УДК 332

СИСТЕМА ДОКУМЕНТОВ, КАК РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОНИТОРИНГА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Трубин Николай Сергеевич
Уральский государственный экономический университет
магистрант кафедры Государственного и муниципального права

Аннотация
Данная статья посвящена обзору реализации документов стратегического планирования в РФ как ключевого этапа для осуществления и своевременной корректировки проблемы мониторинга планирования, организация системы государственного стратегического контроля.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Трубин Н.С. Система документов, как решение проблемы мониторинга государственного стратегического планирования социально-экономического развития общества // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/01/97562 (дата обращения: 22.06.2022).

На настоящем этапе развития стратегического планирования в РФ ключевое значение для его осуществления и своевременной корректировки имеет решение проблемы мониторинга реализации документов стратегического планирования, организация системы государственного стратегического контроля.

В свою очередь мониторинг и контроль как элементы стратегического планирования, упомянутые законом №172 определены в статье 3 как «деятельность участников стратегического планирования по комплексной оценке хода и итогов реализации документов стратегического планирования, а также по оценке взаимодействия участников стратегического планирования в части соблюдения принципов стратегического планирования и реализации ими полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации» [1].

По своей сути стратегический контроль – это система мониторинга формального целеполагания, наблюдения, оценок и обратной связи, которая должна обеспечивать органы государственной власти информацией о динамике социально-экономического развития общества и необходимости корректирующего воздействия на него. Система стратегического контроля позволяет отслеживать причинно-следственные связи между целями документов государственного стратегического планирования и ключевыми контролируемыми показателями, отражающими степень их реализации в измеримых количественных и качественных величинах. Целью стратегического контроля реализации документов государственного стратегического планирования является обеспечение государственного управления на основе своевременной оценки системы показателей социально-экономического развития общества, предусмотренных документами стратегического планирования РФ. Задача стратегического контроля реализации документов государственного стратегического планирования – сопровождать и поддерживать направления развития, предусмотренные документами стратегического планирования, обеспечивать жизнеспособность и реализацию заданных этими документами параметров социально-экономического развития государства и общества, чтобы документы стратегического планирования не превращались в формальные акты, а были реальными инструментами координации деятельности государственного аппарата. Организация стратегического контроля реализации документов государственного стратегического планирования включает в себя проверку адекватности формулируемых стратегическими документами задач механизмам их внедрения и реализации. Стратегический контроль реализации документов стратегического планирования предполагает организацию непрерывного либо регулярно повторяющегося процесса, который может состоять из трех основных фаз (рисунок 1).


Рисунок 1. Фазы стратегического контроля в системе стратегического планирования
Составлено автором по: [2].

В свою очередь, реализация эффективной государственной политики тесно связана с построением системы мониторинга, которая отслеживала бы все недостатки принимаемых нормативно-правовых актов, обеспечивала бы их согласованность и гармонизацию, а также позволяла бы своевременно обнаруживать все недочеты в их последующем исполнении. При этом число нормативно-правовых актов, которые принимаются в государстве, постоянно растет, потому решение данной задачи требует использования современных информационных технологий и инструментов.

Мониторинг государственных документов стратегического планирования должен обеспечивать непрерывную оценку и анализ хода реализации программ и мероприятий стратегии развития страны; показателей достижения запланированных результатов; косвенных эффектов (как положительных, так и отрицательных), полученных при реализации документов. Такой мониторинг должен осуществляться на протяжении полного жизненного цикла документа, начиная с формирования проекта и заканчивая отчетными материалами по результатам его исполнения. Объектом мониторинга в этом случае является процесс разработки и последующей реализации различных документов стратегического планирования. Предметом мониторинга выступает соответствие между структурой государственных инициатив и теми стратегическими целями, и задачами, которые стоят перед развитием страны (включая соответствие между мероприятиями, объемами финансирования, проектными и фактическими показателями и т. п.). Результатом мониторинга должны стать предложения по корректировке отдельных государственных инициатив, а также, в случае необходимости, всего направления государственной политики.

В настоящее время система мониторинга проходит фазу цифровизации. В частности, создана система работы с программными документами и введена на федеральном уровне. Вся работа с государственными программами Российской Федерации осуществляется через портал государственных программ в сети «Интернет» (www.programs.gov.ru) [3], который интегрирован с государственной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет» [4], а также автоматизированной системой государственного управления «ГАС Управление» [5].

Далее дадим краткую характеристику фаз стратегического планирования и стратегических документов, принимаемых в их рамках, перечисленных в ФЗ №172 (рисунок 2).

Рисунок 2. Фазы стратегического планирования и документы, разрабатываемые в их рамках
Составлено автором по: [1], [7].

Общую систему стратегического планирования как инструмент стратегического управления территорией можно представить в виде схемы (рисунок 3).

Рисунок 3. Обобщенная схема системы стратегического планирования как инструмент стратегического управления территорией
Составлено автором по: [8].

Анализ практик стратегического планирования на региональном уровне, позволяет отметить, что социально-экономическая дифференциация Субъектов РФ должна стать не препятствием, а стимулом для расширения деятельности по стратегическом планированию.

Следует отметить, что стратегическое планирование регионального уровня имеет существенные особенности, укажем следующие:

  • возможность привлечения федерального финансирования реализации региональных программ;
  • каскадирование целеполагания субъекта региона от уровня федерации, и от уровня региона на уровень муниципальных образований, что подразумевает согласование региональных целей с другими уровнями;
  • необходимость учета не только экономических особенностей региона, но и социальной специфики;
  • необходимость привлечения общественности для совместной работы по выработке стратегических целей развития территории, развитие партисипативного характера социальной политики;
  • важность учета баланса доходов и финансирования социальных программ;
  • необходимость поддержки инвестиционной привлекательности территории, развития регионального бренда;
  • необходимость разработки индивидуальной траектории развития региона в контексте общего развития страны;
  • стратегическое планирование регионов зачастую реализуется в условиях недостаточного финансирования.

В научной литературе по-разному характеризуют стратегическое планирование региона, в основном оно рассматривается как:

  • привлечение органов субъекта РФ, населения, инвесторов, а также предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность на территории региона, к участию в осуществление решений, в основе которых стоит будущие развитие субъекта, за счет выдвижения принципов, задач и идей;
  • деятельность органов по определению слабых и сильных сторон субъекта РФ, создание наиболее благоприятных условий для жизни людей;
  • партнерское взаимодействие всех возможных региональных сил [9, c.70].

Систему регионального стратегического планирования можно представить в виде схемы (рисунок 4).

Рисунок 4. Система регионального стратегического планирования
Составлено автором по: [9].

Участниками стратегического планирования социально-экономического развития на уровне региона относятся:

  • законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ
  • высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительно органа государственной власти субъекта РФ)
  • высшей исполнительный орган государственной власти субъекта РФ
  • исполнительный орган государственной власти субъекта РФ
  • контрольно-счетный орган субъекта РФ
  • иные органы и организации, которые предусмотрены законами РФ.

ФЗ «О стратегическом планировании РФ» [1], закрепляет следующие полномочия органов власти, опосредующие процесс стратегического планирования:

  • установление приоритетов социально-экономической политики, долгосрочных целей и задач в пределах субъекта РФ;
  • определение требований к содержанию документов стратегического планирования, порядку их разработки, рассмотрению и утверждению с учетом нормативно-правовых актов федеральной и региональной власти;
  • одобрение и разработка плана стратегического планирования, в пределах полномочий субъекта РФ;
  • контроль и мониторинг реализации документов стратегического планирования на уровне региона;
  • гарантирование сбалансированности документов стратегического планирования, которые разработаны на уровне региона;
  • в соответствии с нормативно-правовыми актами, установление порядка осуществления стратегического планирования;
  • помощь в разработке документов стратегического планирования на федеральном уровне по вопросам совместно ведения РФ и субъектов РФ;
  • иные полномочия в рамках полномочий и в соответствии с нормативно-правовыми актами издаваемых федеральными властями и власти субъектов РФ.

Документы стратегического планирования на уровне субъекта РФ разрабатываются в целях прогнозирования, планирования и программирования. В статье 11 ФЗ «О стратегическом планировании РФ», содержится их перечень: стратегия социально-экономического развития субъекта РФ;

  • прогноз социально-экономического развития на долгосрочный и среднесрочный период;
  • бюджетный прогноз;
  • план мероприятий по реализации стратегии развития субъекта РФ;
  • государственные программы на уровне субъекта РФ;
  • схема территориально планирования.

Подчеркнем, что каждый субъект в РФ имеет свойственные только ему особенности, связанные с географическими, социально-экономическими, демографическими характеристиками. Поэтому каждому региону в данных условиях необходимо прорабатывать индивидуальные теоретико-методологические основы стратегического планирования региона.

Таким образом, региональное стратегическое планирование имеет свою специфику, заключающуюся не только в социально-экономических особенностях территории, но и в структуре стратегических документов, субъектах стратегирования, а также организационно-правовых характеристиках.


Библиографический список
  1. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ. – Текст: электронный. – URL : https://demo.garant.ru (дата обращения: 10.10.2021).
  2. Сургуладзе В.Ш. Проблемы мониторинга и организации контроля реализации документов стратегического планирования в Российской Федерации // Власть. 2016. №8. URL: https://cyberleninka.ru
  3. Официальный портал Госпрограмм. – URL: https://programs.gov.ru/ (дата обращения: 05.10.2021). - Текст : электронный
  4. Система «Электронный бюджет». – URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/ebudget/ (дата обращения: 05.10.2021). - Текст : электронный.
  5. Государственная автоматизированная информационная система «Управление». – URL: https://gasu.gov.ru/ (дата обращения: 05.10.2021). - Текст: электронный.
  6. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ. – Текст: электронный. – URL : https://demo.garant.ru (дата обращения: 10.10.2021). 1
  7. Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 г. N 633. – Текст : электронный. – URL: https://demo.garant.ru (дата обращения: 23.11.2021).
  8. Бражникова Л. Н., Мызникова М. А. Система стратегического планирования как действенный инструмент стратегического управления экономикой ДНР //Вестник Института экономических исследований. – 2021. – №. 1 (21). – С. 5-17. 17
  9. Мирошников С. Н. Государственное управление социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации на основе системы стратегического планирования. – 2020. – С. 339.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «trubinag»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация