ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ, РАБОТАВШИЕ ВО ВРЕМЯ СЕЛЬДЖУКСКОЙ ИМПЕРИИ

Бабалиева Айболек1, Ашырова Гульджемал1
1Туркменский государственный университет имени Махтумкули, преподаватель

Аннотация
В IX веке наука процветала в Средней Азии, в том числе и в Туркменистане.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бабалиева А., Ашырова Г. Известные ученые, работавшие во время Сельджукской империи // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/10/99076 (дата обращения: 18.04.2024).

В IX-XI веках также стали зарождаться представления о равенстве в обществе. Мерой человеческого совершенства считались такие качества, как честность, справедливость, человечность, творчество и стремление к работе. Необходимо подчеркнуть важную ситуацию, возникшую здесь. Среди писателей, писавших о средневековой культуре среднеазиатских народов, немало тех, кто утверждает, что развитая архитектура, скульптура и др. были принесены арабами, и их развитие также зависит от арабов. На наш взгляд, эти чувства могут быть ошибочными. Потому что в то время наука на Востоке развивалась быстрыми темпами.

В этот период процветала и дворцовая промышленность. Ученые проводили различные собрания во дворце. На этих встречах обсуждались различные научные вопросы. Здесь решались различные спорные вопросы с участием самого царя. В собрании отличились диливарские ученые и мудрецы. Во дворце не было разговоров, подобных уличным. Сам царь докладывал о проводимых испытаниях и опытах.

В период правления туркмен-сельджуков наука и образование на Востоке развивались на очень высоком уровне. Это свидетельствует о расцвете культуры в туркменской империи Великих Сельджуков в то время. Когда сельджуки и другие туркменские династии начали оказывать влияние на исламский мир, наука улучшилась.

Являясь главной державой и защитником восточно-исламского мира в XI веке, сельджуки расширили свои границы до Средиземного моря и стали важным поворотным пунктом не только в истории исламского мира, но и в истории Европы. Исследование роли сельджуков в начале эпохи Возрождения в Европе показывает, что государство сельджуков оказало большое влияние на европейскую культуру, особенно на европейскую медицину, европейские больницы и высшие учебные заведения.

В рассматриваемый период появились наука, литература, сотни поэтов, писателей, ученых и художников. «Многие поэты создали свои шедевры на персидском языке. Хотя сельджуки были тюркским народом, они приняли персидский язык в качестве официального языка государства.

Сельджукские правители с большим уважением относились к ученым и поэтам при своем дворе. Ведь письменные памятники сообщают, что искусством поэзии занимались и некоторые сельджукские правители, такие как эмир Али Боритегин, Гылыч Тамгач, Тогрул-бек, Малик-шах, Султан Санджар, Тоган-шах, Сулейман ибн Султан Мухаммед.

В период правления сельджуков расцвели наука, литература и искусство, появились сотни поэтов, писателей, ученых и художников. Многие поэты создали свои шедевры на персидском языке. Хотя сельджуки были тюркским народом, они приняли персидский язык в качестве официального языка государства.

Известный ученый, профессор Е. о необходимости анализа туркменской литературы в сравнении с литературой соседних регионов, в том числе с литературой на персидском языке. Э. Бертельс подчеркнул в своем труде «Литературная история туркменского народа». «В результате тесных контактов туркменского народа с его соседями иранцами, азербайджанцами и узбеками история туркменской литературы стала очень сложной».

В XI веке расселение многих туркменских огузских племен с Востока на земли современной Туркмении, Ирана, Закавказья и Ближнего Востока сделало литературную жизнь Средней Азии более разнообразной и сложной. Столицей великого государства туркмен-сельджуков был город Мерв, считавшийся великим культурным центром Востока.

В XI-XII веках ускорилось формирование культуры туркменского народа и литературы на тюркском языке. Появились тюркоязычные ученые и поэты.

В «Любаб уль-Эльбап» Мухаммед Ауфи делит литературу сельджукской эпохи на 4 литературные группы:

1. Хорасанские поэты.

2. Поэты Мауреннахра.

3. Иракские поэты. (эта группа названа Е. Э. Бертельсом поэтами Ирака и Закавказья)

4. Поэты Газны и горных городов (Билад-э-Джебал) (эта группа названа Е. Э. Бертельсом поэтами Газны и западной Индии) — в каждой из этих групп десятки поэтов. В первой половине XII века Ауф носит имена пятидесяти одного поэта, а в конце его – пятидесяти четырех поэтов. Около половины из них – поэты, жившие в Хорасане. Но творчество многих из этих поэтов до конца не изучено.

В 12 веке наука и образование достигли высокого уровня. Правители мало что сделали для этого.

Одно такое научное учреждение было открыто в Мерве в 1065 г. во время правления Алп Арсла. Это было также высшее учебное заведение, как Академия. В X веке в Мерве существовала Шелковая академия, а в селе Шавашкан ученые глубоко занимались шелководством. Шелкопрядов везли из села в разные места.

Одним из известных людей того времени является Омар Хайям. Что касается литературы, то Омар Хайям написал много книг. В своих сочинениях он высказывал антирелигиозные взгляды о преходящем мире, о проведении пяти дней своей жизни в настроении для него.

Омар Хайям работал в обсерватории во дворце Малик-шаха в 1072-1074 годах. Потом сделал календарь. Он был введен в марте 1079 года. Календарь назывался «Эпоха Джалаледдина». Он был настолько точным, что ошибся всего на одну секунду за 5000 лет. Календарь, который мы сейчас используем, отстает на одну секунду каждые 3333 года. Нет ученого, который отрицал бы, что Омар Хайям, работая в обсерватории в Мерве и Ыспыхане с 1074 года, выдвинул ряд рациональных идеалов, связанных с космологическими науками. Календарная реформа, вошедшая в историю под названием «Годовой счет Малика», проводилась в те годы на научной основе.

В эпоху сельджуков одновременно использовались два календаря: солнечный и лунный. Здесь нужно понять, что лежит в основе ежедневного счета. Основой солнечного календаря является солнечный год, то есть период одного обращения Земли вокруг Солнца. Это 365,2122 дня, точнее 365 дней и 5 часов 48 минут 44 секунды. По лунному календарю берется период одного оборота Луны вне Земли. Этот период равнялся 29 538 дням, а точнее 29 дням и 12 часам 44 минутам и 3 секундам. 12 месяцев лунного календаря составляли 354 дня, 8 часов, 48 минут и 36 секунд. Как мы видим, они сильно отличаются друг от друга.

Считаю необходимым упомянуть здесь, что Омар Хайям был проницательным и точным ученым. Средняя продолжительность года в календаре Омара Хайяма составляет 365,2424 дня, что означает, что он отличается на 0,0002 дня от фактического солнечного года, что составляет один день в 5000 лет. В нынешнем календаре, используемом всем человечеством, средняя продолжительность года составляет 365,2425 дней и дней, а отклонение от действительного солнечного года составляет 0,0003 дня. Здесь ошибка равна одному дню в 3333 года. Приведенные цифры означают, что календарь Омара Хайяма на 7 секунд точнее современного мирового календаря. Конечно, человек, создавший такой календарь, — великий космолог.

Одним из выдающихся ученых является Зайнеддин Абу Ибрагим аль-Джурджан. Он жил в Хорезме и написал фундаментальный научный труд по медицине. Джурджани провел последние годы своей жизни в Мары, работая с султаном Санджаром. Его первая научная работа по медицине была посвящена Кутбуддину Мухаммеду (1091-1128), правителю Конии. Джузджани умер в 1136 или 1139 году.

Махмид Кашгарлы (1029-1083 гг.) смог продолжить свою научную деятельность в период сельджуков. Этот ученый из местных огузов отправился в Ирак после того, как его завоевали сельджуки, и приобрел там фундаментальные знания. Там он написал работу под названием «Типы синтаксиса турецких языков». Он написал трехтомный «Словарь тюркских языков» в 1072-1074 гг. Он был подарен аббасидским халифом Абилкасымом Абдилла Беки Мухаммадом аль-Муктада (1075-1094).

В этой работе он полностью доказывает, что огузы – туркмены. Подтверждено, что от них произошли и сельджуки Кашгара, которые говорят, что первые вожди огузов были из кыныков. В «Словаре турецких языков», имеющем историческое значение, автор на трех страницах объясняет происхождение туркменского слова.

Таким образом, эпоха сельджуков, а затем туркменское государство Конургенчлы оказали большое влияние на культуру X-XII веков. Фахреддин Рази, живший между 1150 и 1210 годами, послужил двум поколениям своим 57-томным сборником «Сборник наук». Мухаммад Назип Бекран также прославил эти столетия своим трудом «Джаханна», написанным в 1210 году, он посетил научные медресе двух поколений.


Библиографический список
  1. Экаев О. Гундогдиев О.  Мария – “Душа городов”.  Ашхабад, 1998.
  2. Гуллаев Н. Древние образцы.  Ашхабад, 1986.
  3. Мередов А. Из истории литературы сельджукского периода.  Ашхабад, 1968 год.
  4. Нургельдиев А. Бердиев А. О значении снегоуборочных сооружений.  // Памятники Туркменистана.  1991, № 1.
  5. Росляков А. Краткий очерк истории Туркменистана.  Ашхабад, 1956 год.
  6. История Туркменской ССР.  IC.  Первая книга.  Ашхабад, 1959 год.
  7. Архитектурные памятники Туркменистана.  Л, 1974.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация