Умение вести диалог, поддерживать связь с другими людьми является гарантией безопасности и успеха. Не только обучающийся извлекает пользу, приобретая это умение, но также общество и государство.
Впервые понятие «коммуникативная компетенция» ввел этнолингвист Д. Хаймс, в котором он отмечал, с одной стороны способность, позволяющую быть участником речевой деятельности, с другой стороны – внутреннее знание уместности языка в той или иной ситуации.
К.Ф. Седов определяет данное понятие как: «Умение выстраивать эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, соответствующее нормам социального взаимодействия, присущим конкретному этносу». [1].
Согласно определению И.А. Зимняя коммуникативная компетенция это: «сформированная способность человека выступать в качестве субъекта коммуникативной деятельности общения» [2].
Для эффективного развития коммуникативной компетенции обучающихся в практике широко используются игровые технологии.
В работе мы рассмотрели комплекс упражнений, способствующих формированию и развитию регулятивно – поведенческого компонента коммуникативной компетенции. Также мы проанализировали организованную нами опытно-поисковую работу на базе 4 класса “Дзауской средней школы – интерната”.
Рассмотрев модели коммуникационной компетентности, обобщив теоретические данные, были выделены следующие компоненты: дискурсивный, когнитивный, мотивационный, регулятивно-поведенческий. [3].
С целью выявления компонента коммуникативной компетенции, которому уделяется недостаточно внимания на уроках иностранного языка, нами был проведен опрос среди учителей (всего 25 человек), где им предлагалось:
1) определить качества и умения (отражающие тот или иной компонент коммуникативной компетенции), которые наиболее важны для продуктивного общения;
2) выделить каким из этих качеств и умений уделяется недостаточно внимания в образовательном процессе. Список вариантов ответа содержал следующие качества и умения:
1. объем и качество знаний, их организация, пополнение и использование;
2. способность объединять отдельные предложения в логически связанное высказывание, используя различного рода синтаксические и семантические средства языка;
3. потребность в общении, взаимодействии, стремление к взаимопониманию, удовлетворение от общения;
4. способность принимать и сохранять коммуникативное намерение, планировать его реализацию, корректировать и контролировать свои действия, а также умения и навыки вербального и невербального взаимодействия. Для получения большей информации и дальнейшего сравнения этот же опрос был проведен среди старшеклассников (всего 20 человек).
В общей сложности в опросе приняли участие 45 человек. Одним из важнейших преимуществ данного опроса являлось то, что он позволил в достаточно сжатые сроки выяснять значимость когнитивного, дискурсивного, мотивационного и регулятивно-поведенческого компонентов коммуникативной компетенции.
Результаты опроса представлены в виде таблицы:
(см. Рис. 1, 2)
Таблица № 1. Результаты опроса, демонстрирующие важность формирования того или иного компонента коммуникативной компетенции
Ученики |
|
Когнитивный | 3 |
Дискурсивный | 8 |
Мотивационный | 5 |
Регулятивно-поведенческий | 16 |
Преподаватели |
|
Когнитивный | 11 |
Дискурсивный | 4 |
Мотивационный | 5 |
Регулятивно-поведенческий | 10 |
Таблица № 2. Результаты опроса, демонстрирующие компоненты коммуникативной компетенции, на формирование которых уделяется недостаточное внимание
Ученики |
|
Когнитивный | 4 |
Дискурсивный | 5 |
Мотивационный | 6 |
Регулятивно-поведенческий | 10 |
Преподаватели |
|
Когнитивный | 4 |
Дискурсивный | 6 |
Мотивационный | 4 |
Регулятивно-поведенческий | 9 |
На первое место по значимости, как учителя, так и ученики поставили качества, которые отражают сформированность регулятивно-поведенческого и дискурсивного компонента коммуникативной компетенции. Среди учеников 18 % считают, что способность учащихся принимать, сохранять и планировать коммуникативное намерение, корректировать и контролировать свое поведение, наиболее важны для продуктивного общения, среди учителей так считают 30%.
Наряду с этим необходимо отметить, что среди опрошенных детей значимость мотивационного компонента не остается без внимания. Стоит уточнить, что мотивационный компонент коммуникативной компетенции может рассматриваться как интерес к изучаемому предмету в целом, но мы трактуем его более широко – как потребность в общении и взаимодействии, а также удовлетворение от коммуникативной практики.
По результатам анализа ответов на второй вопрос, в котором было необходимо выявить, какой составляющей коммуникативной компетенции уделяется недостаточно внимания в образовательном процессе, и студенты, и преподаватели выделили формирование регулятивно – поведенческого компонента (см. Таб.2).
Очевидно, несмотря на высокую оценку значимости регулятивно – поведенческого компонента для осуществления эффективной коммуникации, опрошенные выявили недостаточное внимание к его формированию.
Эти противоречия подтверждают, что в практической работе педагогов формированию этого компонента традиционно уделяется недостаточно внимания.
Следовательно, именно система работы по формированию данной составляющей коммуникативной компетенции (её регулятивно-поведенческого компонента) требует дополнительной разработки.
Библиографический список
- Седов К.Ф. Онтопсихолингвистика: становление коммуникативной компетенции человека. М.: Лабиринт, 2008. – 194 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И.А.Зимняя. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2010. – 305 с.
- Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности [Текст]/Л.В.Епишина//Нач.шк.- 2012.№11.-с.12-14.