ТУРКМЕНСКИЕ ЗЕМЛИ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ АРАБСКИХ ИСТОЧНИКАХ

Оразова Айджан Батыровна
Туркменский государственный институт экономики и управления
студентка

Аннотация
Арабские и персидские письменные источники содержат ценные сведения о туркменах и местах их проживания. После принятия ислама в регионе труды, оставленные учеными в различных областях мусульманских общин, и религиозные сочинения региона помогут понять образ жизни туркмен. Многое было написано на арабском и персидском языках о народах региона, в том числе о туркменах, во времена Омейядов, Аббасидов, конья, сельджуков и османов.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Оразова А.Б. Туркменские земли в средневековых арабских источниках // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/09/98916 (дата обращения: 19.04.2024).

О периоде истории Туркменистана, соответствующем VII-IX векам, сохранились в основном произведения авторов, живших на территории Арабского халифата.  Основное место среди них занимают арабы.  Арабы уделяли большое внимание истории и географии.  Кроме них, сохранилось несколько работ персидских ученых о Туркменистане.

Произведения арабо-персидских и общевосточных, в том числе средневековых туркменских авторов имеют ряд особенностей.  В арабском языке буквы, обозначающие согласные, используются редко.  Читатель должен понимать и использовать их в соответствии со значением слова.  Если вы сможете прочитать текст, написанный в наше время, то увидите много неясностей в отношении событий, произошедших сотни лет назад.  Кроме того, их уничтожали люди, копировавшие и переписывавшие произведения арабских авторов.  Такие ошибки чаще встречаются в арабском языке при написании малопонятных иностранных имен.  Поэтому возникают трудности в понимании произведений арабских авторов.

Содержание важнейших произведений сохранилось в сокращенном виде в произведениях более поздних авторов.  Возможно, самые интересные их части были заброшены.

Исторические произведения в основном основаны на рассказах о путешествиях, написанных во время военных походов короля.  В основном они описывают взаимную борьбу князей, военные действия, события во дворце.  Социальным событиям, происходившим в стране, уделяется очень мало места.

Географическая информация находится на более высоком уровне в арабо-персидских текстах.  В них можно найти подробные сведения о внешнем виде городов и деревень, протяженности дорог между ними, торговых путях, видах ремесел, товарах, вывозимых и ввозимых из-за границы.

В своих рассказах о путешествиях путешественники очень подробно описывают свой опыт.

Арабские географические труды были написаны в связи с арабскими завоеваниями.  Поэтому особое внимание они уделяют вопросам установления власти и сбора налогов на оккупированных территориях.  Поэтому они дают очень точные сведения о перечне губерний и селений, количестве проживающих в них людей, видах производимой продукции и налогах, которые с них взимаются.  Кроме того, состояние дорог между завоеванными странами от Багдада, столицы Арабского халифата, протяженность караван-сарая и т.д.  уделяется особое внимание.  То есть они служат очень надежными историческими источниками даже для современных историков.  Как мы видели, труды арабо-персидских ученых включают в себя обобщающие исторические труды, монографии, посвященные отдельным странам, географические труды, мемуары, рассказы о путешествиях.

Аб-Али Ахмед ибн Омар ибн Русте (первая половина IX века) жил в Исфахане.  До наших дней дошла только его книга «Китаб ал-алак ан-нафиса».  Это была всеобъемлющая энциклопедия, и до нас дошел только седьмой том.  В нем есть астрономическое введение, начинающееся с обсуждения небесных тел и явлений, а также места Земли во Вселенной.  Затем дается описание мусульманских стран.  Наконец, открывается дискуссия о других народах.  Нас интересует, что он писал о тюркских народах.

Абу-Бакр Ахмед ибн Мухаммад ибн Исхак аль-Хамадани, по прозвищу Ибн аль-Факих.  Даты рождения и смерти неизвестны.  Он жил в 10 веке.  Его величайшим географическим трудом является «Книга земель» (Китаб ал-Булдан) или «Книга сказаний о землях» (китаб ахбар ал-Булдан), дошедшая до нас в очень сокращенном виде.  Впервые часть этой книги была опубликована в 1889 году.  В 1923 году в Иране была найдена первая часть его, написанная об Иране, Хорасане, Средней Азии и Турции.  На него сильно повлиял его предшественник аль-Джахиз (умер в 869 г. н.э.).

Ибн аль-Факих хотел, чтобы люди читали его с интересом, делая его работу близкой к науке и фантастике одновременно.  Он использовал информацию аль-Мадаини, аль-Джахиза, Ибн Хордадбека аль-Белазури и Ибн Кутейбы.  Он принес очень интересные сведения о тюркских народах Средней Азии, их местонахождении, традициях, Мерве, Балхе, Огузах.  От Ибн-Хордадбека он получил указания в тюркские страны и список тюркских народов.  Некоторые детали недоступны другим авторам до него.  Последние авторы широко использовали их.  Аль-Макадиси раскритиковал метод изложения аль-Факиха.

Абуль-Фарадж Кудама ибн Джафар.  Его прозвали аль-Катуб аль-Багдади (Гробница Багдада).  Сначала он стал христианином, а затем принял ислам.  Аль-Муктафи жил во времена халифа (X в.) и состоял на службе у его визиря.  Он написал книгу «Книга о земельном налогообложении» (Китаб ал-Харадж) по государственному управлению и два труда по теории поэзии и прозы.  В его книге о налогообложении есть раздел по географии.  Он использовал официальную информацию.  Он зарегистрирован в качестве административного осведомителя.  В своей книге он перечисляет провинции, крупные города и реки халифата.  Показывает почтовые маршруты.  Особое внимание он уделял налоговой системе.  Он показывает, сколько налогов поступает из какой провинции.  Таким образом, это наиболее достоверный исторический источник об экономике халифата IX-X вв.  Большая часть исторических сведений относится к VIII-IX векам и взята у Ибн Хордадбеха и аль-Белазури.  В книге Ибн-Хордадбека (IX век до н.э.) под названием «Книга дорог и провинций» упоминаются названия городов и провинций, расположенных в Туркмении, дана оценка ведущих к ним дорог, а также суммы налогов, собираемых с их определяется.

Другой автор 9 века – Аль-Якуб.  В его труде «Книга стран» показаны расстояния между городами, расположенными в Средней Азии, и даны краткие сведения о городах.  Вы также можете найти информацию о деятельности и обычаях людей, живущих в них.

Ибн-Джафар (1-я половина X века) приводит сведения об экономике Туркменистана в своей «Книге о поземельных налогах».  В 10 веке ал-Балхи написал карту Средней Азии и краткое ее описание.  Его работа также использовалась в работе недавних арабских ученых аль-Истахри, «Книга путей земель» и аль-Макдиси.  Аль-Масуди, ибн-Мискавайх, ибн-Руст, жившие в IX-X вв., дают обширные сведения о реках Средней Азии, Каспийского моря и людях, живших вдоль них.

Абуль-Аббас Ахмет ибн Йохан ибн Джабир аль-Белазури (…-892) был иранским арабским историком.  Он служил во дворце халифа и воспитывал сына.  До нас дошли две его книги.  «Книга владений» (Китаб футух аль-булдан) и «Родословная книга знати».  Первая из книг описывает походы арабов.  Он описал события на географической и исторической основе.  Каждая провинция имеет отдельную главу.  В последних главах было написано завоевание Хорасана и Мавераннахра.  Часто он не упоминает источники, которыми пользовался.  Тем не менее, его информация очень надежна.  Как историк, он ценил важность событий.  В отличие от других авторов, он не ограничивается описанием внешнего вида событий, но описывает и культурную жизнь.

При написании вышеупомянутых работ он использовал в качестве исторических источников труды аль-Белазури (умер в 826 г.), Абу Убайды Маамара ибн Мусанны и своего учителя аль-Мадаи.  Книга Аль-Белазури дошла до нас в сокращенном виде.  Его более полная версия использовалась якутами в 13 веке.

Одним из важных источников, объясняющих время арабских завоеваний на нынешних землях Туркменистана, является труд историка IX-X веков Табари под названием «Тарыхы ар-русул вель-мулук» («История пророков и царей»).  Автор сообщает о некоторых попытках арабов занять земли по берегам Каспийского моря.

Труд арабского историка и географа Шакута Хамави под названием «Китаб аль-булдан» («Книга народов») является одним из важных трудов в изучении истории вышеупомянутого региона.

В начале X века Ибн-Фадлан написал «Книгу Ибн-Фадлана, посла ал-Муктадира к царю славян» на арабском языке.  На самом деле Ибн Фадлан был отправлен не к царю славян, а послом в Булгарское царство, возникшее на территории современного Татарстана.  Его главной целью было укрепление только что принятой в этом королевстве религии ислама.  Проезжая через Среднюю Азию, Ибн Фадлан также записал очень ценные сведения о Туркменистане.

Большое значение в изучении истории арабского завоевания Туркменистана имеет книга «История пророков и царей» персидского ученого Табари (839-923), писавшего на арабском языке.  По сути, эта книга была всемирной историей того времени.  Табари более подробно писал о событиях, последовавших за возникновением ислама.  Табари использовал много достоверных источников для написания этого труда, к сожалению, эта книга дошла до нас в сокращенном виде.Также очень ценна Книга Аль-Белазури (IXa) о владении землями.  В последних главах этой книги владения каждой провинции Средней Азии писались отдельно.

В книге Нершахи (Х-а) «История Бухары» подробно рассказывается о восстании Муканна в Туркмении в VIII веке.

Гардизи (XI-а) оставил ценные исторические сведения в изучении истории Хорасана, Южной Туркмении до 1041 года.

Труд Бейхаки «История», написанный на персидском языке в XI веке, состоит из 30 томов, в которых до мельчайших подробностей описаны события, туркмено-арабские отношения.

В первой половине ХХ века недалеко от Самарканда археологи обнаружили около 80 записей на согдийском языке, относящихся к истории Согдианы (Восточный Туркменистан).  Они дают нам интересные сведения об экономическом положении Согдианы в 8 веке.

Работ европейских авторов о Средней Азии периода арабских завоеваний почти нет.  С одной стороны, это объясняется обострением конфликта между исламской и христианской религиями, а с другой стороны, значительным упадком культуры в большинстве стран Европы в VI-X вв.  Поэтому для нас очень ценны сведения, написанные византийским императором Константином Багрянородным (912-959) о происхождении тюркских народов и их взаимоотношениях с Византией в главах 13-25 и 38 его труда “Об управлении империями”.


Библиографический список
  1. Ханмырадов Г., Чарыева О. Источниковедение истории Туркменистана Пособие для студентов-историков высших учебных заведений.- Ашхабад, 2010.
  2. Атагарриев Ю.  Следы в истории.  Ашхабад, 1989.
  3. Агаджанов С.Г.  Сельджукиды и Туркмения в XI-XII вв.  Ашхабад, 1973.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация