских вузах в настоящее время находится на начальной стадии. В ряде университетов создаются специализированные подразделения, осуществляющие высокотехнологичные проекты в партнерстве с промышленными предприятиями. Так, в Уральском федеральном университете (УрФУ) в 2019 году был создан Инжиниринговый центр цифровых технологий машиностроения (ИЦЦТМ). Финансовой основой деятельности центра является государственная грантовая поддержка в размере 144 млн. руб. Цель создания ИЦЦТМ – разработка и внедрение промышленных цифровых двойников на основе компьютерного моделирования. Практически речь идет о формировании инженерной инфраструктуры УрФУ для реализации высокотехнологичных проектов на предприятиях машиностроения и ВПК. Индустриальным партнером ИЦЦТМ выступает компания «Адванс Инжиниринг». Стратегическими партнерами будут являться крупнейшие промышленные предприятия (Уралмашзавод, Уральский оптико-механический завод, Машиностроительный завод им. М.И. Калинина, НПО Автоматики им. академика Н.А. Семихатова, ОКБ «Новатор», НПО Уралвагонзавод, Камаз) [3].
В рамках партнерства с промышленными предприятиями УрФУ получает возможность не только выполнять комплексные инженерные проекты и готовить целевые кадры, а также стимулировать исследовательский потенциал обучающихся путем учреждения совместных (партнерских) стипендий для отличившихся студентов и аспирантов. Учитывая, что в России наблюдается устойчивая тенденция сокращения молодых научных кадров в возрасте до 39 лет [4], партнерские стипендиальные и грантовые программы позволят повысить интерес молодежи к научно-исследовательской деятельности.
Кроме сотрудничества с отечественными предприятиями, Инжиниринговый центр УрФУ нацелен на коммуникации с зарубежными университетами и исследовательскими центрами. В 2021 году специалисты ИЦЦТМ УрФУ провели вебинары для представителей Харбинского политехнического университета по численному моделированию зубчатых передач, анализу показателей шума и вибрации летательных аппаратов, а также применению технологий цифрового двойника в машиностроении.
Далее рассмотрим возможности и угрозы, связанные с реализацией проектов по созданию промышленных цифровых двойников в рамках сотрудничества «университет-предприятие» (таблица 1). В целом, несмотря на вероятные риски, технологическое партнерство вузов и предприятий открывает им новые перспективы, а в качестве главного синергетического эффекта следует ожидать повышения национального технологического суверенитета.
Таблица 1. Возможности и риски проектов по созданию цифровых двойников в промышленности.
Участник проекта |
Возможности |
Риски |
1. Университет |
|
|
2. Предприятие |
|
Таким образом, диалог университета и предприятий в области виртуализации промышленных объектов позволяет повысить эффективность производственных процессов, усовершенствовать образовательные технологии и расширить границы научных исследований.
Библиографический список
- Шведенко В.Н., Мозохин А.Е. Применение концепции цифровых двойников на этапах жизненного цикла производственных систем // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2020. Т. 20. № 6. С. 815–827.
- Вихман В.В., Ромм М.В. «Цифровые двойники» в образовании: перспективы и реальность // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. С. 22–32.
- Официальный сайт Инжинирингового центра цифровых технологий машиностроения (ИЦЦТМ), режим доступа: https://icctm.ru/ru/
- Куракова Н.Г., Цветкова Л.А. Технологическое предпринимательство в региональных университетах России: факторы сдерживания и ускорения // Экономика науки. 2021. № 7(3). С.170–187.