ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ТУРКМЕНИСТАНА

Таганмырадова Меретгуль1, Аллануров Аманмырат1, Пиркулыев Язмухаммет1, Бегмедов Деря1
1Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А. Ниязова, преподаватель

Аннотация
Для эффективного управления экологической безопасностью необходима проблема предварительного финансирования, то есть финансовых ресурсов, обеспечивающих выполнение природоохранных программ. Они направляются в виде прямых субсидий на оплату части затрат на разработку природоохранных технологий и оборудования, льготных кредитов и грантов на реализацию природоохранных мероприятий.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Таганмырадова М., Аллануров А., Пиркулыев Я., Бегмедов Д. Правовые основы и принципы природопользования Туркменистана // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/10/99090 (дата обращения: 20.04.2024).

Если в прошлом веке человечество было озабочено судьбой окружающей среды Земли, то в нынешнем столетии в связи с возрастающей нагрузкой на природную среду наступил опасный период глобальной экологической системы. Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушение экологических связей в экосистемах является глобальной проблемой. Несмотря на принимаемые государствами меры по оздоровлению окружающей среды, экологические отношения продолжают оставаться неблагоприятными для природы и общества. Даже законное использование одного природного ресурса может нанести ущерб другим видам.

Поэтому необходима стройная система взаимодействия экономики и экономики, при которой производство должно развиваться без ущерба для экологической системы, а экосистема должна на высоком уровне использоваться для общественного производства. Для создания такой системы необходимо соответствующее законодательство. Экологическое право является частью социальной экологии и изучает правовые аспекты взаимодействия общества и природы, правовые вопросы экологии. Особое место в системе ресурсов, обеспечивающих экологические функции государства, занимает правовое регулирование. В содержание экологического права входят природопользование, охрана окружающей среды, сохранение редкой природы, культура, здравоохранение, все виды воздействия на природу, восстановление природной среды искусственным путем, охрана от вредного воздействия природных явления. В таком понимании экологическое право включает в себя правила использования и охраны земли, недр, водных ресурсов, лесных и других растений, диких животных, земной атмосферы и всех природных компонентов мироздания.

Закон устанавливает конкретные принципы и процедуры систематического использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, а также экологические требования, обязательные для всех субъектов экономической деятельности. Экологическое право основано на общественных отношениях охраны окружающей среды. Они должны сохранять, постоянно приумножать и улучшать природные ресурсы и является основой экологического менеджмента. Имеется в виду обеспечение экологической безопасности на охраняемых природных территориях, а также возникновение юридической ответственности за нарушение экологического законодательства. В качестве объекта экологического взаимодействия земля и подземные ресурсы, поверхностные и подземные воды, горы, дикие животные, природные ландшафты, атмосферный воздух, а также национальные парки, заповедники, лечебницы, ботанические сады, являющиеся охраняемыми природными объектами, можно указать.

Выделяют три части экологического права:

1. Первая – право на охрану окружающей среды, которое выступает регулятором общественных отношений в результате принятия мер по охране природы и ее ресурсов.

2. Второе – право на природные ресурсы, которое регулирует отношения при использовании природных ресурсов.

3. Третье — право связи, регулирующее различные отношения между обществом и природой с помощью административных и иных законов.

Экологическое право имеет свою внутреннюю структуру и состав. Правовые нормы, учреждения и ведомства составляют систему экологического права. Он делится на общий и частный. Общая часть содержит более общие материальные нормы, определяющие важность экологических прав. Эти общие правила регулируют отношения между использованием и охраной природы. Правила общей части закрепляют функции, принципы и объект правового регулирования, определяют характер и объем регулируемых общественных отношений, круг участвующих в них субъектов, правовую основу действия экономических инструментов охраны окружающей среды. В рамках общего сектора существуют правовые институты, регулирующие группы сходных общественных отношений в сфере охраны и использования природной среды. Например, право природопользования, экологические права граждан, ответственность за нарушение экологического законодательства. Отдельную часть экологического права составляют нормы, учреждения и государственные ведомства, определяющие правовой статус отдельных видов природных ресурсов, природных сообществ и других объектов экологического права. Нормами отдельной части являются место, леса или даже фауна, атмосфера, климат, особаярегулирует охрану и использование охраняемых природных территорий. Например, правовые основы охраны и использования водных ресурсов определяются Водным кодексом Туркменистана, отделом водного права. Источниками экологического права являются нормативные правовые нормы, представляющие собой правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К источникам экологического права относятся законы, указы, решения, инструкции, нормативные документы министерств и ведомств. Экологические правовые источники обладают всеми характерными чертами правовых основ. Но они имеют свои отличительные черты: они содержат большую часть права, чем другие виды законов, и отличаются содержанием «экологических» норм и нормативных аргументов. Иными словами, в этих документах конкретизируются условия, регулирующие отношения, связанные с требованиями охраны окружающей среды. Среди источников экологического права важное место занимает публичное право, регулирующее внутренние экологические отношения на основе сложившихся норм международного права. Экологическое законодательство – это совокупность законов, регулирующих экологические правоотношения. Природоохранные законы по объектно-нормативным критериям можно разделить на три группы: окружающая среда, природные системы и природные ресурсы. Вся окружающая среда (природа) является объектом законов первой группы, регулирующих экологические отношения. В дополнение к Закону «Об охране природы» включены принятые законы «Об экологическом анализе», «О радиационной безопасности», «Об охране озонового слоя». Закон «Об особо охраняемых природных территориях» распространяется на законодательство группы природных групп. В системе экологического законодательства ключевую роль играют законы, принимаемые о природных ресурсах. Природоресурсное законодательство более развито, чем другие органы законодательной власти, поскольку законы о конкретных видах природных ресурсов, широко используемых в производстве, начали приниматься раньше и их больше. К законодательству этой группы относятся «О мире растений», «Реальный мир животных», «О земле», «Об охране рыбных и биологических ресурсов воды», «Углеводородные ресурсы». Применяются законы «О». Право возникает и действует на основе конкретных принципов, которые отражают основные признаки и признаки права, представляют собой его фундаментальную основу и жизненное назначение. Все, кто имеет отношение к экологическим отношениям – органы законодательной, исполнительной, судебной власти, предприятия, общественные организации, граждане должны обязательно основываться на принципах права. Характер соблюдения местных доходов отражает эффективность всех мероприятий, обеспечивающих планомерное использование и охрану окружающей среды и защиту экологических прав людей, а также правовое и социальное измерение государства. Конституция является основным источником экологического права.

Конституция Туркменистана содержит основные принципы, определяющие цель, порядок, методы и нормы регулирования экологических отношений. В статье 14 Конституции указано, что земля и недра, воды, растительный и животный мир, а также другие природные ресурсы являются национальным богатством Туркменистана, охраняются государством и подлежат систематическому использованию. В статье 53 «Каждый человек имеет право на пригодную для жизни и здоровья окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу в результате нарушения природоохранного законодательства или стихийного бедствия». Государство контролирует систематическое использование природных ресурсов в целях охраны и обеспечения здоровых условий жизни населения, охраны окружающей среды и поддержания ее стабильного состояния. «Каждый человек обязан беречь природу, бережно относиться к окружающей среде и природным ресурсам». Вместе с экологическим правом развиваются и его принципы.

Действующее законодательство и природоохранное право в Туркменистане обеспечивает основу для следующих основных принципов:

  • соблюдение права человека на здоровую окружающую среду;
  • обеспечить комфортные условия проживания людей;
  • создание научных основ, согласующих экологические, социальные и экономические интересы человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  • охрана, непрерывное воспроизводство и систематическое использование природных ресурсов как необходимое условие, обеспечивающее благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность;
  • ответственность государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение окружающей среды и экологической безопасности;
  • компенсация за природопользование и ущерб окружающей среде;
  • независимый мониторинг охраны окружающей среды;
  • правильно рассчитывать экологический риск планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • необходимость определения воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • учет природных и социально-экономических особенностей территории при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • уделение приоритетного внимания сохранению традиционных экосистем, природных ландшафтов и природных сообществ;
  • определение допустимых пределов воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований охраны окружающей среды;
  • участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц в охране окружающей среды обязательно;
  • сохранение биологического разнообразия;
  • запрещение хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к ухудшению состояния природных экосистем, уничтожению генофонда растений, животных и других организмов, сокращению природных ресурсов и другим неблагоприятным изменениям в окружающей среде;
  • соблюдать право каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений относительно их права на комфортную окружающую среду на основании закона;
  • реагирование на нарушения природоохранного законодательства;
  • создание и развитие системы экологического образования, воспитания и культуры;
  • участие граждан и общественных организаций в решении проблем охраны окружающей среды;
  • изучение и внедрение мирового опыта по охране окружающей среды;
  • международное сотрудничество Туркменистана по вопросам охраны окружающей среды.

Характеристики объектов экологического права определяют специфические виды охраны природных ресурсов:

1. Консервативный (охранительный) вид охраны природы включает природные объекты и комплексы (редкие, уникальные, образцовые объекты, природные экосистемы), свободные от хозяйственных и иных использует. Он реализует ее путем частичного отчуждения и создает особо охраняемые урочища (заказники, национальные и природные парки и т.п.).

2. Способ организации систематического использования и непрерывного приумножения природных ресурсов. Проводится в целях предотвращения вредных последствий этой деятельности, ухудшения состояния окружающей среды, сокращения природных ресурсов, а также сохранения их как сырья и источников энергии. Необходимость в этом виде защиты мотивируется в первую очередь экономическими интересами. 3. Оздоровление и улучшение среды обитания человека путем создания более благоприятных условий для жизни и работы людей.


Библиографический список
  1. Байрамов Х., Экономика природопользования. Ашхабад 2018.
  2. Журнал “Финансы и экономика” 2021 N:1


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация