КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Смирнова Анастасия Николаевна
ФГБОУ ВО Костромской государственный университет
магистр, специальное (дефектологическое) образование

Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы коррекции дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития. В статье подчеркивается важность того, как важно своевременно выявить специфические нарушения письма у школьников и организовать правильную коррекционную логопедическую работу с учетом нейропсихологического подхода. Также приводятся результаты исследования письменных работ младших школьников и пути устранения нарушений при помощи комплексной системы приемов и упражнений.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Смирнова А.Н. Коррекция дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития с использованием нейропсихологического подхода // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/10/98955 (дата обращения: 19.04.2024).

В последнее время в современной логопедической практике все больше внимания уделяется такому направлению как нейропсихология. Эти методики набирают популярность. Применяемые в логопедической практике методы нейропсихологии делят на две группы: нейрологопедическая диагностика и нейрологопедическая коррекция.

Проанализировав результаты диагностики, которую мы провели среди шести учеников третьих классов, получили следующие результаты. На первом этапе мы выяснили предрасположенность учеников к дисграфии, а также определили ее вид. У нас получилось, что ученики разделились на три группы: с легкой, средней и тяжелой степенью дисграфии. У учеников была выявлена акустико-кинестетическая (фонологическая) дисграфия (смешение букв, близких по написанию (у-и, щ-ш, ж–х), смешение букв, близких по произношению (ж-з, т-п, т-к,т-н), смешение и замены звуков, близких по звучанию) и регуляторная дисграфия (при написании под диктовку не соблюдали границ предложения и слов и допускали множество орфографических ошибок). Далее мы проводили нейропсихологическую диагностику, которая помогла нам выяснить какие же структурные компоненты недостаточно сформированы у данных учеников. У всех детей оказались низкие показатели в заданиях на исследование функций «блока приема, переработки и хранения информации», но эти показатели были разные у разных групп детей (не высокие результаты были в заданиях на переработку зрительно-пространственной информации, при переработке кинестетической и слуховой информации. Также группа учеников показали невысокие результаты в заданиях при исследовании функций «блока программирования, произвольной регуляции и контроля психологической деятельности».

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что все эти случаи требовали проведения коррекционной работы по преодолению дисграфии в рамках нейропсихологического подхода.

Как известно, к задачам нейропсихологической коррекции относится задача развития высших психических функций, функциональная активация подкорковых образований мозга, обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические, в том числе и речевые функции (письменной и устной речи), стабилизация межполушарного взаимодействия, обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (речевой, тактильной, двигательной (кинестетической, динамической)), зрительной, слуховой, обеспечение регуляции, программирования и контроля психической, в том числе, речевой деятельности (Симерницкая Э.Г.,Ахутина Т.В., Цветкова Л.С., Манелис Н.Г., Корсакова Н.К., Семенович А.В., Цыганок А.А., Пылаева Н.М.) [2].

Наша коррекционная работа осуществлялась на индивидуальной основе, то есть мы проводили индивидуальные занятия по 40 минут, один раз неделю.  Работа проводилась с элементами нейропсихологической коррекции (упражнения, которые способствуют взаимодействию всех трех блоков мозга, их стимулированию, а также прохождение фаз развития головного мозга по этапам) [5].

Вся структура наших занятий соответствовала структуре и требованиям нейропсихологических занятий.

1. Организационный момент. Здесь использовались дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, «растяжки», массаж и самомассаж.

2. Основной этап. Следует отметить, что в основную часть занятий входят игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти пространственных представлений и все они должны быть связаны с темой занятия, то есть работа на преодоление определенного вида дисграфии. При подготовки к занятиям как основу мы использовали Рабочую тетрадь Т.В. Ахутиной и дополняли ее упражнениями, которые подходили для данного урока. Также при подготовке к занятиям мы использовали упражнения представленные в работах Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой, которые адаптировали к логопедическим занятиям [1;4;5].

При коррекции регуляторной дисграфии применяли такие упражнения как рассказ по серии картинок, «Улитка», «Выпиши название», работа с текстами. Эти задания работали не только над повторением правил, орфограмм, но и развивали у учеников внимательность, учили их выполнять порядок действий и контроль за правильным выполнением.

Работая над преодолением акустико-кинестетической дисграфии необходимо не забывать, что у нее есть несколько подвидов. В зависимости от него необходимо выбирать правильные задания. Например, такие как:

А). Смешение и замены звуков близких по звучанию: «Слоговые ряды», «Шаги», «Найди ошибку», «Вставь правильную букву», «Измени букву». Эти упражнения помогают ученику научиться на слух различать звуки, а также межполушарному взаимодействию, пространственной ориентации. Б). Смешение звуков близких по произношению: «Насос-змея», чистоговорки, скороговорки, «Пушок и Машка», «Волшебный диктант». Эти упражнение помогают нам не только в устранении дисграфических ошибок, но и развить внимание, фонематический слух, учит ребенка концентрироваться и удерживать мысленные образы. В). Смешение звуков близких по написанию: «Зеркальные рисунки», «Найди нужную букву и обведи», «Дорисуй букву», «Домики». Этими упражнениями у ребенка развиваются зрительные, пространственные понятия и память.

Также работая над устранением какого либо вида дисграфии иногда на занятии использовались компьютерные игры. Это придавало занятию игровой характер, что очень нравится детям. Целью этих занятий является приобретение новых и закрепление уже полученных знаний, а также эмоциональная поддержка детей, они активизируют и пробуждают их познавательную деятельность.

3. Заключительная часть. На последнем этапе занятия (примерно 5 минут до конца занятия) обязательно были использованы игры по правилам. Такие игры нужны для того, чтобы ребенок научился принимать и выполнять любые правила: будут ли это школьные или учебные правила, поведенческие или правила русского языка или математики. Именно это и достигается в процессе такой игры.

После коррекционной работы была проведена повторная диагностика, которая показала положительные результаты наших занятий:

- ученики намного лучше стали ориентироваться на тетрадном листе (писать заголовок в середине строки, не выходить за поля, соблюдать красную строку, буквы стали намного ровней и аккуратней);

- ученики стали внимательнее следить к прописыванию элементов букв(а, о, и, ш, б, д), тем самым практически устранено смешение и замены букв близких по написанию;

- у ребят, которые не соблюдали границы предложения появилась динамика. Они научились анализировать, где закончилось предложение и началось другое. Но пока только с направляющей помощью логопеда.

- ученики освоили тему предлоги, как они пишутся со словами и больше не допускают таких ошибок.

- с двумя ребятами научились дифференцировать звуки близкие по звучанию. При повторной диагностике у них не было этих видов ошибок.

Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, что если вовремя диагностировать специфические ошибки на письме у младших школьников и комплексно и систематически построить правильную коррекционную работу с учетом нейропсихологического подхода, все это способствует минимизации проявлений дисграфии.


Библиографический список
  1. Ахутина Т.В. Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика. – М.: Секачев, 2016. – 153 с.
  2. Ахутина Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход/ Т.В.Ахутина, Н.М. Пылаева. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.
  3. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: Институт практической психологии, 2006. – 64 с.
  4. Семенович А.В. Актуальные проблемы нейропсихологической квалификации отклоняющегося развития // Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. – М.: МПСИ, 2001. – С. 84-137.
  5. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2005. – 319 с.
  6. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости//нейропсихология сегодня/ Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 1995. – С. 154-160.
  7. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 172 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Смирнова Анастасия Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация