ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Чуева Татьяна Андреевна1, Коржова Татьяна Александровна1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, студентка юридического института

Аннотация
В статье рассмотрены особенности складывающейся экономической ситуации в России в сфере малого и среднего бизнеса. Проведен анализ проблемных аспектов в правовом регулировании малого и среднего бизнеса в современных условиях и определены пути совершенствования законодательства в этой сфере.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чуева Т.А., Коржова Т.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/10/99102 (дата обращения: 18.07.2024).

Научный руководитель:
Белецкая Анастасия Анатольевна
старший преподаватель кафедры трудового и предпринимательского права
юридического института НИУ «БелГУ»,

В условиях современной действительности Российская Федерация столкнулась с небывалыми экономическими трудностями, проверяющими ее на прочность: последствия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), санкционная политика зарубежных государств и международных сообществ. В складывающихся реалиях экономика вынужденно встает «на паузу», что не может не оказать влияние на развитие малого и среднего бизнеса, а также обнажить проблемы в правовом регулировании субъектов предпринимательства.

Согласно данным Федеральной налоговой службы России по состоянию на 10.01.2020 в Едином реестр субъектов малого и среднего предпринимательства было зарегистрировано 2 528 711 субъектов среднего и малого бизнеса [6]. Анализируемые показатели на протяжении 2020-2022 годов варьировались, исходя из складывающейся внутри- и внешнеполитической обстановки. Так, по состоянию на 10.01.2021 указанный показатель составил 2 371 915 хозяйствующих субъектов, а в марте 2022 – 2 314 058 [6]. Из анализа данных показателей очевидно прослеживается тенденция по снижению количества субъектов малого и среднего бизнеса (МСП). В этой связи особый интерес для исследования представляет вопрос о складывающейся государственной политике в сфере правового регулирования деятельности субъектов предпринимательства, а также оказания поддержки субъектам МСП.

Субъекты малого предпринимательства в Российской Федерации в основном состоят из юридических и ИП, занятых в сфере торговли и оказания услуг населению. Средний бизнес в большей степени представлен хозяйствующими субъектами, видом деятельности которых выступает строительство, сельское хозяйство и легкая промышленность.

Основным законодательным актом, регулирующим правоотношения в сфере малого и среднего бизнеса, является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2]. В данном Федеральном законе указаны критерии отнесения хозяйствующего субъекта к МСП, виды поддержки МСП в зависимости от сферы деятельности и иные положения, регламентирующие их деятельность. Исходя из фундаментальности данного правового акта, именно к нему обращаются субъекты малого и среднего бизнеса в большинстве складывающихся правоотношений.

В более узкой сфере правовое регулирование субъектов малого и среднего бизнеса регулируется отдельными нормами действующего законодательства. Так, например, ст. 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением для субъектов МСП. С марта 2022 года в КоАП РФ начала действовать правовая норма, предусматривающая возможность льготной оплаты штрафа субъектами МСП за совершение правонарушения, выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения (1.3-2 КоАП РФ) [1].

Для решения проблем правового регулирования, по нашему мнению, следует обратить внимание на предоставление субъектам МСП таких прав, льгот и послаблений, которые бы способствовали их развитию.

С этой целью еще в 2016 году Правительством РФ была утверждена Стратегия развития субъектов МСП, которой был предусмотрен комплекс мер, направленных на улучшение показателей субъектов малого и среднего бизнеса. Согласно Стратегии, к 2030 году предложенные меры по совершенствованию правового регулирования должны повлечь за собой повышение таких показателей как прирост высокопроизводительных рабочих мест на малых и средних предприятиях, доля экспорта, Доля граждан, планирующих открыть собственный бизнес и ряд других [3]. Для достижения этих целей, было предложено законодательно закрепить снятие ограничений для вхождения новых организаций на рынок социальных услуг, реализацию мер по предоставлению субсидий, а также применить ряд иных мер.

Однако на практике предложенные Правительством РФ меры не достигли должного эффекта. Так, в докладе уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей за 2020 год отмечено: «Низкая эффективность государственной политики по развитию МСП стала причиной того, что за последнее десятилетие доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны так существенно и не поднялась с прежнего уровня в 20-21 %» [4]. Более того, наблюдалась тенденция по уменьшенью количества субъектов МСП, о которой мы также упоминали ранее.

Считаем, что не достижение указанных показателей вызвано недостаточной работой над правовым регулированием проблем, с которыми сталкивается микро бизнес и в некоторой степени малый бизнес. Согласно данным опроса, проведенного в ходе подготовки бизнес-омбудсменом РФ и общественным омбудсменом по МСП Специального доклада Президенту РФ в 2021, «более 70% предпринимателей считают главной проблемой несбалансированность налоговой системы» [5].

По нашему мнению, изменение данной ситуации возможно через оптимизацию положений ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации путем расширения перечней расходов, применяемых для упрощенной системы налогообложения (УСН).

Также, в настоящий момент в действующем законодательстве предусматривается лишение хозяйствующего субъекта статуса МСП в случае превышения предельных показателей прибыли, что следует из ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2]. По нашему мнению, данное положение подлежит корректировке, поскольку показатель прибыли является прямым следствием успешности осуществления субъектом МСП и не должен являться ограничением, после достижения которого субъект хозяйственной деятельности может лишиться государственной поддержки. Ведь именно благодаря поддержки зачастую бизнес и достигает значительных успехов в своей деятельности, а значит положительно влияет на экономику страны и качество жизни населения.

Еще одним немало важным проблемным аспектом в правовом регулировании деятельности субъектов МСП является изменение законодательства, устанавливающего критерии признания хозяйствующего субъекта в качестве субъекта ПСП. Реализуя свою деятельность, предприятие может претерпеть изменения в организационном плане (изменение состава участников, учредителя, численности работников), способных повлечь утрату статуса. Это обусловливает необходимость постоянного мониторинга руководителями малого и среднего бизнеса актуального законодательства, а также сведений Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Преодоление указанной проблемы, по нашему мнению, возможно повышая правовую культуру субъектов МСП посредством проведения на постоянной основе правового информирования.

Подводя итог изложенному, можно сделать вывод, что высокий уровень развития малого и среднего бизнеса является важнейшим показателем экономически сильного государства с развитой рыночной экономикой. Важно понимать, что развитие в России малого и среднего бизнеса не только усиливает конкурентоспособность и свободу рыночного пространства, но и обеспечивает граждан рабочими местами. Примечательно, что на сегодняшний день благодаря субъектам малого и среднего бизнеса создано более 15 миллионов рабочих мест [6]. В этой связи для преодоления проблем, с которыми столкнулся малый и средний бизнес в современных условиях, требуется системный подход, затрагивающий не только сферу правового регулирования, но и вопросы обеспечения государственной поддержки, стимулирования ведения бизнеса. Мы уверены, что МСП способны стать тем самым «драйвером роста», который поможет преодолеть сложные испытания и вывести экономику страны на новый уровень.


Библиографический список
  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002.  № 1 (Часть 1). Ст. 1.
  2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 31. Ст. 4006.
  3. Распоряжения Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 27.10.2022).
  4. Доклад уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей «Реестр системных проблем российского бизнеса – 2020» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 27.10.2022).
  5. Специальный доклад Президенту Российской Федерации – 2021. МСП/постковид. Время для системных решений // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 27.10.2022).
  6. Федеральная налоговая служба Росси // Электронный ресурс. URL: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения 27.10.2022).


Все статьи автора «Чуева Татьяна Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация