Если в прошлом веке человечество было озабочено судьбой окружающей среды Земли, то в нынешнем столетии в связи с возрастающей нагрузкой на природную среду наступил опасный период глобальной экологической системы. Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушение экологических связей в экосистемах является глобальной проблемой. Несмотря на принимаемые государствами меры по оздоровлению окружающей среды, экологические отношения продолжают оставаться неблагоприятными для природы и общества. Даже законное использование одного природного ресурса может нанести ущерб другим видам.
Поэтому необходима стройная система взаимодействия экономики и экономики, при которой производство должно развиваться без ущерба для экологической системы, а экосистема должна на высоком уровне использоваться для общественного производства. Для создания такой системы необходимо соответствующее законодательство. Экологическое право является частью социальной экологии и изучает правовые аспекты взаимодействия общества и природы, правовые вопросы экологии. Особое место в системе ресурсов, обеспечивающих экологические функции государства, занимает правовое регулирование. В содержание экологического права входят природопользование, охрана окружающей среды, сохранение редкой природы, культура, здравоохранение, все виды воздействия на природу, восстановление природной среды искусственным путем, охрана от вредного воздействия природных явления. В таком понимании экологическое право включает в себя правила использования и охраны земли, недр, водных ресурсов, лесных и других растений, диких животных, земной атмосферы и всех природных компонентов мироздания.
Закон устанавливает конкретные принципы и процедуры систематического использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, а также экологические требования, обязательные для всех субъектов экономической деятельности. Экологическое право основано на общественных отношениях охраны окружающей среды. Они должны сохранять, постоянно приумножать и улучшать природные ресурсы и является основой экологического менеджмента. Имеется в виду обеспечение экологической безопасности на охраняемых природных территориях, а также возникновение юридической ответственности за нарушение экологического законодательства. В качестве объекта экологического взаимодействия земля и подземные ресурсы, поверхностные и подземные воды, горы, дикие животные, природные ландшафты, атмосферный воздух, а также национальные парки, заповедники, лечебницы, ботанические сады, являющиеся охраняемыми природными объектами, можно указать.
Выделяют три части экологического права:
1. Первая – право на охрану окружающей среды, которое выступает регулятором общественных отношений в результате принятия мер по охране природы и ее ресурсов.
2. Второе – право на природные ресурсы, которое регулирует отношения при использовании природных ресурсов.
3. Третье — право связи, регулирующее различные отношения между обществом и природой с помощью административных и иных законов.
Экологическое право имеет свою внутреннюю структуру и состав. Правовые нормы, учреждения и ведомства составляют систему экологического права. Он делится на общий и частный. Общая часть содержит более общие материальные нормы, определяющие важность экологических прав. Эти общие правила регулируют отношения между использованием и охраной природы. Правила общей части закрепляют функции, принципы и объект правового регулирования, определяют характер и объем регулируемых общественных отношений, круг участвующих в них субъектов, правовую основу действия экономических инструментов охраны окружающей среды. В рамках общего сектора существуют правовые институты, регулирующие группы сходных общественных отношений в сфере охраны и использования природной среды. Например, право природопользования, экологические права граждан, ответственность за нарушение экологического законодательства. Отдельную часть экологического права составляют нормы, учреждения и государственные ведомства, определяющие правовой статус отдельных видов природных ресурсов, природных сообществ и других объектов экологического права. Нормами отдельной части являются место, леса или даже фауна, атмосфера, климат, особаярегулирует охрану и использование охраняемых природных территорий. Например, правовые основы охраны и использования водных ресурсов определяются Водным кодексом Туркменистана, отделом водного права. Источниками экологического права являются нормативные правовые нормы, представляющие собой правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К источникам экологического права относятся законы, указы, решения, инструкции, нормативные документы министерств и ведомств. Экологические правовые источники обладают всеми характерными чертами правовых основ. Но они имеют свои отличительные черты: они содержат большую часть права, чем другие виды законов, и отличаются содержанием «экологических» норм и нормативных аргументов. Иными словами, в этих документах конкретизируются условия, регулирующие отношения, связанные с требованиями охраны окружающей среды. Среди источников экологического права важное место занимает публичное право, регулирующее внутренние экологические отношения на основе сложившихся норм международного права. Экологическое законодательство – это совокупность законов, регулирующих экологические правоотношения. Природоохранные законы по объектно-нормативным критериям можно разделить на три группы: окружающая среда, природные системы и природные ресурсы. Вся окружающая среда (природа) является объектом законов первой группы, регулирующих экологические отношения. В дополнение к Закону «Об охране природы» включены принятые законы «Об экологическом анализе», «О радиационной безопасности», «Об охране озонового слоя». Закон «Об особо охраняемых природных территориях» распространяется на законодательство группы природных групп. В системе экологического законодательства ключевую роль играют законы, принимаемые о природных ресурсах. Природоресурсное законодательство более развито, чем другие органы законодательной власти, поскольку законы о конкретных видах природных ресурсов, широко используемых в производстве, начали приниматься раньше и их больше. К законодательству этой группы относятся «О мире растений», «Реальный мир животных», «О земле», «Об охране рыбных и биологических ресурсов воды», «Углеводородные ресурсы». Применяются законы «О». Право возникает и действует на основе конкретных принципов, которые отражают основные признаки и признаки права, представляют собой его фундаментальную основу и жизненное назначение. Все, кто имеет отношение к экологическим отношениям – органы законодательной, исполнительной, судебной власти, предприятия, общественные организации, граждане должны обязательно основываться на принципах права. Характер соблюдения местных доходов отражает эффективность всех мероприятий, обеспечивающих планомерное использование и охрану окружающей среды и защиту экологических прав людей, а также правовое и социальное измерение государства. Конституция является основным источником экологического права.
Конституция Туркменистана содержит основные принципы, определяющие цель, порядок, методы и нормы регулирования экологических отношений. В статье 14 Конституции указано, что земля и недра, воды, растительный и животный мир, а также другие природные ресурсы являются национальным богатством Туркменистана, охраняются государством и подлежат систематическому использованию. В статье 53 «Каждый человек имеет право на пригодную для жизни и здоровья окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу в результате нарушения природоохранного законодательства или стихийного бедствия». Государство контролирует систематическое использование природных ресурсов в целях охраны и обеспечения здоровых условий жизни населения, охраны окружающей среды и поддержания ее стабильного состояния. «Каждый человек обязан беречь природу, бережно относиться к окружающей среде и природным ресурсам». Вместе с экологическим правом развиваются и его принципы.
Действующее законодательство и природоохранное право в Туркменистане обеспечивает основу для следующих основных принципов:
- соблюдение права человека на здоровую окружающую среду;
- обеспечить комфортные условия проживания людей;
- создание научных основ, согласующих экологические, социальные и экономические интересы человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
- охрана, непрерывное воспроизводство и систематическое использование природных ресурсов как необходимое условие, обеспечивающее благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность;
- ответственность государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение окружающей среды и экологической безопасности;
- компенсация за природопользование и ущерб окружающей среде;
- независимый мониторинг охраны окружающей среды;
- правильно рассчитывать экологический риск планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- необходимость определения воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- учет природных и социально-экономических особенностей территории при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- уделение приоритетного внимания сохранению традиционных экосистем, природных ландшафтов и природных сообществ;
- определение допустимых пределов воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований охраны окружающей среды;
- участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц в охране окружающей среды обязательно;
- сохранение биологического разнообразия;
- запрещение хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к ухудшению состояния природных экосистем, уничтожению генофонда растений, животных и других организмов, сокращению природных ресурсов и другим неблагоприятным изменениям в окружающей среде;
- соблюдать право каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений относительно их права на комфортную окружающую среду на основании закона;
- реагирование на нарушения природоохранного законодательства;
- создание и развитие системы экологического образования, воспитания и культуры;
- участие граждан и общественных организаций в решении проблем охраны окружающей среды;
- изучение и внедрение мирового опыта по охране окружающей среды;
- международное сотрудничество Туркменистана по вопросам охраны окружающей среды.
Характеристики объектов экологического права определяют специфические виды охраны природных ресурсов:
1. Консервативный (охранительный) вид охраны природы включает природные объекты и комплексы (редкие, уникальные, образцовые объекты, природные экосистемы), свободные от хозяйственных и иных использует. Он реализует ее путем частичного отчуждения и создает особо охраняемые урочища (заказники, национальные и природные парки и т.п.).
2. Способ организации систематического использования и непрерывного приумножения природных ресурсов. Проводится в целях предотвращения вредных последствий этой деятельности, ухудшения состояния окружающей среды, сокращения природных ресурсов, а также сохранения их как сырья и источников энергии. Необходимость в этом виде защиты мотивируется в первую очередь экономическими интересами. 3. Оздоровление и улучшение среды обитания человека путем создания более благоприятных условий для жизни и работы людей.
Библиографический список
- Байрамов Х., Экономика природопользования. Ашхабад 2018.
- Журнал “Финансы и экономика” 2021 N:1