Научный руководитель:
Белецкая Анастасия Анатольевна
старший преподаватель кафедры трудового и
предпринимательского права юридического института
За последнее десятилетие коммерческие банки Российской Федерации столкнулись со значительными трудностями, ставящими под угрозу их способность отвечать по своим обязательствам. Последними из таких трудностей стала захлестнувшая весь мир пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), санкционная политика зарубежных государств в отношении Российской Федерации, изменение курса валют, снижение реальных доходов населения и уменьшение золотовалютных резервов.
В таких реалиях многие коммерческие банки вынуждены претерпеть процедуру банкротства. Сам термин «банкротство», исходя из смысла ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», означает установленную неспособность должника удовлетворить требования кредиторов. Особенностям банкротства финансовых организаций посвящен параграф 4 главы IX вышеуказанного закона. Согласно данным Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) по состоянию на первое октября текущего года в стадии ликвидации находится 349 кредитных организаций, из которых 317 проходят процедуру банкротства [5].
Наиболее защищенными от банкротства являются банки с большим размером капитала, однако, история помнит крах банка «Инкомбанк» в 1998 году, который являлся одним из крупнейших банком страны, находясь в топ-5 банков России и топ-1000 банков мира.
По общему правилу, государственные органы не вправе вмешиваться в деятельность коммерческих банков, что следует из положений ст. 3 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». В то же время от надежности и стабильности работы коммерческих банков зависит функционирование всей банковской системы и экономики, что вызывает необходимость реализации государством мероприятий, направленных на предотвращение банкротства таких банков. Такая реализация выражается в законодательном регулировании отдельных правоотношений, а также в мерах, направленных на предупреждение банкротства и реализуемых, например, ЦБ РФ или Агентством по страхованию вкладов (АСВ).
В ситуации, когда коммерческие банки осуществляют свою обычную деятельность и не обладают признаками банкротства, пути предотвращения такого банкротства реализуются самими коммерческими банками и заключаются в самостоятельном улучшении своего финансового положения. В этой связи в настоящей статье рассмотрены пути предотвращения банкротства в период деятельности, когда признаки банкротства уже имеются. Применение определенных законодателем способов будет способствовать восстановлению платежеспособности и недопущению факта банкротства и ликвидации коммерческого банка.
Законодательно меры по предупреждению банкротства кредитных организаций закреплены в ст. 189.9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Среди таких мер указаны: финансовое оздоровление кредитной организации («санация»), назначение временной администрации и реорганизация кредитной организации [1].
Санация, т.е. финансовое оздоровление, является основной мерой предотвращения банкротства коммерческого банка. В зависимости от значимости коммерческого банка и возможных последствий его банкротства для экономики, такая мера может применяться как самостоятельно банком, так и с участием Банка России или АСВ. Начиная с 2008 года, в Российской Федерации применяется так называемый «кредитный механизм», который заключается в привлечении АСВ инвесторов для приобретения акций (долей) банка в достаточном для контроля над таким банком объеме, а также выдаче АСВ займов на специальных условиях, способствующих получению банком выручки от размещения заемных денежных средств. Относительно недавно, в 2017 году, был разработан новый механизм, предусматривающий участие Банка России в процедуре финансового оздоровления. Данный механизм заключается в использовании Банком России средств Фонда консолидации банковского сектора для приобретения долей в банках, предоставления субсидированных займов, выкупа имущества и оказания иной финансовой помощи банкам, находящимся в процедуре санации. Управление средствами Фонда Банк России осуществляет через специальное юридическое лицо – ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора».
Назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, в свою очередь представляет собой внедрение в руководство банка специального органа управления, назначаемого Банком России с целью осуществления финансового анализа банка, обеспечения его непрерывного функционирования и применения иных процедур по предупреждению банкротства. Отличительной чертой такой меры, как временная администрация, по мнению Михайленко И.С., является ее «принудительный характер» [3, С. 17]. Как и в случае с санацией, такие полномочия могут быть возложены на ООО «УК ФКБС» или ГК «АСВ». Со своей стороны, согласны с мнением А. Г. Гузнова, который отмечает, что применение Банком России такой меры принуждения, как назначение временной администрации, «имеет своей основной целью пресечение посягательства на интересы третьих лиц и публичные интересы, восстановление нормальных возможностей осуществления прав кредиторов и вкладчиков, устранение угрозы стабильности банковской системы» [4, С. 23].
Реорганизация кредитной организации – это мера, направленная на минимизацию потерь активов банка, которая заключается в сохранении последних в результате слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования с другим коммерческим банком. Такую процедуру, по нашему мнению, следует рассматривать не столько как процедуру, направленную на предотвращение банкротства банка, сколько как способ недопущения значительных негативных последствий для банковского сектора экономики, кредиторов и вкладчиков банка.
Помимо вышеуказанных путей предотвращения банкротства в процессе осуществления коммерческими банками своей обычной деятельности в отношении них также реализуются процедуры, которые можно характеризовать как превентивный путь предотвращения банкротства. Такими процедурами выступают проверки Банком России. Основной целью проведения Банком России проверок коммерческих банков является оценка на месте общего состояния банка либо отдельных направлений его финансового состояния, возможных перспектив его деятельности, а также выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков [2]. Однако следует отметить, что проверки зачастую не приводят к нужному эффекту, поскольку коммерческие банки принимают все зависящие от себя меры, направленные на сообщение положительных сведений о своем финансовом положении.
В заключение следует отметить, что закрепленные на законодательном уровне меры по предотвращению банкротства коммерческих банков в конечном итоге зачастую проводят к сокращению числа частных банков. Так, в последнее время наблюдается тенденция к увеличению банков с государственным участием и присоединения мелких банков к более крупным и финансово устойчивым путем процедуры реорганизации. В этой связи, среди рассмотренных процедур самой предпочтительной для коммерческих банков, по нашему мнению, является процедура санации и осуществляемая в ее рамках выдача займов на специальных условиях. Считаем, что в результате такой процедуры возможно сохранение самого коммерческого банка.
Изменить тенденцию по снижению количества не крупных коммерческих банков способны действия самих банков, которые должны иметь ориентир на привлечение клиентов и, как следствие, прибыль. Благоприятное существование указанных коммерческих банков, по нашему мнению, представляется возможным посредством государственной поддержки со стороны ЦБ РФ, выражающейся в точечной финансовой помощи в виде целевых займов либо в представлении налоговых и законодательных послаблений, способных снизить финансовую нагрузку с таких банков и увеличить их конкурентоспособность.
Библиографический список
- Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ (ред. от 28.06.2022, с изм. от 21.07.2022) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 43. Ст. 4190.
- О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации: Инструкция ЦБР от 25.08.2003 № 105-И // Вестник Банка России. 2003. № 67.
- Михайленко И.С. Правовые проблемы предупреждения банкротства кредитных организаций // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2002. № 3.
- Гузнов А.Г. К проблеме применения Банком России мер принуждения к кредитным организациям (правовые аспекты) //Деньги и кредит. 2005. № 12.
- Центральный банк Российской Федерации: сайт. URL: https://cbr.ru (дата обращения 27.10.2022).