ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ГАПОУ СО «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Дмитриева Марина Георгиевна
ГАПОУ СО "Нижнетагильский торгово-экономический колледж"
руководитель МЦПК, заведующая заочным отделением

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дмитриева М.Г. Центр дистанционного обучения ГАПОУ СО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж»: опыт, проблемы, перспективы // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/01/97409 (дата обращения: 07.07.2024).

Традиционная система образования, основанная на усвоении знаний, передаваемых от преподавателей к студентам, перестала отвечать требованиям подготовки высококвалифицированных специалистов. В этой связи активно развиваются инновационные образовательные модели, среди которых наиболее востребованной становится дистанционная модель образования. Опыт работы Центра Дистанционного Обучения (ЦДО) ГАПОУ СО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж» служит доказательством данного утверждения.

Начиная с 2003 года, в колледже функционирует и успешно развивается система дистанционного образования. Дистанционное образование – это форма непрерывного образования, которое реализует права человека на образование и получение информации. В основе лежит принцип самообразования, что может рассматриваться как переход от традиционной репродуктивной парадигмы освоения знаний к образованию, основанному на активной, конструктивной и креативной совместной деятельности педагога и студента.

Дистанционное образование имеет множество достоинств, которые являются доказательством его преимущества, а именно:

1). Гибкость и доступность. Это возможность получать образование для всех категорий населения в удобное время, в удобном месте и темпе.

2). Совмещение образовательной и профессиональной деятельности, т.е. возможность учиться без отрыва от производства.

3). Развитие и воспитание личности посредством активных педагогических методов самореализации студента.

4). Формирование высокоразвитой системы управления знаниями путем использования в учебном процессе новейших информационных и коммуникационных технологий.  Это позволяет учебному заведению предоставить студентам систематизированную информацию, обеспечить сохранение и систематизацию процесса получения знаний, доступ к информации из любого места. Это позволяет студенту развить умение поиска и работы с информацией, расширить горизонты познания.

5). Формирование новой роли и высококвалифицированной личности преподавателя – как педагога-наставника и одновременно педагога-партнера.

6). Экономичность. Эффективное использование учебных площадей, концентрированное предоставление учебной информации и мультидоступ к ней, снижение количества кадрового персонала снижают затраты на подготовку специалистов.

Если система дистанционного образования отвечает всем перечисленным характеристикам, ее можно назвать эффективной, прогрессивной и приоритетной в направлении формирования высокого качества образования. Уровень качества образования – это  степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач.

Опыт работы Центра Дистанционного Обучения ГАПОУ СО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж» в течение 17 лет позволяет выявить динамику развития таких показателей, как расширение контингента ЦДО, изменение качественной успеваемости, рост востребованности данной технологии обучения, как среди студентов, так и среди работодателей. Анализ данных показателей свидетельствует о формировании достаточно высокого уровня качества дистанционного образования в Нижнетагильском торгово-экономическом колледже.

Дистанционная технология обучения доказывает свое преимущество и в том, что увеличивается от года в год количество выпускников, получивших дипломы «с отличием». Этот показатель демонстрирует, что дистанционное образование формирует у студентов высокий уровень навыков самостоятельной работы, умение совмещать различные виды деятельности, применять полученные знания на практике.

Однако реализация дистанционных образовательных технологий связана со многими проблемами. Опыт работы Центра Дистанционного Обучения позволяет выделить следующие основные проблемы:

  1. Отсутствие совершенного нормативного обеспечения дистанционного образования. Законодательно дистанционное обучение должно рассматриваться как самостоятельная форма обучения, а не технология обучения, что требует обновление содержания образовательных учебных планов в государственных образовательных стандартах СПО. Это позволило бы активно внедрять дистанционные технологии в образовательный процесс учебных заведений СПО.
  2.  Проблема соответствующей подготовки кадров. Ключевой фигурой организации всего образовательного пространства системы дистанционного образования является специально подготовленный преподаватель, высококвалифицированный педагог-наставник и одновременно коллега, готовый к непрерывному самообразованию вместе со студентом. Это должен быть не просто преподаватель-консультант (тьютор), а наставник, способный заставить не окончательно сформированную личность обучаемого двигаться вперед, развиваться. Личность наставника очень важна, но она не должна ограничивать свободу и самостоятельность студента. Преподаватель в системе дистанционного образования должен обладать высокой информационной культурой, навыками разработки электронных учебно-методических комплексов, а также владеть основами психологии общения в виртуальной среде, методиками активного и интенсивного обучения, должен реализовывать индивидуальный подход и особое отношение к обучаемому. Именно такой преподаватель в системе дистанционного образования определяет его качество и результативность.
  3.  Проблема разработки специального электронного учебно-методического комплекса. Его качество определяет результаты дистанционного обучения намного больше, чем при традиционном обучении. Разработка учебно-методического комплекса дисциплины или цикла дисциплин предполагает сокращение количества текстового материала, наличие структурно-логических схем, аудио- и видео-файлов. Данный УМК должен включать в себя учебную, справочную информационные базы, систему тестирования, методические указания для организации самостоятельной работы студента. Учебно-методический комплекс цикла дисциплин – это логически выстроенное единое целое с учетом межпредметных связей, это совокупность содержательных блоков, описывающих предметную область учебных дисциплин в соединении с практическими заданиями.
  4. Проблема организации специального образовательного пространства на основе информационно-технологического обеспечения и технической поддержки. Это предполагает наличие развитой системы управления знаниями и информацией. Высоко организованное образовательное пространство обеспечивает студентов потоком систематизированной информации, систематизацию процесса получения знания, доступность для использования и доступ к информации из любого места.

Процесс дистанционного обучения нельзя назвать простым и легким. Студенты ЦДО отмечают следующие трудности:

- нехватка времени (12,5%);

- сложные вопросы комплексных аттестационных работ (21,42%);

- неточности в электронном учебно-методическом обеспечении (28,5%);

- недостаточность навыков работы в Интернете (18,5%).

Перечисленные выше проблемы и трудности могут быть решены общими усилиями администрации, преподавателей и студентов колледжа. В связи с этим Центр Дистанционного Обучения ГАПОУ СО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж» поставил для себя основную цель – развить модель дистанционного образования в колледже до наиболее эффективной системы, удовлетворяющей требованиям качества образования. Для реализации поставленной цели требуется решить несколько задач, основными среди которых являются следующие:

1)  совершенствование имеющегося учебно-методического комплекса дисциплин;

2)  повышение квалификации преподавателей, работающих в ЦДО, в области умения разрабатывать электронные учебно-методические комплексы, а также владеть основами психологии общения в виртуальной среде;

3)  развитие и совершенствование образовательного пространства на основе информационно-технологического обеспечения и технической поддержки;

4)  усилить индивидуальный подход и особое отношение к разным категориям студентов.

Динамично развивающаяся экономика вынуждает человека в процессе жизни несколько раз менять сферы профессиональной деятельности, а также постоянно повышать свой профессионализм. Следствием этого является потребность в непрерывном профессиональном образовании, в профессиональной переподготовке, повышается роль самообразования. Система Дистанционного Образования, отвечающая данным требованиям, может быть рассмотрена как приоритетное направление профессиональной подготовки специалиста.



Все статьи автора «Дмитриева Марина Георгиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация