КАТЕГОРИЯ «СПРАВЕДЛИВОСТЬ» В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

Копин Дмитрий Сергеевич
Московский финансово-юридический университет (МФЮА)
студент, магистратура

Аннотация
Статья посвящена проблемам взаимосвязи и взаимодействия справедливости и права. В ней дается анализ современных теоретических подходов к пониманию соотношения между этической категорией справедливость и правом. Значительное внимание уделяется исследованию сущности и понятию справедливости как универсальной и многопрофильной категории этики. Справедливость рассматривается как этическая категория, в основе которой лежит оценка должных деяний и воздаяния. На основании действующего российского законодательства проводится анализ основных направлений взаимосвязи справедливости с правовой системой Российской Федерации.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Копин Д.С. Категория «справедливость» в современном российском праве // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/11/99140 (дата обращения: 13.03.2024).

В современных условиях особое значение приобретает проблема соотношения справедливости и права. В соответствии с Конституцией нашей страны – Российской Федерации – это одновременно и демократическое, и правовое государство [1 ст.1], и социальное государство [1 ст.7]. Вполне естественно, что такое государство не может не опираться на прочный базис принципа справедливости. Поэтому  стоит заметить, что интерес к вопросу о соотношении справедливости и права  имеет тенденцию усиливаться, а  не снижаться. В силу своей сложности и различной трактовке, данный вопрос является предметом постоянных споров на бытовом уровне и серьезных научных дискуссий.

Справедливость представляет собой многозначное явление, которое является предметом для изучения многими науками, которые включают в себя, философию, социологию, политологию, экономику и право. В каждой из этих наук выдвигают различные  подходы к пониманию справедливости и предлагают классификацию ее на виды. Принцип справедливости приобрел особую актуальность в современных условиях. Стоит отметить, что Организация Объединенных Наций 20 февраля 2009 г. впервые отмечала Всемирный день социальной справедливости.

Вопрос о соотношении права и справедливости остается дискуссионным на протяжении всего существования общества. В связи с постоянным развитием последнего мнения ученых, юристов, граждан меняются, что представляется логичным.

Говоря об этой проблеме историк В.Ф. Титов пишет о том, что исторические свидетельства свидетельствуют, что идея социальной справедливости с момента возникновения цивилизации всегда была центральной внимание великих мыслей прошлых веков. [11].

К примеру, Гераклит рассматривает категорию справедливости как борьбу, и эта борьба всеобща и космична, а следовательно, справедливость есть гармония (единство или согласованность, основанная на равенстве) борющихся противоположностей. [12]

Конфуций предполагал, что справедливость должна рассматриваться в двух аспектах: в этическом и политическом. В этическом плане справедливость рассматривается Конфуцием как основу нравственного совершенствования, которая присуща «благородным мужам». А если она свойственна высшим кругам общества, то и всё общество начнёт обладать этим свойством. С политической точки зрения справедливость требует соответствия истине, уравнивания людей, но в то же время, отсутствия равноправия между ними.[16]

Исследуя различные мнения ученых и философов стоит сделать вывод о том, что в античной Греции и Древнем Риме, сформировался такой подход при котором  приоритет личных целей перед интересами определенной социальной группы на основе личных интересов, а не через сравнение себя с группой. Стоит отметить тот факт, что традиционные Восточные цивилизации отдают преимущество коллективным ценностям, имеющим приоритет перед индивидуальными интересами, при этом человек Востока признает себя с определенным социумом.

Современное общество чаще рассматривает понятие справедливости как обеспечение прав человека и интересов. Принятие правового решения по делам на уровне общественности заключается в учете разных интересов и поиске компромиссов. Поэтому справедливость является каким-то компромиссом между интересами конкретных людей и социальными группами, поскольку именно поиск последнего является сущностью управления обществе в современном мире.

В связи с вышесказанным можно выделить две основные проблемы:

1.Отсутствие проработанных законодательных норм, в результате чего наступает несправедливая юридическая ответственность.

2.В результатах деятельности законодателя и правоприменителей отсутствует соразмерность применения принципа справедливости.

Мнения ученых-правоведов при формулировании понятия справедливости различны.

По мнению Д. И. Рябых, «справедливость — это в первую очередь порядок, который приведет индивида и общество к процветанию. Этот порядок можно выразить в ряде принципов — юридическое равенство, всеобщность… и соблюдение прав и свобод человека» [13].

Г. Г. Пашкова определяет справедливость как «уравнивание,…соответствие, соразмерность (например, в теории права различают справедливость воздающую (принцип древних правовых систем талиона), уравнивающую (равенство граждан перед законом), распределительную (учет всех обстоятельств личности при распределении материальных и иных благ)» [14].

О. И. Мягкова характеризует принцип справедливости через «баланс интересов, выражающий качество равновесности и соразмерности… При этом… справедливости соответствует такое договорное регулирование, при котором права и обязанности сторон договорного правоотношения распределены соразмерно, их конкурирующие интересы уравновешены» [15].

В свою очередь философский тип правопонимания, в основе которого лежит различение права и закона и трактовка права как всеобщей формы и равной меры свободы индивидов[6], начал формироваться в российской теории права с середины 70-х гг. в острой полемике с позитивистским подходом к праву советского образца.

Либертарная теория права В. С. Нерсесянца получила название от латинского слова libertas (свобода): «потому, что право, согласно данной трактовке, включает в себя (онтологически, гносеологически и аксиологически) свободу (свободу индивидов); слово же «юридический» (от лат. ius – право) в названии концепции означает «правовой» (а не «юриспруденческий», т.е. не относящийся лишь к специальной сфере юридической науки) и использовано для обозначения отличия данного типа правопонимания, с одной стороны, от юснатурализма (от лат. ius naturale – естественное право), с другой – от легизма (от лат. lex – закон) как обобщенного наименования всех позитивистских учений о праве»[17].

Эта теория была одним из первых законодательных концепций, где была проведена попытка радикального пересмотра в СССР господствовавших марксистских и ленинских идей о правах и государствах.

В.С.Нерсесянец продолжил и развил  подход И.Канта к праву, считая воплощение справедливого, законного и свободного общества.. Он считал справедливостью самосознание и самовыражение права, а также самооценку права, а потому – правовую оценку всего остального, внеправового; действовать справедливо – значит поступать правомерно, в соответствии с универсальными требованиями закона.[18].

Правопонимание характеризуется осмысленным отношением к праву, стремлением выявить сущностные черты, внутреннюю природу, отличительные качества права как особой социальной системы Легистское правопонимание характеризуется тем, что внутреннее содержание нормативных актов не имеет принципиального значения, закон отождествляется с официально установленными и действующими положениями законодателя. Представители этого типа правопонимания не разделяют право и право; для них законом являются законодательные акты, принятые в установленном порядке.

В типологии, предложенной В. С. Нерсесянцем, главным является разграничение права и закона, она противопоставляет произвольные, субъективно-властные указы государя объективным решениям, выражающим сущность права. Автор отнес либертарную теорию права к пониманию права, поскольку различие между правом и правом имеет принципиальное значение. В то же время он не видел в этой теории продолжения естественно-правового подхода к пониманию права, отстаивающего его самостоятельный статус; для него либертарная концепция является новым самостоятельным направлением в общей теории различения права и закона.

В юриспруденции взаимодействие прав и закона осуществляется в различных направлениях. Прежде всего, в целом правовая система, конкретные нормы права  всегда оценивается обществом, социальной группой и отдельным правовым нормам. с позиций их справедливости или несправедливости.

Еще в своих работах Аристотель, указывал на тот факт, что справедливость имеет двойственную природу  считается, что справедливым может считаться и равенство, и неравенство. Справедливыми считаются положения Конституции Российской Федерации о равных обязанностях граждан [1 п.2 ст. 6], равенстве перед законом и судом [1 ст.19], равной защиты всех формы собственности [1 п.2 ст.8]. При этом справедливыми считаются и законодательные ограничения на доступ к материальному и духовному благу. Такое неравенство возникает из того, что закреплено в статье. 8 Конституции о правах на собственность частных лиц., а ст. 21 ТК РФ предусматривает право на оплату труда по квалификации работника, сложности работы, количеству и качеству выполненного труда.

Стоит отметить, что кроме принципа справедливости законодательство устанавливает требования о справедливости по правам и обязанности, в имущественных отношениях. В статье 6 ГК РФ установлено, что если невозможно применить аналогию закона, право и обязанность сторон определяются в зависимости от того, как они применяют аналогию закона, исходя из того, как они применяют аналогию закона. Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса РФ суд при установлении размера компенсации за причинение морального вреда должен исходить из требования разумности и справедливости.

По мнению В.С. Нерсесянца «социалистическая собственность тем самым должна быть преобразована в индивидуализированную гражданскую собственность, и каждый гражданин станет «обладателем реального субъективного права на равный для всех минимум собственности» [19]

Кроме этого, каждый имеет право на любой другой собственность, без ограничения минимума. Социалистические отрицания собственности на средства производства орудий и средств производства, по его мнению, учитывая итоги истории, должны быть превращаться в утверждения собственности более высокого уровня. Речь идет о правовом способе перехода от социализма к постсоциалистическому правовому строю, о том, что принцип правового равенства должен быть последовательно применен к социалистической собственности.

Также стоит отметить тот факт, что при  субъективном осуществлении принципа правовой справедливости закон предъявляет надлежащие требования о личностных качествах  и поведению представителей различных юридических профессий. От судьи требуют избегать как при исполнении служебных обязанностей, так и во внеслужебных отношениях, ситуаций, способных вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. В присяге судьи, утвержденной указанным выше законом, от него требуется быть беспристрастным и справедливым[10].

Подводя итог в вопросе, взаимосвязи справедливости и права имеют далекие исторические корни. Идея справедливости глубоко вплетены в ткань современного законодательства, придавая ему нравственную силу и устойчивость. Справедливость является основой правосудия. Она во многом обеспечивает стабильность правовой системы, отделяет порядок от хаоса, закон от беззакония.


Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014. №31. ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994. №32. ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996. №5. ст. 410.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996. №25. ст. 2954.
  5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001. №52 (ч. I). ст. 4921.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002. №1 (ч. 1). ст. 1.
  7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002. №1 (ч. 1). ст. 3.
  8. Федеральный закон от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011. №49 (ч. 1). ст. 7020.
  9. Федеральный закон от 28.12.2010 №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011. №1. ст. 15.
  10. Закон РФ от 26.06.1992 №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ, 30.07.1992. №30. ст. 1792.
  11. Титов, В. Ф. Идея социальной справедливости в древнегреческой философии / В. Ф. Титов// Белорусская цифровая библиотека. [Электронный ресурс].URL: https://library.by/portalus/modules/philosophy/readme.php?subaction=showfull&id=1396351362&archive=&start_from=&ucat=&. (дата обращения: 29.10.2022).
  12. Кессиди В. Х. Гераклит / В. Х. Кессиди; ВикиЧтение. [Электронный ресурс].URL: https://fil.wikireading.ru/62275. (дата обращения: 27.10.2022)
  13. Рябых, Д. И. Принцип справедливости в налоговом праве. / Д. И. Рябых // — [Электронный ресурс].URL: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/28004 (дата обращения: 27. 10. 2022).
  14. Пашкова, Г. Г. Реализация принципа социальной справедливости в праве социального обеспечения /Г. Г. Пашкова // —[Электронный ресурс].URL: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/20117 (дата обращения: 27 10. 2022)
  15. Мягкова, О. И. Несправедливые договорные условия в российском гражданском праве / О. И. Мягкова // — [Электронный ресурс].URL: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/24208 (дата обращения: 27 10. 2022)
  16. Нерсесянц В.С. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии. М., 1973
  17. Нерсесянц В. С. Философия права: либертарно-юридическая концепция // Вопросы философии. — 2002. — № 3. — С. 3-15.
  18. Нерсесянц В. С. Философия права: учеб. для вузов. М., 1997. С.29-30; Нерсесянц В. С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М., 2002. С.37-38
  19. Нерсесянц В. С. Философия права. М., 2006. С.337


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Копин Дмитрий Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация