УДК 378.4

ЦЕНТРЫ ПРЕВОСХОДСТВА КАК ЭЛЕМЕНТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА: КЕЙС УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Шершнева Елена Геннадьевна
Уральский федеральный университет
кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского и инвестиционного менеджмента

Аннотация
В статье рассматриваются особенности формирования центров превосходства Уральского федерального университета (УрФУ) в рамках программы повышения конкурентоспособности. Анализируются оценки эффекта работы центров превосходства. Отмечается функциональное усложнение современных университетов как драйверов инновационного развития.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шершнева Е.Г. Центры превосходства как элементы конкурентоспособности вуза: кейс Уральского федерального университета // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/10/98957 (дата обращения: 23.01.2023).

Одной из форм организации научных исследований в университетах является создание центров превосходства. Как правило, такие центры создаются для проведения исследований по перспективным, «прорывным» направлениям, нередко – междисциплинарным, с целью повышения качества научных результатов, и в конечном счете роста конкурентоспособности в науке [1]. Идея создания таких центров основана на понятии превосходства (excellence), что подразумевает высокий уровень исследований, концентрацию финансовых, трудовых, материально-технических ресурсов, международное сотрудничество, привлекательность для сотрудников.

Далее рассмотрим кейс Уральского федерального университета по функционированию центров превосходства. Стартом формирования центров превосходства в УрФУ можно считать сбор внутриуниверситетских заявок, объявленный в августе 2013 года. Ключевые критерии при отборе заявок представлены в таблице 1.

Таблица 1. Критерии отбора заявок в центры превосходства УрФУ [2].

Критерий отбора

Направление работы исследовательской группы

1. Научная, инновационная и/или образовательная деятельность в одном из перспективных направлений Программы повышения конкурентоспособности УрФУ.
  • 1) информационные технологии и человек в информационном обществе;
  • 2) энергетика, ресурсосбережение и рациональное природопользование;
  • 3) гибкие технологии и новые материалы;
  • 4) живые системы и здоровье.

 

2. Формирование потенциала в кооперации с зарубежными партнерами.
  • 1) развитие сотрудничества со странами Евразийского экономического союза (Казахстана, Киргизии, Таджикистана), Монголии и отдельных регионов Китая;
  • 2) выход на рынки отдельных стран Африки, Ближнего Востока (в первую очередь туда, где реализуются проекты межгосударственного сотрудничества и присутствуют российские компании-партнеры университета);
  • 3) работа на развивающихся рынках Юго-Восточной Азии и Индии.
3. Существенное влияние на достижение целевых показателей Программы повышения конкурентоспособности вуза.
  • 1) обеспечение прорыва в значениях по целевым показателям Программы;
  • 2) формирование долгосрочного результата для достижения целевых показателей Программы.

Сегодня можно сказать, что за девять лет своего функционирования Центры превосходства УрФУ наработали серьезные конкурентные преимущества по следующим направлениям:

1. Проведение междисциплинарных исследований в формате горизонтально-кооперированных связей, а не в отдельных традиционных областях (физика, математика, химия, энергетика и т.д.).

2. Синтез промышленного и научного образования, что позволило повысить производительность труда специалистов по сравнению с персоналом, специализирующимся на отдельных областях деятельности компании.

3. Интенсификация обмена знаниями на основе организации семинаров, рабочих встреч, тренингов и публикаций.

4. Проведение программ повышения квалификации для промышленности. Примерами научно-промышленной интеграции являются корпоративные магистерские программы с крупными предприятиями ТМК и Синара.

5. Взаимодействие с промышленным сектором и государственными учреждениями путем организации программ обмена специалистами и совместных исследований.

Ключевыми партнерами УрФУ являются: Институт математики и механики УрО РАН, Институт механики сплошных сред УрО РАН, Институт геофизики УрО РАН, Институт машиноведения УрО РАН, крупнейшая на Урале фирма-производитель программного обеспечения «СКБ Контур», крупные промышленные предприятия «НПО Автоматика», НПП «Вектор», ФГУП «Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь», ФГУП ОАО «Завод радиоаппаратуры». Совместно с зарубежными компаниями созданы IT-центры компетенций: «Уральский региональный центр технологий National Instruments», «Центр Урал-Компетенции по беспроводным Intel-технологиям», учебно-научный центр сетевых технологий ZyXEL; региональный академический сертификационный центр компании SAP AG, учебно-научные центры с фирмами Siemens и Interactive Tribe GmbH.

В связи со сложной геополитической обстановкой и необходимостью усиления государственного информационного и промышленного суверенитета особое внимание в центрах превосходства стало уделяться развитию национальных технологий.

Так, в рамках направления «Информационные технологии и человек в информационном обществе» УрФУ заявил следующие приоритетные области:

1)      математическое моделирование процессов тепломассопереноса в многофазных средах, включая эволюцию кристаллического ядра Земли, таяние арктических льдов Мирового океана;

2)      разработка интеллектуальных систем управления, навигации и взаимодействия для робототехнических систем, систем имитационного моделирования, систем 3D реконструкции, а также создание интеллектуальных алгоритмов для компьютерной обработки текстов на естественных языках;

3)      разработка программно-аппаратных средств защиты компьютерной информации и систем управления информационной безопасностью; методик обеспечения информационной безопасности общества в разных сферах;

4)      математические методы и информационные технологии анализа радиолокационных данных дистанционного зондирования Земли из космоса при решении задач исследования динамики окружающей среды, природных и техногенных объектов;

5)      теории цифровой обработки многоканальных (гиперспектральных) изображений;

6)      компьютерное и математическое моделирование производственных, логистических, социально-экономических и бизнес-систем.

Анализируя мнения исследователей о результативности функционирования университетских центров превосходства, можно заключить, что в научной литературе доминируют позитивные оценки эффекта работы центров превосходства, созданных в зарубежных университетах. Как отмечается в исследовании И.Г. Дежиной: «Такие центры имеют больше возможностей реализовать новые научные проекты; молодые ученые, участвующие в них, быстрее приобретают исследовательские навыки, и в целом при высоком научном потенциале и достойном финансировании наука становится все более результативной» [3]. Однако есть и альтернативные оценки, показывающие, что более эффективным может оказаться создание центров превосходства на базе молодых, но перспективных групп, вместо формирования их вокруг признанных исследователей. Поскольку именно в молодежных группах рождаются креативные идеи, отсутствует страх применения нестандартных подходов к решению задач, а также отмечается более высокая финансовая мотивация.

Отдельным направлением функционирования центров превосходства в России стало использование потенциала зарубежных ученых: университеты начали привлекать иностранных исследователей в формате «мегагрантов», – программ по созданию научных лабораторий под руководством ведущих ученых мира.

В академической среде также отмечается усложнение условий функционирования: современному ученому необходимо не только получать признание научного сообщества, но и быть эффективным «фандрайзером», способным привлекать финансовые ресурсы для своего научного исследования [4]. Университетам, в свою очередь, приходится доказывать свою эффективность через востребованность результатов научных исследований, количество и качество публикаций, участие в рейтингах. Отмеченная особенность, с одной стороны, усложняет организационно-управленческую среду вузов, а, с другой стороны, трансформирует университеты в драйверы инновационного развития отраслей, регионов и государства в целом.


Библиографический список
  1. Дежина И.Г. Научные «центры превосходства» в российских университетах: смена моделейлобализация рынка образовательных ресурсов // ЭКО. 2020. № 4. С. 87-109.
  2. Программа повышения конкурентоспособности УрФУ от 09.06.2013 г..
  3. Дежина И.Г. Научная политика в ведущих российских университетах: эффекты «нового менеджериализма» // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 3. С. 13-26.
  4. Нефедова А.И. Университеты в стремлении к глобальному превосходству // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 238-247.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шершнева Елена Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация