УДК 378

ТЕХНОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

Барабашкина Евгения Владимировна1, Трифанова Анна Александровна1, Перяшкина Арина Алексеевна1, Чегулова Анастасия Андреевна1, Бердникова Карина Эрфановна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
В статье рассмотрено содержание технологии в контексте профессиональной культуры педагога и сформулировано её понятие. В работе раскрыта сущность технологического компонента профессиональной культуры педагога, заключающаяся в его задачах. Также приведена классификация педагогических задач и сделан вывод о значимости технологии в деятельность преподавателя.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Барабашкина Е.В., Трифанова А.А., Перяшкина А.А., Чегулова А.А., Бердникова К.Э. Технология в контексте профессиональной культуры педагога // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/10/98922 (дата обращения: 26.01.2023).

Если рассматривать понятие «технология» в контексте профессиональной культуры педагога, то необходимо выделить технологию педагогической деятельности, которая представляет собой систему способов, средств, приемов воспитательной и учебной деятельности [3, 8]. Значит, технологический компонент раскрывает такие важные элементы педагогического процесса, как применение педагогической техники, актуальных образовательных и информационных технологий, культуру общения, методы взаимодействия педагога с обучающимися и остальными участниками образовательного процесса.

Технологический компонент реализуется в процессе решения разнообразных педагогических задач, например, по постановке целей, планированию, организации, анализу, оценке, коррекции образовательной деятельности [4, 720]. Они соответствуют определенным требованиям, реализуя которые, педагог осуществляет педагогические действия.

В целях рассмотрения технологического компонента, а именно разнообразных видов действий, осуществляемых педагогом, необходимо проанализировать сущность и классификацию педагогических задач.

Педагогические задачи – результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике [5].

Их можно разделить по временному признаку на стратегические задачи, отражающие исходную цель воспитания и обучения и конечный результат, перерастающие в следующий вид – в тактические задачи, которые направлены на планирование деятельности, диагностику ее результатов и управление деятельностью конкретных обучающихся, а также оперативные задачи, возникающие у педагога в конкретный период времени.

Учитывая особенности построения педагогической деятельности, логическую последовательность её этапов, выделяют следующие виды педагогических задач [6]:

  • конструктивно-прогностические: направлены на построение целостного образовательного процесса, планирование и конструирование деятельности, прогнозирование результатов действий и педагогического развития;
  • аналитико-рефлексивные: анализ и рефлексия педагогической деятельности, образовательных отношений, актуальных проблем, самоанализ педагога и самосовершенствование;
  • организационно-деятельностные: реализация многообразных вариантов учебно-воспитательного процесса, сочетание различных видов деятельности, организация индивидуальной и групповой работы обучающихся, деятельность самого педагога и его коллег;
  • коррекционно-регулирующие: обеспечивают непрерывность профессионально-педагогической деятельности, адаптацию к внешним явлениям и их преодоление, регулируют взаимодействие педагога с другими участниками образовательного процесса;
  • оценочно-информационные: отвечают за сбор, обработку, хранение и оценку информации в сфере педагогики и ее развитии.

Педагогическая технология, раскрывая педагогические приемы, показывает направленность деятельности педагога, что выражает суть профессионально-педагогической культуры, которая, в свою очередь, регулирует, сохраняет, отражает и развивает педагогическую реальность.


Библиографический список
  1. Бебешко Е.С. Формирование технологической культуры учителя в условиях динамично меняющейся образовательной среды // Цифровое общество: психологический и педагогический аспекты: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2020. С. 17-20.
  2. Везетиу Е.В. Технологическая культура учителя в структуре профессионально-педагогической культуры // Педагогический вестник. 2019. № 6. С. 11-13.
  3. Гудина В.Ю. К вопросу о профессионально-педагогической культуре педагогов // Развитие современного образования: от теории к практике : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Чебоксары, 6 сентября 2019 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. С. 7-10.
  4. Ибрагимова И.Н., Рубцова Е.Т. Технологическая культура как составная часть компетентностной модели подготовки педагога // Наука и образование: новое время. 2019. № 1 (30). С. 716-723.
  5. Национальная педагогическая энциклопедия. URL: https://didacts.ru/termin (дата обращения: 20.08.2022).
  6. Якушева Г.И., Науменко Н.М., Шаврыгина О.С. Решение педагогических задач как средство профессионального становления будущего учителя // Kant. 2018. №2 (27).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Барабашкина Евгения Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация