ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ТУРКМЕНИСТАНА

Тагандурдыева Айджерен
Туркменский сельскохозяйственный институт
старший преподаватель кафедры общественных наук

Аннотация
В данной статье анализируется исторический путь и особенности развития театрального искусства в Туркменистане. Театральная жизнь Туркменистана за короткое время пережила большой подъем и стала развиваться в различных направлениях. Описывается, как с открытием театра оперы и балета туркменские артисты стали пробовать свои силы во всемирно известных произведениях искусства и преуспели на этом поприще.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тагандурдыева А. Исторический путь и особенности развития театрального искусства Туркменистана // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/10/99099 (дата обращения: 19.04.2024).

Развитие театрального искусства в Туркменистане изучается, начиная с 30-х годов ХХ века. Это не значит, что до этого в туркменской жизни не было театра. Маски, найденные в древних парфянских руинах, в крепости Старая Ниса, доказывают, что театральное искусство в Туркменистане уходит корнями в глубокую древность. В последующие века анекдоты об Эсен Полате, Султан Сойун и Мирали, Кеймир Коре, традиция народного пения дестан совершенствовались как уникальное театральное искусство.

В июне 1926 года была открыта Туркменская драматическая студия. В этой студии начинали свою карьеру молодые люди, входившие в состав любительских коллективов и игравшие на сцене различных персонажей. В первые дни своего существования драматическая студия преодолевала различные трудности и постепенно улучшалась. 2 ноября 1926 года эта студия представила публике первый спектакль по мотивам дестана «Зохре-Тахир» нашего поэта-классика, шаха любовной лирики Молланепеса.

Туркменская драматическая студия с первых шагов создает национальный репертуар. Для этого были привлечены такие видные писатели, как Берды Кербабаев, Гараджа Бурунов, Ата Говшудов, Агахан Дурдыев. В те годы эти писатели серьезно занимались драматургией и создавали произведения, соответствующие духовным и политическим течениям своего времени. Эти произведения, несмотря на присущие им недостатки, имели большое значение в становлении отечественной драматургии, в обогащении репертуара студии, в формировании нового поколения актеров и в совершенствовании их сценического мастерства, в привлечении зрителей к театральному искусству.

Театральное искусство, ставшее национальным достоянием всей мировой культуры и вместе с тем и туркменского народа, находится в Туркменистане на новом пути развития. Будучи особой отраслью искусства, театр так же важен и необходим, как и другие отрасли культуры. Театр – это не только здание, предназначенное для просмотра спектаклей, но и уникальное искусство, созданное руками человека. Оно сильно отличается от других видов искусства, потому что ближе к жизни и идет нога в ногу с жизнью. Потому что театр — это оживший образ, означающий жизнь. Он может представить зрителям любое событие в прямом эфире. Главной особенностью театра как искусства является его способность ближе к реальности раскрывать человеческую жизнь и оказывать сильное воздействие на чувства людей.

Театральная жизнь Туркменистана за короткий период времени переживает бурное развитие. В результате в 1929 году на базе Драматической студии был создан Туркменский драматический театр. Среди первых артистов молодого театра были прославившиеся впоследствии Аман Гулмамедов, Алты Гарлыев, Базар Аманов, Огулгурбан Дурдыева, Гылыч Бердыев, Сона Мырадова, Ата Дурдыев, Мухаммед Черкезов. Они активно участвовали в постановке на сцене театра новых национальных спектаклей, таких как «На подъеме» Берды Кербабаева и «Айна» Алты Гарлыева.

В 30-40-е годы XX века, точнее, в преддверии Великой Отечественной войны, в Туркменистане сформировалась музыкально-драматическая форма театра. Ставится первая туркменская музыкально-драматическая работа по мотивам знаменитой поэмы шаха любовной лирики Молланепеса«Зохре-Тахир». На этом поприще развиваются такие известные мастера сцены, как Сона и Сурай Мырадовы.

В театре ставились известные произведения мировых классиков драматургии. Среди них «Отелло» У. Шекспира и «Враги» М. Горького принесли известность артистам театра. В 1934 году режиссер-дипломант Я.Фельдман поставил знаменитого «Ревизора» Н. Гоголя. В «Ревизоре» талантливыми туркменскими художниками создан ряд неповторимых, интересных и привлекательных образов. Галпак Херраев в роли Бобчинского, Назар Бекмиев – Земляникина, Алты Гарлыев – Хлестакова и особенно Аман Гулмаммедов – Мэра были любимы зрителями. За созданный им образ Аману Гулмаммедову было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Туркменистана». «Ревизор» был тепло принят публикой и неоднократно повторялся в разные годы. Это достижение позволяет полностью и точно раскрыть содержание произведения, дает надежный способ создания светлых образов, и все остальные средства — декорации, музыка, костюмы, освещение, действия на сцене — используются для этой цели. Все вышеперечисленное достигается не режиссером, а мастерством артистов.

Сотрудники театра не обходят вниманием и комедийный жанр. Появляются первые туркменские комедии по мотивам «Шемшат» Товшан Эсеновой и «Баба-болтун» Берды Кербабаева.

Опера и балет — одни из самых тонких и сложных искусств на Земле. Опера (в переводе с латыни — произведение) — вид драматического искусства с музыкой. Либретто — литературная основа оперы. Либретто исполняется средствами музыкальной драматургии, прежде всего вокальной музыки. Опера – это искусство, включающее в себя драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы) и хореографию (балет). Туркменское оперное искусство зародилось в 40-е годы и имело большое развитие. Оперная музыка отличается красотой, изяществом и простотой. Большой вклад в развитие туркменского оперного искусства внесли такие известные композиторы, как А.Г.Шапошников, Данатар Овезов, Ю.Мейтус, Вели Мухадов, А.Кулыев.

В 1937 году при Туркменском драматическом театре была создана Туркменская оперно-балетная студия с вокально-хореографическим отделением. Здесь начинали свой творческий путь несколько известных артистов туркменской оперы и балета. 1 августа 1940 года на базе этой студии был открыт Туркменский государственный музыкальный театр. С момента открытия студия работает над первой туркменской оперой Г.Кахиани «Судьба багши». «Судьба багши» впервые была показана зрителям 10 февраля 1941 года. На базе Туркменского государственного музыкального театра осенью 1941 года был создан театр оперы и балета. Одной из первых опер, исполненных в этом театре (1941 г.), является «Зохре-Тахир». Народная артистка Туркменистана Аннагуль Аннагулыева исполняет в этой опере роль Зохре. Таким образом, в стране формируется новый вид музыкально-сценического искусства, появляются известные артисты этого жанра. Оперное искусство переживает бурное развитие. Ставятся и представляются публике оперы на основе дестанов «Шасенем-Гарып», «Лейли-Меджнун».

6 ноября 1941 года вновь открылся Туркменский государственный театр оперы и балета. Открытие театра – это духовная поддержка народа в годы Великой Отечественной войны, прибавляющая народу уверенности в том, что великая победа будет достигнута. В 1942 году на сцене театра был поставлен первый национальный балет «Алдар Косе». Балет «Алдар Косе», созданный по мотивам народной сказки и получивший большой успех, побуждает деятелей театра к творческим успехам. В те годы на сцене театра были поставлены опера «Абадан», посвященная Великой Отечественной войне, и второй туркменский балет «Морские девы». В те годы выросли такие талантливые оперные певцы, как Майя Кулиева, Аннагуль Аннагулыева, Сона Мырадова, Йоламан Хуммаев, Ходжав Аннадурдыев, Ходжа Аннаев, Мухтар Масумов, Гурбан Рызаев. Они внесли достойный вклад в развитие туркменской оперы. В 1956 году театру было присвоено имя Махтумкули. Одновременно с такими всемирно известными мастерами, как Кахиани, Шапошников, Мейтус, Карчмарёв, Шехтер, в театре исполняется множество опер представителей туркменского искусства: Данатара Овезова, Вели Мухадова, Ашира Кулиева. Театру присвоено звание «академического» как заслуженная премия за оперы, поставленные наряду с всемирно известными и русскими классическими произведениями на основе туркменских дестанов.


Библиографический список
  1. Gulmämmedow A. Teatryň ýoly. – A.: Türkmenistan, 1977.
  2. Hajymyradow Ç. Sahna ussadynyň kämilligi // Türkmenistanda ylym we tehnika. – 2015 – № 4.
  3. Mämiliýew A., Şageldiýewa O. Halka bagyşlanan sungat // B. Amanow. Jadyly nagyşlar. – A.: Ylym, 2017.
  4. Rejebow G. Türkmen teatrynyň taryhy. Okuw gollanmasy. I bölüm. – Aşgabat, 2010.
  5. Кайдалова О. Традиции и современность (театральное искусство Средней Азии и Казахстана). – М.: Искусство, 1977.
  6. Керими К. Туркменский театр. М.: Искусство, 1964.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация