УДК 159.9

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЛЕПОТЫ У ДЕТЕЙ

Максимов Егор Александрович
Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова
г. Санкт-Петербург

Аннотация
В данной статье представлен анализ влияния слепоты у детей на их личную и социальную адаптацию к слепоте. Описаны многие проблемы, возникающие из-за слепоты у детей, например, в общении между слепыми и зрячими людьми. Показано, что эти проблемы имеют последствия для интеграции незрячих детей в общество зрячих.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Максимов Е.А. Социально-психологические аспекты слепоты у детей // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/10/99023 (дата обращения: 23.01.2023).

Актуальность темы. Слепота является одной из самых тяжелых форм физической неполноценности. Без зрения слепые люди отрезаны от основного сегмента социальной и физической среды. Большое влияние слепота оказывает на раннее физическое и психологическое развитие детей. Исследование влияния слепоты у детей на их социально-психологическое развитие может быть использована при разработке новых методик их обучения, социальной адаптации и интеграции.

Результаты: Раннее физическое и психологическое развитие слепых детей является наиболее широко изученным аспектом слепоты. Наибольшим источником информации являются клинические наблюдения, отчеты и интерпретации историй болезни, обычно психоаналитически ориентированными авторами, тем не менее недавно были добавлены экспериментальные данные. Уоррен [10] подготовил превосходный обзор этой области в своей книге “Слепота и развитие в раннем детстве”, обновленном дополнении к всеобъемлющему обзору Лоуэнфилда, (1971).

Основными направлениями исследований были изучение перцептивного и моторного развития слепых детей раннего возраста, когнитивного развития, интеллекта, общения, социального развития и развития личности. Акцент будет сделан на социальной и психологической областях, в частности, коммуникации, социальном развитии и личности, тем не менее мы начнем с краткого описания области перцептивно-моторного и когнитивного развития.

В области перцептивно-моторного развития способности к различению, такие как восприятие текстуры, веса или звука, обычно не имеют отличий при сравнении слепых и зрячих детей или различных подгрупп слепых детей. В более сложных или интегративных категориях восприятия, таких как идентификация формы, концепт пространства, интермодальные отношения и перцептивная и моторная интеграция, у слепых детей наблюдается существенное отставание в развитии. Существует также несколько типов когнитивных способностей, которые демонстрируют различия между слепыми и зрячими детьми или между различными категориями слепых детей. Эти способности варьируются от относительно специфических (понимание пространственных концепций) до относительно общих (понимание свойств мира, оцениваемых с помощью задач Пиаже). Среди главных исследователей в этих областях – Фрейберг С. который инициировал компенсационную образовательную программу для слепых детей [5] .

В большинстве областей развития речи результаты исследований показывают небольшое количество свидетельств различий в развитии между слепыми и зрячими детьми. Порождение и уточнение звуков Берлингем (1961) и приобретение раннего словарного запаса [2] по-видимому, не сильно отличаются у данных групп, однако Майнер [9] обнаружил, что среди слепых детей наблюдается большая частота речевых отклонений по сравнению со зрячими. На усвоение грамматических форм это аналогичным образом не влияет Берлингем [4] хотя Макгуайр и Майерс [8], отметили меньшее количество утверждений и отрицаний и больше вопросов у слепых детей, а также они описали злоупотребление личными местоимениями слепыми детьми.

Область, которая вызвала наибольшее разногласие в теориях языкового развития слепых – это область значения, и особенно “вербализмов”. Вербализмы – это слова, используемые слепыми детьми, для которых у них не могло быть сенсорной базы сформированной на собственном опыте, и приводят к “бессвязному мышлению” [3]. Использование цветовых слов или слов, описывающих различные оттенки или степени яркости, является примером вербализмов, связанных со зрением, когда врожденно слепой ребенок не мог иметь непосредственного сенсорного опыта. Это понятие ” бессвязного мышления”, или использования слепыми бессмысленных слов, подверглось суровой критике Докецки [7]. Он указывает на опасность ограничения речи ребенка с помощью образовательных программ, направленных на исключение вербализмов. Этот исследователь утверждает, что слепых детей не следует ограждать от слов или концепций, которые обычно основаны на визуальном опыте, скорее, они должны быть полностью ознакомлены с этими словами и концепциями и должны быть предприняты попытки усилить их значение. Конечно, зрячие дети используют термины, для которых у них нет сенсорных референтов, и, по-видимому, “понимание” слов не всегда напрямую связано с объектами или сенсорными переживаниями [2]. Тем не менее, есть некоторые свидетельства различий между слепыми и зрячими детьми в “наполненности смысловым содержанием”, но не было проведено достаточно исследований, чтобы обосновать какие-либо убедительные выводы [9].

Было проведено несколько исследований невербального общения у слепых детей, и они, как правило, связаны с “выразительностью”. Есть две основные области: выражения лица и тела, которые сопровождают речь, и выражение на лице эмоциональных состояний. Бриланд обнаружил, что слепые от рождения дети обладали значительно меньшей выразительностью (по оценке наблюдателей из фильмов о детях, рассказывающих истории) по сравнению со зрячими детьми в степени выразительности движений тела [3].

Фрейберг С. [5] провел исследование взаимосвязи между движениями тела и беглостью речи. Он обнаружил, что незрячие подростки демонстрировали больше жестов, указывающих на тело, (прикосновения пальцами к руке, прикосновения к телу), относительно жестов указывающих на объект, чем зрячие подростки, и что эти движения, особенно движения пальцами к руке, были положительно связаны с беглостью речи. Это не относилось к зрячим подросткам. Эти результаты могут иметь значение для потенциальных трудностей в восприятии речи и жестов слепых зрячими людьми.

Материалы исследований по выражению эмоциональных состояний показали незначительную разницу между слепыми и зрячими детьми например, в реакции младенцев на улыбку, но лицевая активность уменьшается с возрастом Фрейберг (1968).

У многих слепых детей развиваются “олиндизмы” – неуместное невербальное поведение, например раскачивание тела, потирание глаз и закатывание глазных яблок, – и они, а также их искоренение обсуждает Эппл [1]. Интересно, что большая часть исследований невербальной коммуникации была посвящена подросткам, а не маленьким детям или младенцам на довербальном уровне. Результаты исследований, по-видимому, показывают расхождение в развитии невербального поведения у слепых и зрячих детей, что, вероятно, связано с отсутствием зрения как медиатора подражания у слепых детей.

Исследование коммуникации показывает – во-первых, что речь слепых детей не нарушена, но могут существовать различия в произношении между слепыми и зрячими детьми, во-вторых, что существуют различия в использовании невербального общения между слепыми и зрячими детьми, сопровождающиеся отставанием в развитии слепых детей, например, при использовании эмоциональной мимики.

Социальное развитие. Существует множество свидетельств того, что ход социального развития у слепых и зрячих детей различен. исследовали отношение родителей к слепым детям (в частности, депрессию, неприятие и чрезмерную защиту) и сделали выводы о различиях в процессах социализации. Фрейберг С. например, связывает появление чрезвычайно пассивных и зависимых слепых детей с чрезмерной родительской защитой.

В областях социальной привязанности и социальной ответственности, выражение улыбки у младенцев и детей старшего возраста страх разлуки и боязнь незнакомцев, а также медленное развитие, более характерны для слепых детей, чем для зрячих Фрейберг (1970). Проблемы также существуют в социальной зрелости и сексуальных знаниях и поведении. Однако неизвестно, указывают ли результаты исследования на менее адекватный процесс социализации, поскольку показатели развития могут не быть эквивалентными для слепых и зрячих детей [10].

Развитие личности. Область развития личности у слепых детей сталкивается с методологическими проблемами точного их тестирования, это, конечно, в равной степени относится и к тестированию зрячих детей, и многие толкования в значительной степени опираются на психоаналитические интерпретации Берлингем (1961). Многие из используемых личностных тестов были стандартизированы для зрячих детей (например Калифорнийский личностный опросник) и они содержат вопросы, связанные со зрением. Таким образом, тесты имеют сомнительную валидность, хотя было положено начало разработке тестов специально для слепых детей. Действительно, проблема того, что подразумевается под “индивидуальностью” – особенно у молодых детей – побудила исследователей сосредоточиться на конкретных областях в рамках двух широких категорий межличностных и внутриличностных характеристик (Уоррен, 1977). Социальная адаптация, самоутверждение были рассмотрены в связи с межличностными характеристиками, в то время как моральное развитие, (“я-концепция” и невротизм являются примерами исследования внутриличностных характеристик. Если объединить результаты исследования, то есть некоторые свидетельства того, что слепые дети более пассивны, менее агрессивны, более зависимы и несколько более эмоционально неуравновешенны [10]. В целом, однако, “относительно мало известно ни о детерминантах, ни о функциональной значимости личностных характеристик у слепых детей” [10, стр. 246].

Существует значительный объем литературы о развитии слепых детей, но достоверных доказательств мало [10]. Многие отчеты либо основаны на описательном материале тематических исследований отдельных субъектов, например Берлингем [4]; Фрейберг [6] либо методологически неадекватны, например, при отборе субъектов (полностью слепые по сравнению с частично зрячими, возраст слепых субъектов и продолжительность слепоты) а также при определении надлежащего контроля Уоррен [9]. Однако было показано, что существуют проблемы, связанные с отставанием в развитии и отклонениями от развития зрячих детей. Эти проблемы привели к созданию компенсационных образовательных программ, особенно в США.

Выводы. Особое внимание в данной работе уделено проблемам развития врожденно слепых детей. Было показано, что проблемы действительно существуют в определенных областях, например, в общении, когнитивном, социальном развитии и развитии личности у детей. Подобные проблемы имеют последствия для интеграции слепого ребёнка в общество зрячих, для преодоления трудностей и адаптации слепых детей, а также для отношения к ним зрячих людей.


Библиографический список
  1. Эппл, М. (1972). Кинезический тренинг для слепых людей: жизненно важное средство коммуникации. Новое мировоззрение для слепых, № 66, 201-208 с.
  2. Лоуэнфилд, Б. (1971). Психологические проблемы детей с ослабленным зрением. В книге У.М. Крукшенка (ред.) “Психология исключительных детей и молодежи” (3-е изд.) Нью-Йорк: Прентис-Холл.
  3. Бриланд, Д.М. (1950). Сравнительное исследование речи слепых и зрячих детей. Речевые монографии, № 17, 99-103 с.
  4. Берлингем, Д. (1961). Несколько заметок о развитии слепых. Психоаналитическое исследование ребенка, № 16, 121-125 с.
  5. Фрейберг С. (1968). Параллельные и расходящиеся паттерны у слепых и зрячих младенцев. Психоаналитическое исследование ребенка, № 23, 264-300 с.
  6. Фрейберг С., Смит М. и Адельсон Э. (1969). Образовательная программа для слепых младенцев. 3 журнал специального образования, № 3, 121-122 с.
  7. Докецки, П. (1966). Вербализм и слепые: критический обзор концепции и литературы. Исключительные дети, № 32, 525-530 с.
  8. Макгуайр Л. и Мейерс С. (1971). Ранняя личность у врожденно слепого ребенка. Новое мировоззрение для слепых, № 63, 137-143 с.
  9. Майнер, Л. (1963). Исследование частоты речевых отклонений среди детей с нарушениями зрения. Новое мировоззрение для слепых, №  57, 10-14 с.
  10. Уоррен, Д.Х. (1977). Слепота и развитие в раннем детстве. Нью-Йорк: Американский фонд для слепых.

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Максимов Егор Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация