Сегодня в РФ коррупция превратилась уже не просто в криминальную проблему, но в общегосударственный негативный фактор, который не только подрывает авторитет властей, разрушает государственность, но и все более глубоко подрывает экономическую безопасность страны.
Этимологически слово «коррупция» происходит от латинского corruptio, означающего «подкуп», «совращение».
Согласно определению Дж.Поупа «коррупция – использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (например, депутатами) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе, международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера) либо предоставление последним таких преимуществ.»[1, с.40].
На данный момент, среди множества подходов к определению коррупции, одним из наиболее распространенных является правовой подход, а именно обращение к определениям, юридически закрепленным в нормативно-правовых актах.
В Российской Федерации понятие коррупции закреплено в Федеральном законе №273- ФЗ «О противодействии коррупции». Согласно ст.1 «под коррупцией понимается: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица»[5].
Следует отметить, что сложность феномена коррупции и попытки его интерпретации способствует появлению большого числа типологий и классификаций. Рассмотрим некоторые из них:
1) Бытовая или «низовая». Коррупция распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан[2]. Здесь, прежде всего, выделяются работники правоохранительных органов, военнослужащие, работники здравоохранения и образования, налоговых инспекций, пожарного надзора. Это коррупция на бытовом уровне, т.е. в системе ЖКХ, образования , медицины, в том, с чем человек соприкасается каждый день в процессе своей жизнедеятельности. Она охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую стоимостную цену.
2) Профессиональная или «верхушечная коррупция». Коррупция на уровне соприкосновения власти и государства, где сращивание их интересов приводит , как правило к профессиональной коррупции (получение выгодных заказов, бизнес проектов, система откатов и т.д.) . Она охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую стоимостную цену. «Она связана с лоббированием законов, участием в распределении госзаказов, изменением форм собственности и т.д»[3, с.56-57].
3) «Вертикальная» коррупция выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это когда обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной или гражданской организации. В этом случае работник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает его коррупционные действия. «Данное явление во власти особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм»[4, с.83] .
4) «Судебная». Коррупция в судебной системе, которая подрывает саму сущность , саму систему закона, его легитимность.
Таким образом, масштабы, специфика и динамика коррупции – следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны. Она всегда увеличивается, когда страна находится в переходном периоде, или, как сейчас говорят, в стадии модернизации.
Вместе с тем необходимо отметить, что в РФ хищения государственных средств и коррупция приобрели в 90-е гг. XX в. небывалые масштабы. В результате обществу и стране в целом был нанесен невосполнимый ущерб. XXI в. несколько поумерил размах этой противоправной деятельности, но коррупция все еще не сдает своих позиций.
Очевидно, что коррупция стала главным тормозом для роста российской экономики, укрепления уважения к закону в обществе. Являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов. Она препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национального производства. Коррупция вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности страны. Причем, следует признать, что ситуация здесь продолжает оставаться критической.
Сегодня российское законодательство предполагает 4 вида ответственности за коррупционные правонарушения:
- уголовная ответственность – применяется к тем, кто виноват в совершении преступления;
- административная ответственность – применяется в отдельных случаях, прописанных в законе (есть около 20 составов таких правонарушений);
- гражданско-правовая ответственность – когда с нарушителя требуют возместить убытки или ущерб в другой форме. А еще это случай, когда государственный служащий обязан передать государству подарки дороже определенной суммы;
- дисциплинарная ответственность – включает замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия.
Новейшая история нашего государства указывает на некоторые резонансные дела в сфере коррупции:
- «Дело Роскосмоса». Возбуждено по факту падения трёх спутников ГЛОНАСС. Государству был нанесён таким образом ущерб, оцениваемый в 2,5-4,3 млрд рублей. В связи с этим были уволены Вячеслав Филин (вице-президент РКК «Энергия»), Юрий Урличич (генеральный конструктор ГЛОНАСС), Виктор Ремишевский (замруководителя Роскосмоса) и т.д.
«Дело Оборонсервиса». Был отстранён от должности министр обороны Анатолий Сердюков. Сумма ущерба составила порядка 1 млр.рублей.
«Дело космодрома «Восточный». В конце сентября 2014 возбуждены два дела о хищении средств, направленных на строительство космодрома.
«Дело Алексея Улюкаева». За сделку по продаже акций «Башнефти» суд в 2017 году приговорил экс-министра экономразвития к 8 годам колонии строгого режима и штрафу в 130 миллионов рублей.
К основным мерам (механизмам) эффективного противодействия коррупции в России следует отнести[2,5]:
1) организацию системы борьбы с коррупцией на всех уровнях власти;
2) совместную работу правоохранительных органов с институтами гражданского общества;
3) формирование в обществе негативного и неприемлемого отношения к коррупции во всех ее проявлениях, создание атмосферы «общественного порицания»;
4) обеспечение доступа граждан о деятельности органов государственной власти, «прозрачность» власти;
5) разработку антикоррупционных стандартов, ужесточение наказаний в области противоправной коррупционной деятельности;
6) привлечение средств массовой информации и обеспечение их независимости;
7) повышение уровня правовой культуры населения, искоренение правового нигилизма, развитие правосознания граждан.
8) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
9) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
10) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов.
На сегодняшний день одной из задач, стоящим перед нашим государством, является анализ динамики развития коррупционных действия на государственной службе. В связи с чем встает острая необходимость установления причин их поведения и разработка комплекса согласованных действий, направленных на предупреждение и пресечение противоправных действий со стороны должностных лиц.
Успешность противодействия коррупции напрямую зависит от проявления высшим государственным руководством политической воли в ведении бескомпромиссной и последовательной борьбы с ней.
Библиографический список
- Воронцов С.А. Противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе. Ростов н/Д : Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2015. – 272с.
- Добрышкина К.В. Проблемы антикоррупционной политики Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 5. С.41-48.
- Калугина, Н. Г. К вопросу о понятии коррупционного правонарушения // Административное и муниципальное право. 2020. № 6. С.51-59.
- Короткова, О. И. Коррупция в органах государственной власти // Современное право. 2019. № 1. С. 82-85.
- Римский, В.Л. Коррупция во взаимодействиях российских граждан с представителями органов власти // Общественные науки и современность. 2021. № 5. С. 59-66.