О периоде истории Туркменистана, соответствующем VII-IX векам, сохранились в основном произведения авторов, живших на территории Арабского халифата. Основное место среди них занимают арабы. Арабы уделяли большое внимание истории и географии. Кроме них, сохранилось несколько работ персидских ученых о Туркменистане.
Произведения арабо-персидских и общевосточных, в том числе средневековых туркменских авторов имеют ряд особенностей. В арабском языке буквы, обозначающие согласные, используются редко. Читатель должен понимать и использовать их в соответствии со значением слова. Если вы сможете прочитать текст, написанный в наше время, то увидите много неясностей в отношении событий, произошедших сотни лет назад. Кроме того, их уничтожали люди, копировавшие и переписывавшие произведения арабских авторов. Такие ошибки чаще встречаются в арабском языке при написании малопонятных иностранных имен. Поэтому возникают трудности в понимании произведений арабских авторов.
Содержание важнейших произведений сохранилось в сокращенном виде в произведениях более поздних авторов. Возможно, самые интересные их части были заброшены.
Исторические произведения в основном основаны на рассказах о путешествиях, написанных во время военных походов короля. В основном они описывают взаимную борьбу князей, военные действия, события во дворце. Социальным событиям, происходившим в стране, уделяется очень мало места.
Географическая информация находится на более высоком уровне в арабо-персидских текстах. В них можно найти подробные сведения о внешнем виде городов и деревень, протяженности дорог между ними, торговых путях, видах ремесел, товарах, вывозимых и ввозимых из-за границы.
В своих рассказах о путешествиях путешественники очень подробно описывают свой опыт.
Арабские географические труды были написаны в связи с арабскими завоеваниями. Поэтому особое внимание они уделяют вопросам установления власти и сбора налогов на оккупированных территориях. Поэтому они дают очень точные сведения о перечне губерний и селений, количестве проживающих в них людей, видах производимой продукции и налогах, которые с них взимаются. Кроме того, состояние дорог между завоеванными странами от Багдада, столицы Арабского халифата, протяженность караван-сарая и т.д. уделяется особое внимание. То есть они служат очень надежными историческими источниками даже для современных историков. Как мы видели, труды арабо-персидских ученых включают в себя обобщающие исторические труды, монографии, посвященные отдельным странам, географические труды, мемуары, рассказы о путешествиях.
Аб-Али Ахмед ибн Омар ибн Русте (первая половина IX века) жил в Исфахане. До наших дней дошла только его книга «Китаб ал-алак ан-нафиса». Это была всеобъемлющая энциклопедия, и до нас дошел только седьмой том. В нем есть астрономическое введение, начинающееся с обсуждения небесных тел и явлений, а также места Земли во Вселенной. Затем дается описание мусульманских стран. Наконец, открывается дискуссия о других народах. Нас интересует, что он писал о тюркских народах.
Абу-Бакр Ахмед ибн Мухаммад ибн Исхак аль-Хамадани, по прозвищу Ибн аль-Факих. Даты рождения и смерти неизвестны. Он жил в 10 веке. Его величайшим географическим трудом является «Книга земель» (Китаб ал-Булдан) или «Книга сказаний о землях» (китаб ахбар ал-Булдан), дошедшая до нас в очень сокращенном виде. Впервые часть этой книги была опубликована в 1889 году. В 1923 году в Иране была найдена первая часть его, написанная об Иране, Хорасане, Средней Азии и Турции. На него сильно повлиял его предшественник аль-Джахиз (умер в 869 г. н.э.).
Ибн аль-Факих хотел, чтобы люди читали его с интересом, делая его работу близкой к науке и фантастике одновременно. Он использовал информацию аль-Мадаини, аль-Джахиза, Ибн Хордадбека аль-Белазури и Ибн Кутейбы. Он принес очень интересные сведения о тюркских народах Средней Азии, их местонахождении, традициях, Мерве, Балхе, Огузах. От Ибн-Хордадбека он получил указания в тюркские страны и список тюркских народов. Некоторые детали недоступны другим авторам до него. Последние авторы широко использовали их. Аль-Макадиси раскритиковал метод изложения аль-Факиха.
Абуль-Фарадж Кудама ибн Джафар. Его прозвали аль-Катуб аль-Багдади (Гробница Багдада). Сначала он стал христианином, а затем принял ислам. Аль-Муктафи жил во времена халифа (X в.) и состоял на службе у его визиря. Он написал книгу «Книга о земельном налогообложении» (Китаб ал-Харадж) по государственному управлению и два труда по теории поэзии и прозы. В его книге о налогообложении есть раздел по географии. Он использовал официальную информацию. Он зарегистрирован в качестве административного осведомителя. В своей книге он перечисляет провинции, крупные города и реки халифата. Показывает почтовые маршруты. Особое внимание он уделял налоговой системе. Он показывает, сколько налогов поступает из какой провинции. Таким образом, это наиболее достоверный исторический источник об экономике халифата IX-X вв. Большая часть исторических сведений относится к VIII-IX векам и взята у Ибн Хордадбеха и аль-Белазури. В книге Ибн-Хордадбека (IX век до н.э.) под названием «Книга дорог и провинций» упоминаются названия городов и провинций, расположенных в Туркмении, дана оценка ведущих к ним дорог, а также суммы налогов, собираемых с их определяется.
Другой автор 9 века – Аль-Якуб. В его труде «Книга стран» показаны расстояния между городами, расположенными в Средней Азии, и даны краткие сведения о городах. Вы также можете найти информацию о деятельности и обычаях людей, живущих в них.
Ибн-Джафар (1-я половина X века) приводит сведения об экономике Туркменистана в своей «Книге о поземельных налогах». В 10 веке ал-Балхи написал карту Средней Азии и краткое ее описание. Его работа также использовалась в работе недавних арабских ученых аль-Истахри, «Книга путей земель» и аль-Макдиси. Аль-Масуди, ибн-Мискавайх, ибн-Руст, жившие в IX-X вв., дают обширные сведения о реках Средней Азии, Каспийского моря и людях, живших вдоль них.
Абуль-Аббас Ахмет ибн Йохан ибн Джабир аль-Белазури (…-892) был иранским арабским историком. Он служил во дворце халифа и воспитывал сына. До нас дошли две его книги. «Книга владений» (Китаб футух аль-булдан) и «Родословная книга знати». Первая из книг описывает походы арабов. Он описал события на географической и исторической основе. Каждая провинция имеет отдельную главу. В последних главах было написано завоевание Хорасана и Мавераннахра. Часто он не упоминает источники, которыми пользовался. Тем не менее, его информация очень надежна. Как историк, он ценил важность событий. В отличие от других авторов, он не ограничивается описанием внешнего вида событий, но описывает и культурную жизнь.
При написании вышеупомянутых работ он использовал в качестве исторических источников труды аль-Белазури (умер в 826 г.), Абу Убайды Маамара ибн Мусанны и своего учителя аль-Мадаи. Книга Аль-Белазури дошла до нас в сокращенном виде. Его более полная версия использовалась якутами в 13 веке.
Одним из важных источников, объясняющих время арабских завоеваний на нынешних землях Туркменистана, является труд историка IX-X веков Табари под названием «Тарыхы ар-русул вель-мулук» («История пророков и царей»). Автор сообщает о некоторых попытках арабов занять земли по берегам Каспийского моря.
Труд арабского историка и географа Шакута Хамави под названием «Китаб аль-булдан» («Книга народов») является одним из важных трудов в изучении истории вышеупомянутого региона.
В начале X века Ибн-Фадлан написал «Книгу Ибн-Фадлана, посла ал-Муктадира к царю славян» на арабском языке. На самом деле Ибн Фадлан был отправлен не к царю славян, а послом в Булгарское царство, возникшее на территории современного Татарстана. Его главной целью было укрепление только что принятой в этом королевстве религии ислама. Проезжая через Среднюю Азию, Ибн Фадлан также записал очень ценные сведения о Туркменистане.
Большое значение в изучении истории арабского завоевания Туркменистана имеет книга «История пророков и царей» персидского ученого Табари (839-923), писавшего на арабском языке. По сути, эта книга была всемирной историей того времени. Табари более подробно писал о событиях, последовавших за возникновением ислама. Табари использовал много достоверных источников для написания этого труда, к сожалению, эта книга дошла до нас в сокращенном виде.Также очень ценна Книга Аль-Белазури (IXa) о владении землями. В последних главах этой книги владения каждой провинции Средней Азии писались отдельно.
В книге Нершахи (Х-а) «История Бухары» подробно рассказывается о восстании Муканна в Туркмении в VIII веке.
Гардизи (XI-а) оставил ценные исторические сведения в изучении истории Хорасана, Южной Туркмении до 1041 года.
Труд Бейхаки «История», написанный на персидском языке в XI веке, состоит из 30 томов, в которых до мельчайших подробностей описаны события, туркмено-арабские отношения.
В первой половине ХХ века недалеко от Самарканда археологи обнаружили около 80 записей на согдийском языке, относящихся к истории Согдианы (Восточный Туркменистан). Они дают нам интересные сведения об экономическом положении Согдианы в 8 веке.
Работ европейских авторов о Средней Азии периода арабских завоеваний почти нет. С одной стороны, это объясняется обострением конфликта между исламской и христианской религиями, а с другой стороны, значительным упадком культуры в большинстве стран Европы в VI-X вв. Поэтому для нас очень ценны сведения, написанные византийским императором Константином Багрянородным (912-959) о происхождении тюркских народов и их взаимоотношениях с Византией в главах 13-25 и 38 его труда “Об управлении империями”.
Библиографический список
- Ханмырадов Г., Чарыева О. Источниковедение истории Туркменистана Пособие для студентов-историков высших учебных заведений.- Ашхабад, 2010.
- Атагарриев Ю. Следы в истории. Ашхабад, 1989.
- Агаджанов С.Г. Сельджукиды и Туркмения в XI-XII вв. Ашхабад, 1973.
Количество просмотров публикации: Please wait